Тема VII. ОБЪЕДИНЕНИЯ АДВОКАТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

· Международный союз (содружество) адвокатов (устав Союза о его целях, задачах, принципах деятельности его органов и проч.).

· Федеральный союз адвокатов (устав Федерального союза адвокатов о его целях и задачах, принципы деятельности союза и его органов; членстве в союзе и проч.).

· Гильдия российских адвокатов (устав Гильдии адвокатов о ее целях и задачах, органах самоуправления гильдии и пр.).

· Федеральный Совет адвокатуры Российской Федерации.

· Органы печати адвокатуры.

· Федеральная палата адвокатов Российской Федерации.

Единственной формой объединения адвокатов советского периода были коллегии адвокатов областей, краев, автономных республик, союзных республик.

Между собой коллегам адвокатов в правовом и организационном отно­шениях были разобщены и если связи спонтанно возникали, то в основ­ном по линии совместных научно-практических конференций. Союзный закон об адвокатуре (от 30.11.1979 г.) не предусматривал создания каких-либо структур и органов, объединяющих коллегой адвокатов СССР.

Важным достижением последнего десятилетия является формиро­вание объединений (ассоциаций, союзов) адвокатов. Именно через эти объединения у адвокатуры появилась возможность влияния на содержание законодательства, так или иначе касающегося адвокату­ры, ее организации, принципов деятельности, статуса в обществе и государстве. Через объединения адвокатура России влияет на форми­рование социальных и правовых гарантий независимости адвокатов, ищет способы защиты адвокатов от диктата государственных органов, произвола чиновников госаппарата.

Через объединения адвокатура России вышла на международную арену.

Первым объединением адвокатских коллегий на территории СССР стал Союз адвокатов, который с распадом СССР обрел статус между­народного, объединяя адвокатские коллективы стран Содружества Не­зависимых Государств и некоторых стран Запада.

Действующий ныне устав Международного союза (содружества) адвокатов принят постановлением его I Ассамблеи 21 мая 1992 г. Из­менения в него были внесены III Ассамблеей 22 мая 1998 г. (опублико­ван в газете «Адвокат», ноябрь 1998 г.).

Устав предусматривает задачи Союза, его права и обязанности, членство в Союзе, его структуру и руководящие органы, источники денежных средств и пр.

В качестве целей Союза (ст. 2 устава) указываются: содействие обес­печению высоких стандартов мастерства, профессиональной этики, единства и сотрудничества адвокатов; защита прав и свобод, чести и достоинства членов организации; пропаганда принципов и гарантий независимости адвокатуры; содействие развитию юридической науки, повышению правовой культуры населения; расширение и укрепление международных профессиональных и культурных связей адвокатов раз­ных стран и регионов.

Для обеспечения указанных целей Союз адвокатов создает НИИ адвокатуры; изучает и распространяет опыт лучших адвокатов; орга­низует научно-методическую работу; оказывает помощь адвокатским объединениям в проведении профессиональной учебы, организует международные семинары и конференции; разрабатывает проблемы адвокатской этики; учреждает печатный орган; организует обмен де­легациями; изучает и обобщает статус адвокатов в различных право­вых системах и пр.

Членство в Союзе может быть как коллективным, так и индиви­дуальным. В Союз могут быть приняты не только адвокаты, но и ученые-юристы, общественные деятели и общественные объединения.

Средства Союза формируются из вступительных взносов, доходов от печатных изданий, спонсорских пожертвований.

Органами Союза являются: ассамблея, формируемая из делегатов региональных и национальных отделений, которая утверждает устав, избирает президиум, правление и ревизионную комиссию. Имеет пе­чатное издание — газету «Адвокат».

В сентябре 1994 г. ряд коллегий адвокатов России провели учреди­тельный съезд Федерального союза адвокатов, на котором зафикси­ровали не только объединение российских адвокатов, но и утверди­ли свой устав. Этот Союз объединил 52 региональные коллегии адвокатов.

Федеральный союз адвокатов в отличие от Международного со­юза адвокатов является внутригосударственным формированием и преследует цели, ориентированные на наши внутренние проблемы: содействие процессу формирования правового государства; оказа­ние квалифицированной правовой помощи гражданам и организа­циям; повышение правовой культуры и правосознания граждан; обеспечение правовой защищенности адвокатов, развитию инсти­тута адвокатуры.

Соответственно этим целям определяются конкретные задачи и фор­мы деятельности Союза.

Его руководящими органами являются: съезд, исполком, прези­дент. Контролирующим органом является ревизионная комиссия. Средства союза складываются из членских взносов, добровольных пожерт­вований, доходов от издательской и иной деятельности.

Во многих своих положениях устав Федерального союза адвокатов России напоминает устав Международного союза адвокатов, что вполне естественно, ибо отдельные задачи и цели их деятельности совпадают. Московской городской коллегией адвокатов с 2000 года издается журнал «Вопросы адвокатуры».

Параллельно Федеральному союзу адвокатов действует на террито­рии России аналогичный союз, именуемый Гильдией российских ад­вокатов (далее — Гильдия), также имеющей свой устав, принятый учредительной конференцией в январе 1995 г. По сути, Гильдия есть объединение так называемых параллельных коллегий адвокатов, со­зданных их учредителями с ведома и согласия Минюста РФ к середи­не 90-х годов XX в., потеснивших традиционные коллегии на рынке правовых услуг.

Органами самоуправления Гильдии являются: съезд, совет колле­гий адвокатов, исполком, президент, вице-президент, президиум Гиль­дии, ревизионная комиссия. Устав Гильдии подробно описывает функ­ции и порядок деятельности этих органов.

Ее цели и задачи — конгломерат из привычных формулировок Положения об адвокатуре и уставов союзов адвокатов. Издает «Вест­ник Гильдии российских адвокатов» и журнал «Российский адвокат».

Была попытка создания еще одного союза адвокатов России, на базе нескольких коллегий субъектов федерации под названием «Ассо­циация адвокатов России» (Саратов).

Практика показала, что существование нескольких адвокатских ассоциаций (союзов) на территории одного государства влечет с не­избежностью ряд отрицательных последствий: разнобой мнений при решении одних и тех же вопросов жизни адвокатуры, усложнение представительства адвокатуры в органах законодательной, исполни­тельной и судебной власти, снижение в конечном счете престижа объединений.

Понимание этого привело к решению о необходимости объедине­ния указанных союзов в единый Федеральный союз адвокатов Рос­сии, что и произошло в начале 2000 года.

Объединительный съезд представителей адвокатских ассоциаций и коллегий, состоявшийся 26 февраля 2000 года, принял устав Обще­российской общественной организации «Федеральный союз адвокатов России» (ФСАР). Этот устав создавался на базе устава Федерального союза адвокатов (регионального) России, принятом 13 сентября 1994 г. и был официально зарегистрирован Министерством юстиции РФ 28 июля 2000 г.

Устав ФСАР представляет собой детально разработанный норма­тивный документ, включающий разделы: общие положения, цели и задачи Союза, деятельность Союза, условия вступления в Союз, пра­ва и обязанности его членов, структура Союза, порядок образования и компетенция органов Союза и др.

Статья 6 устава содержит перечень задач Союза, в числе главных названо «содействие дальнейшему укреплению и развитию независи­мой, сильной, авторитетной адвокатуры как важного условия форми­рования правового государства».

В последующем при Союзе был создан научно-методический центр (НМЦ), призванный содействовать реализации задач Союза, требую­щих научного обеспечения. Задачи и методы деятельности НМЦ опре­делены положением о нем, проект которого был вынесен на обсужде­ние адвокатской общественности.

В сентябре 2000 г. на совместном заседании Исполкома Гильдии российских адвокатов, Президиума Федерального союза адвокатов России, с участием представителей Международного союза (содру­жества) адвокатов и ряда коллегий адвокатов субъектов Российс­кой Федерации, в целях принятия мер по дальнейшему реальному сплочению всех адвокатов России в единое сообщество подписан Меморандум[9] о создании единого федерального координирующего органа самоуправления адвокатуры — Федерального Совета адвока­туры Российской Федерации. Целями Федерального Совета адвока­туры объявлены:

· координация деятельности адвокатских объединений и коллегий адвокатов;

· обеспечение представительства интересов всех российских адво­катов на федеральном уровне;

· повышение эффективности оказания квалифицированной юри­дической помощи и создание благоприятных условий для обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граж­дан и организаций;

· обеспечение правовой защиты самих адвокатов.

Участники совместного заседания, в частности, постановили[10]:

1. На период до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих структуру орга­нов и деятельность адвокатуры в России и между съездами адво­катов России, Федеральный Совет адвокатуры Российской Феде­рации считается единым координирующим органом самоуправления адвокатуры.

2. Избрать персональный состав Федерального Совета адвокатуры Российской Федерации на паритетных началах от Гильдии российс­ких адвокатов, Федерального союза адвокатов России и от Между­народного союза (содружества) адвокатов в количестве 15 человек, а также двух сопредседателей из их числа.

3. Все решения Федерального Совета адвокатуры принимаются на основе консенсуса. В случае разногласий при решении тех или иных вопросов жизнедеятельности адвокатуры, обсуждение переносится на совместное заседание Исполкома Гильдии российских адвокатов и Пре­зидиума Федерального союза адвокатов России с участием представи­телей Международного союза (содружества) адвокатов.

4. В целях создания единой правовой базы деятельности адвока­туры в Российской Федерации, а также для последующего законо­дательного закрепления сложившихся на практике единых правил профессиональной адвокатской этики возложить на Федеральный Совет адвокатуры функции координирующего органа по подготов­ке проектов федеральных законов и нормативных актов, имеющих отношение к вопросам адвокатской деятельности.

5. Приступить к подготовке проектов документов, устанавливаю­щих единые принципы и правила адвокатской деятельности на терри­тории Российской Федерации:

· правил приема, перевода и отчисления членов коллегий адвокатов;

· правил адвокатской профессиональной этики;

· норм внутреннего трудового распорядка;

· единой формы официальных документов, дающих право на занятие адвокатской деятельностью, в том числе свидетельств, удостоверений, договоров на оказание юридической помощи и других;

· единых правил приема и трудовой деятельности стажеров и по­мощников адвокатов;

· единых правил создания новых коллегий и консультаций.

6. Обратиться в Министерство юстиции РФ с просьбой о при­остановлении выдачи согласований на вновь образуемые коллегии адвокатов.

Таким образом, процесс объединения региональных коллегий ад­вокатов, начавшийся в годы «перестройки» практически можно счи­тать завершенным. Его положительный результат должен был сказать­ся в обеспечении надлежащего функционирования коллегий адвокатов, повышении их роли в общественной и государственной жизни, в со­вершенствовании правовой защиты населения и общей юридической культуры.

Реальное практическое достижение объединений адвокатов России можно увидеть в проведении съездов адвокатов, связанных с обсужде­нием насущных вопросов адвокатуры, прежде всего вопросов совер­шенствования законодательства об адвокатуре. В частности, адвокатской общественности, активно выступившей против попыток ограничения полномочий органов адвокатуры по самоуправлению, попыток огосу­дарствления адвокатуры, многое удалось. Принятый Федеральный за­кон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера­ции» в этом плане благоприятно отличается от варианта, представленного в Государственную Думу президентской комиссией в начале 2001 г.

Новый закон, к сожалению, проигнорировал сложившиеся адво­катские ассоциации. Им предложена работа с чистого листа: проведе­ние Всероссийского съезда адвокатов и создание Федеральной пала­ты адвокатов Российской Федерации (ст. 35, 36). При этом подчеркивается, что «образование других организаций и органов с функциями и полномочиями Федеральной палаты адвокатов, не до­пускается» (ст. 35 п. 4).

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, как орган адвокатского самоуправления, создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, мест­ного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи (ст. 35).

Всероссийский съезд адвокатов избирает совет Федеральной пала­ты в количестве 36 человек, принимает устав палаты и кодекс профессиональной этики адвоката, определяет размер отчислений адво­катских палат на общие нужды Федеральной палаты, утверждает сме­ту расходов, избирает ревизионную комиссию и пр.

Совет Федеральной палаты избирает из своего состава президента сроком на четыре года и по его представлению трех вице-президентов сроком на два года. Совет Федеральной палаты является коллегиаль­ным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов со все­ми необходимыми полномочиями. Их перечень содержится в ст. 37 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

ЛИТЕРАТУРА

Уставы Союзов адвокатов.

Меморандум. Информационно-аналитический журнал. // Адвокатские ве­сти. М., 2000, ноябрь. С.З

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Рос­сийской Федерации» от 26.04.2002 г.

Тема VIII. АДВОКАТ

· Адвокат— субъект реализации правозащитной функции адвокатуры, консуль­тант, защитник, представитель, поверенный.

· Требования к лицу, вступающему в адвокатуру,- приобретение статуса адвока­та, права и обязанности адвокатов.

· Оформление поручений на ведение дел клиентов, порядок оплаты труда адвока­та, ответственность адвоката— дисциплинарная, материальная— за наруше­ния профессионального долга.

· Виды юридической помощи, оказываемой адвокатом.

Реализация функции оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам практически осуществляется не адвокатурой и не адвокатскими палатами с их организационными структурами, а конкретными адвокатами либо партнерами адвокатских бюро.

В соответствии с Положением об адвокатуре в РСФСР (утверждено Законом РСФСР 20 ноября 1980 г.) адвокатами считались граждане России, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по специальности юриста не менее двух лет, принятые в члены коллегии адвокатов. Допускается прием в коллегию адвокатов лиц, не имеющих стажа работы по специальности юриста, однако с условием прохожде­ния стажировки в коллегии адвокатов сроком от шести месяцев до одного года. Как правило, адвокаты — члены коллегии — имели по­стоянное рабочее место в юридических консультациях (бюро, фир­мах, адвокатских конторах).

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон) установил новый порядок комплектования адвокатуры путем приобретения статуса адвоката.

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификаци­онная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федера­ции после сдачи претендентом квалификационного экзамена.

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имею­щем государственную аккредитацию образовательном учреждении выс­шего профессионального образования, либо ученую степень по юри­дической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании сроком от одного года до двух лет. После положительного решения квалификационной комиссии пре­тендент приносит присягу, получает статус адвоката и становится чле­ном адвокатской палаты. Территориальный орган юстиции, получив от квалификационной комиссии сведения о принятом адвокате, зано­сит их в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Закон подробно регламентирует требования к претенденту, условия допуска его к квалификационному экзамену и вклю­чения сведений об адвокате в государственный реестр (ст. 9 — 14 Зако­на).

Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта Федерации и состоять только в одном адво­катском образовании (ст. 15 п. 4). Однако осуществлять свою деятель­ность он вправе на территории всей Российской Федерации без како­го-либо дополнительного разрешения (ст. 9 п. 5).

Поручения на оказание юридической помощи адвокаты получают непосредственно от клиентов либо через заведующего консультацией (адвокатским бюро, коллегией), который распределяет работу, конт­ролирует ее качество и оплату, разрешает возникающие конфликты в коллективе адвокатского образования или между адвокатом и клиен­том, если они по своему характеру не требуют вмешательства совета адвокатской палаты (в прошлом президиума коллегии).

Именно адвокат (а не заведующий консультацией и не руководя­щие органы иных адвокатских формирований) является субъектом защиты и представительства, именно он участвует в судопроизводстве и процессуальных правоотношениях. Адвокаты — участники доказы­вания по конкретным уголовным, гражданским, административным делам; им принадлежит право собирания и представления доказательств, их проверки и оценки в определенном законом процессуальном режи­ме. На них возлагается обязанность использования всех предусмотрен­ных законом средств и способов защиты, обоснования выдвигаемого в интересах подзащитного или доверителя тезиса.

Закон ввел существенное новшество, расширяющее поле деятель^ ности адвокатов, повышающее престиж адвокатуры. «Представителя­ми организаций органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизвод­стве, в судопроизводстве по делам об административных правонару­шениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате ука­занных организаций, органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления, если иное не установлено федеральным зако­ном (ст. 2 п. 4).

Адвокатами даются устные советы, составляются исковые заявле­ния, жалобы, проекты договоров и других документов юридического характера.

Адвокаты не могут состоять на службе в государственных и обще­ственных организациях, исключая занятие научной, педагогической и иной творческой деятельностью.

Адвокат имеет право:

· избирать и быть избранным в органы адвокатской палаты; ставить перед органами адвокатской палаты вопросы, касающиеся деятельно­сти палаты, вносить предложения по улучшению ее работы и прини­мать участие в их обсуждении;

· принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами палаты его деятельности или поведения, а также выйти из состава адвокатской палаты.

Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, пра­вомочен:

· представлять права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех государственных и общественных орга­низациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствую­щих вопросов;

· запрашивать справки, характеристики и иные документы, необ­ходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государствен­ных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии;

· опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих относящейся к делу информацией; привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юри­дической помощи и пр. (ст. 6 Закона).

Законом предусматриваются обязанности адвоката, имеющие как правовой, так и нравственный характер.

Адвокат обязан в своей деятельности соблюдать требования дей­ствующего законодательства, честно, разумно добросовестно отстаи­вать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством средствами.

Адвокат не вправе принять поручение об оказании юридической помощи в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоре­чат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя лица, произво­дившего дознание, эксперта-специалиста, переводчика, свидетеля или понятого, а также если в расследовании или рассмотрении дела при­нимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в род­ственных отношениях.

Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверите­лем в связи с оказанием юридической помощи (ст. 6, 7).

Новое законодательство о судопроизводстве — гражданском, уго­ловном, административном, конституционном и арбитражном суще­ственно расширило сферу деятельности адвокатов, способы и средства, используемые ими в защиту интересов обвиняемого и доверителя. Эф­фективность оказываемой адвокатом правовой помощи определяется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и состоянием

правовой системы, статусом личности в государстве. Конституция РФ 1993 г. в главе «Права и свободы человека и гражданина» сделала значи­тельный шаг в направлении к построению правового государства. Учитывая прямое действие Конституции РФ и отражение ее принципов в отраслевом законодательстве, адвокат получил возможность воздей­ствия на создание условий для реализации прав человека.

Большое значение для успешной деятельности адвоката имеет его независимость от государственных органов и органов адвокатского со­общества при определении средств и способов защиты интересов кли­ента, единственными критериями которых являются законность и нрав­ственная безупречность.

Новый закон расширил гарантии независимости адвоката, указав, что вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой дея­тельности каким бы то ни было образом, запрещается. Не допускается истребование связанных с адвокатской деятельностью сведений. Адво­кат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государ­ства (ст. 18).

Возбуждение в отношении адвоката уголовного дела допускается только прокурором на основании заключения судьи районного суда (ст. 448 ч.1, п. 10 УПК РФ в редакции Федерального закона «О внесе­нии изменений и дополнений в УПК РФ» от 29 мая 2002 г.).

Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмот­ренное для граждан Конституцией Российской Федерации (ст. 3 п. 4).

ЛИТЕРАТУРА:

Положение об адвокатуре в РСФСР от 20.11.1980 г.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Рос­сийской Федерации» 2002 г.

УПК РСФСР от 27.10.1960 г.; УПК РФ от 22.11.2001 г.

ГПК РСФСР 1964 г.

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1996 (гл. 16 Юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация).

Роль и задачи российской адвокатуры / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 1972. (сборник статей, посвященный 50-летию советской адвокатуры).

Бойков А.Д. Третья власть в России. Очерки о правосудии и судебной реформе 1990-1996 гг. (гл. X «Адвокатура в России в условиях судеб­но-правовой реформы»).

Мирзоев Г.Б. Юридическая защита предпринимательства в России. М., 1997.

Адвокатура в СССР (коллектив авторов). М., 1971.


Наши рекомендации