Тема II. ПОНЯТИЕ АДВОКАТУРЫ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

· Адвокатура как добровольное профессиональное объединение юристов с целью оказания юридической помощи населению.

· Особенности адвокатуры как общественной самоуправляющейся организации.

· Взаимодействие адвокатуры с органами государственного управления. Независи­мость адвокатуры от государственных органов. Гарантии независимости адвокатуры (ограничение государственного руководства адвокатурой, самоуп­равление, экономическая самостоятельность и др.).

· Принципы деятельности адвокатуры (гуманизм, законность, независимость, профессиональная тайна, нравственные начала профессии и др.).

Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профес­сионалов, объединенных в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации (по старой терминологии — в коллегиях адвокатов) и име­ющих задачей оказание юридической помощи физическим и юриди­ческим лицам, включающую в себя участие в различных видах судо­производства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.).

Функционирование адвокатуры является основным способом обес­печения положения ст. 48 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юри­дической помощи».

Поскольку коллегии адвокатов являлись практически единствен­ной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними.

Из Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» выте­кает, что адвокатура является некоммерческой, коллегия адвокатов определена как «некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимаю­щееся адвокатской деятельностью. Как институт гражданского сооб­щества адвокатура не входит в систему органов государственной влас­ти и местного самоуправления» (см.: ст. 1,3,29,31 и др.).

Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объе­динений, их независимость от органов государственного управления. Правовые основы взаимодействия адвокатуры с органами государ­ственной власти — это один из концептуальных вопросов, ответ на который определяет в значительной мере правовой статус адвокату­ры, ее место в системе государственных и общественных институтов.

Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в колле­гию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, хозяйственно-кан­целярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсион­ные фонды.

К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независимости и самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, за­конность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии.

Из этих принципов, содержание которых достаточно очевидно[3], в особом разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следова­ние требованиям закона — обязательное условие деятельности адвока­та и адвокатуры.

Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мни­мые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Не случайно в законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» впервые четко изложено требование о том, что «Адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер» (п.п.1 п.4 ст.6). Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представ­лять правоохранительным органам подложные документы, фальсифи­цированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпев­ших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний и т.п.

Это значит, что адвокат не слуга клиента — он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменном усло­вии не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний).

Начинающему адвокату следует усвоить формулу: все законные действия адвоката порождают права и обязанности для его клиента, а все незаконные действия адвоката порождают обязанности лично для него самого.

В действовавшем ранее Положении об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. в числе задач адвокатуры предусматривалось «содействие осуществлению правосудия». В новом Законе это требование отсутству­ет. Однако вопрос о том, должен ли адвокат содействовать правосу­дию постоянно, возникает и требует пояснений. Функция адвоката односторонняя. Реализуя ее, адвокат, естественно, объективно содей­ствует осуществлению правосудия. Но это не главная его задача и он не может предавать клиента ради «торжества правосудия».

Существенно изменилось в годы реформ представление о «государ­ственном руководстве адвокатурой». Практически не применялись статьи «Положения об адвокатуре РФ», в которых говорилось о государ­ственном контроле. Численный состав, штаты, смета доходов и расхо­дов коллегии адвокатов не утверждались исполнительными органами субъектов Федерации. Были ограничены функции Минюста по уста­новлению правил оплаты труда адвокатов, поскольку при наличии соглашения адвоката с клиентом ставка гонорара определялась ими самими. Минюст не заслушивал отчеты председателей коллегий адво­катов и т.д.

В результате ведущейся в стране судебно-правовой реформы адво­катура постепенно обретала независимость, а принцип самоуправле­ния в адвокатских коллективах обретал реальное содержание.

Эти достижения длительное время носили характер практических завоеваний адвокатуры. Юридическое оформление они получили в Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Фе­дерации».

ЛИТЕРАТУРА:

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ». Положение об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. Правоохранительные органы РФ / Под. ред. В,П. Божьева. М., 1996. Гл. 17.


Наши рекомендации