Тема I. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
АДВОКАТУРА РОССИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема I. Правоохранительная система государства и адвокатура
Тема II. Понятие адвокатуры, ее значение
Тема III. История русской дореволюционной адвокатуры
Тема IV. Русская адвокатура советского периода
Тема V. Адвокатура России периода судебно-правовой реформы 90-х гг. XX столетия
Тема VI. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации
Тема VII. Объединения адвокатских коллективов
Тема VIII. Адвокат
Тема IX. Правовое регулирование и общие требования к деятельности адвокатов
Тема X. Профессиональная этика адвоката
Тема XI. Проблемы адвокатского красноречия
Тема XII. Зарубежный опыт организации и деятельности
адвокатуры
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Тема XIII. Адвокат — участник судопроизводства (общие вопросы)
Тема XIV. Адвокат в конституционном судопроизводстве
Тема XV. Адвокат в гражданском судопроизводстве
A. Адвокат – представитель в гражданском процессе в системе судов общей юрисдикции
Б. Адвокат – представитель в арбитражном процессе (АПКРФ)
B. Адвокат — представитель в третейском суде
Тема XVI. Адвокат в процессе производства по делам
об административных правонарушениях
Тема XVII. Адвокат в уголовном судопроизводстве
A. Общие вопросы
Б. Адвокат на предварительном следствии
B. Участие адвоката в суде первой инстанции
Г. Обжалование приговора (постановления судьи, определения суда) и участие адвоката в апелляционной, кассационной и надзорной судебной инстанции
Д. Участие адвоката в процессуальной стадии исполнения приговора
Е. Участие адвоката при рассмотрении уголовных дел судом присяжных
Ж. Участие адвоката в «особых производствах» в связи с дифференциацией уголовно-процессуальной формы
3. Участие адвоката в производстве по уголовным делам в связи с вновь открывшимися обстоятельствами
Тема XVIII. Участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским Судом по правам человека
Тема XIX. Консультационная работа адвоката
Тема XX. Адвокат-поверенный
Тема XXI. Правовое обслуживание сферы хозяйственных отношений
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема I. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ГОСУДАРСТВА И АДВОКАТУРА
· Общее представление о правоохранительной системе государства, ее структуре и назначении.
· Место адвокатуры в правоохранительной системе.
· Роль адвокатуры в обеспечении юридической помощи, защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.
· Проблемы защиты частного и публичного интереса в деятельности адвокатуры.
Одним из направлений государственной деятельности является обеспечение функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными органами, составляющими правоохранительную систему, в определенном, установленном законом порядке путем применения юридических мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допускающим нарушение правопорядка.
Способами охраны права являются: конституционный контроль, правосудие, обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание, предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение преступлений и иных правонарушений.
Соответственно этому к государственным правоохранительным органам принято относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования, прокуратуру, органы обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел, безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы). К ним примыкают нотариат и адвокатура.
Как видим, правоохранительная деятельность является деятельностью государственных органов, ибо она предполагает применение к нарушителям права юридических мер воздействия властными субъектами.
Однако эта деятельность включает в себя ряд функций, выполнение которых обязательно предполагает либо допускает участие адвокатов (виды судопроизводства, расследование преступлений, оказание юридической помощи, гарантируемой государством через профессиональную адвокатуру). Именно отсюда вытекает публично-правовой характер деятельности адвокатов и место адвокатуры в правоохранительной системе, которое никак не может быть замещено так называемыми общественными объединениями. Это концептуальный вопрос и многочисленных проектов Закона об адвокатуре, и принятого в апреле-мае 2002 г. Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Хотя на адвокатуру возложены функции публичного, государственного значения — обеспечение квалифицированной юридической помощи и защиты по уголовным делам (ст. 48 Конституции), — она по ряду важных признаков не является государственным формированием. Ее скорее следует отнести к институтам гражданского общества, формируемым на добровольных началах из лиц, подготовленных к адвокатской профессии.
Адвокатура — самоуправляющееся объединение профессионалов, действующее независимо от государственных правоохранительных органов и органов управления.
Возникший в последние годы спор по вопросу о том, не входит ли адвокатура в число общественных объединений (ст. 30 Конституции), должен быть решен отрицательно. Общественные объединения создаются для защиты интересов лиц, в него входящих. Им не присущ жесткий отбор членов по профессиональному признаку, они не наделены специальными полномочиями, реализация которых требовала бы тесного сотрудничества с органами государственной власти. Коллегии адвокатов не являются общественными организациями и их создание и функционирование должно основываться не на законе «Об общественных объединениях», а на законодательстве об адвокатуре — профессиональной организации, составляющей часть правоохранительной системы государства и вместе с тем представляющей собой институт гражданского общества. Права адвоката определяются не только юридическим статусом коллегии, в состав которой он входит, но и процессуальным законодательством, определяющим порядок отправления судами различных видов судопроизводства (конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное).
Участвуя в любом из видов судопроизводства, оказывая юридическую помощь гражданам и организациям в связи с их конфликтами в сфере административных правоотношений, адвокат отстаивает частный интерес путем защиты прав и законных интересов клиента (доверителя, подзащитного).
Однако защита частного интереса правовыми средствами приобретает публичный характер, ибо общество и государство заинтересованы в нормальном функционировании правовой системы, в неукоснительном исполнении законов как гражданами, так и должностными лицами и органами государства.
Защита прав человека и гражданина, а именно этой цели служит адвокатура, приобретает значение важнейшей публичной функции в государстве, объявившем себя правовым (ст. 1 Конституции РФ).
Судебная защита, гарантированная «каждому» (ст.46 Конституции РФ), отнюдь не решает всех правовых конфликтов, рождаемых общественными отношениями.
В России ежегодно (по приблизительным данным) привлекается к административной ответственности около восьми миллионов граждан. Из этих дел об административных правонарушениях лишь четвертая часть рассматривается судьями, остальные — органами административной юстиции, чаще всего органами МВД.
Нетрудно представить, какое море беззаконий и ущемлений прав человека скрывает эта практика. Достаточно сказать, что в 2001 г. только согласно официальных данных, прокуратурой разрешено около 1 млн. жалоб, 210 тыс. из которых связаны с восстановлением нарушенных прав, при этом отменено по протестам прокуроров 55 тыс. незаконных правовых актов государственной и муниципальной власти и должностных лиц; самостоятельно прокуратурой ежегодно выявляется около 100 тыс. нарушений законодательства в административной деятельности, более 160 тыс. правонарушений в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
До 70 тыс. заявлений о совершенных преступлениях оставляются без своевременного реагирования и скрываются от регистрации в органах внутренних дел[1]. Остается неустановленной судьба более 30 тыс. граждан пропавших без вести. Арест и содержание под стражей более 1300 человек только по постановлениям следователей прокуратуры признаны незаконными[2].
Эти цифры, свидетельствующие о масштабах нарушений законности органами управления и ущемлениях прав человека, впечатляют даже с оговоркой об их неполноте, вызванной недостаточной эффективностью методов их выявления.
Сама судебная защита прав и свобод человека и гражданина, в которой многим видится панацея если не от всех, то от многих бед, пока еще очень далека от идеала. Непросто добиться приема у судьи, нередки случаи незаконного отказа в приеме исковых заявлений (отказ в судебной защите). В 1999 г. таких случаев зарегистрировано вышестоящими судами более трех с половиной тысяч. Часто законность судебных решений оказывается сомнительной. Например, только в 1999 г. признано неправосудными, отменено и изменено около 100 тыс. судебных актов по гражданским спорам.
Все эти соотношения и цифры свидетельствуют о том, что без помощи опытного адвоката защита прав человека, даже и судебная защита, дело весьма проблематичное.
Отсюда значение организации правовой помощи населению в России, отсюда и роль адвокатуры в нашей современной правовой жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М., 1995.
Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева М., 1997.
А.В.Наумов. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура — как институт общего надзора//Российская юстиция. №1. С.24.
Состояние законности в Российской Федерации (1998-1999 гг.) — Издание НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. М., 2000.
СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ
Х ГОДОВ XX СТОЛЕТИЯ
· Изменения правового статуса адвоката в связи с формированием судебной власти.
· Расширение гарантий самостоятельности и независимости адвокатуры от органов государственной власти и управления.
· Появление новых организованных структур адвокатуры (адвокатские кооперативы, бюро, фирмы, лицензионные правовые услуги, «создание параллельных» коллегий адвокатов).
· Создание адвокатских объединений (союзы адвокатов, адвокатские гильдии и ассоциации), их значение для решения общих проблем адвокатуры, защиты адвокатов, повышения профессиональной культуры и расширения международных связей адвокатуры.
· Проекты закона об адвокатуре РФ о перспективах развития адвокатуры.
· Переход на новые принципы оплаты труда адвокатов. Налогообложение доходов адвокатов.
Судебно-правовая реформа 90-х годов XX в., вызывающая не только положительные оценки, но и обоснованную критику, существенно изменила правовой статус адвоката и адвокатских объединений.
Хотя новый Закон об адвокатуре РФ длительное время оставался в проектах (на начало 2001 г.) и действовало Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. права адвоката и его правозащитные возможности расширялись с вязи с формированием в стране судебной власти, внедрением в правовую систему России общепризнанных международных пактов о правах человека, совершенствованием уголовно-процессуального и созданием арбитражно-процессуального законодательства.
Так, появление помимо системы общих и военных судов Конституционного Суда РФ, системы арбитражных судов и мирового судейства, а также снятие ограничений на участие адвоката в дознании, административном производстве расширило его сферу деятельности, создало новые возможности защиты адвокатами прав и интересов граждан и организаций. Правовой статус адвоката в новых для него видах судопроизводства будет рассмотрен подробно в соответствующих темах особенной части пособия. Здесь же следует подчеркнуть, что реализация ст. 46 Конституции РФ 1993 г. о праве каждого на судебную защиту не только повышает роль суда в нашем обществе, но и создает предпосылки для активной правозащитной деятельности адвоката с использованием судебной трибуны, возможностей правосудия.
Эффективность оказываемой адвокатом правовой помощи определяется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и состоянием правовой системы, статусом личности в государстве. Конституция РФ 1993 г. в главе «Права и свободы человека и гражданина» сделала значительный шаг в направлении к построению правового государства. Учитывая прямое действие Конституции и отражение ее принципов в отраслевом законодательстве, адвокат получил возможность активного воздействия на создание условий для реализации прав человека.
Статья 48 Конституции РФ 1993 г. провозгласила: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Толкователи Конституции РФ, не утруждая себя сомнениями, видят в этой формуле именно адвокатскую юридическую помощь[6].
Нельзя не согласиться с тем, что квалифицированная юридическая помощь — это, конечно же, адвокатская помощь.
Однако нельзя не признать, что из ст.48 Конституции РФ такой вывод однозначно не вытекает. Квалифицированную юридическую помощь может оказать и любой искушенный юрист, правовед, ученый. Что же касается практики, то она по-своему расцвечивает, как и всегда, мысль законодателя. Известны специальные исследования авторов диссертаций из которых вытекает, что юридическую помощь в военных трибуналах (теперь — военных судах), особенно отдаленных гарнизонов и «ограниченных зарубежных контингентов войск», оказывали нижние чины самих трибуналов, а иногда и школьные учителя. В этих случаях, как утверждали исследователи, количество ходатайств и жалоб на приговоры в интересах осужденных резко снижалось.
Возникает вопрос, не потому ли ст.48 ч.1 Конституции РФ не упоминает адвокатов, чтобы не исключить практику их подмены и гарантию «квалифицированной юридической помощи» сделать неопределенной и трудно контролируемой. А может быть, здесь кроется нежелание государства брать на себя бремя оплаты труда адвокатов в случаях помощи имущественно несостоятельным гражданам?
Между тем старая Конституция РФ (принятая 12 апреля 1978 г.) содержала норму, устранявшую многие из ныне существующих вопросов, включая и вопросы организации адвокатуры, до сих пор нерешенные: «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов» (ст. 173).
Содержались в этой статье и отсылочная норма: «Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Российской Федерации». Этого нет в новой, ныне действующей Конституций РФ 1993 г.
И все же, несмотря на явное невнимание Конституции РФ к институту адвокатуры, ею созданы необходимые правовые предпосылки для активной защиты адвокатами прав и законных интересов граждан, оказания юридической помощи населению.
Это, прежде всего, широкий перечень закрепленных в Конституции РФ прав и свобод граждан. Воплощение в ее нормах демократических принципов правосудия и снятие каких-либо ограничений с предмета судебной юриспруденции. Это нормы о доказывании, ограничивающие обвинительный уклон и противозаконные способы подкрепления обвинений фальсифицированными доказательствами и др.
к Расширение судебной юрисдикции, осуществляемое правовой реформой, относительный рост правовой культуры в обществе и укрепление правового статуса гражданина создает реальные условия эффективной защиты интересов личности с участием адвоката. Законы о собственности, о земле, об обжаловании в суд действий должностных лиц и коллегиальных органов управления, закон о печати и других 'средствах массовой информации, о пенсиях, о частном предпринимательстве, новый Гражданский Кодекс РФ и др. дают адвокату мощное оружие — оружие права.
Исключительно велико значение изменений в уголовно-процессуальном законодательстве для активного участия адвоката на предварительном следствии и в суде. У подозреваемого и обвиняемого появился защитник на ранних этапах расследования, появилась возможность судебного обжалования мер процессуального принуждения. Возросли требования к доказательствам (проблема недопустимости доказательств, полученных с нарушением федерального законодательства), что также создает новые правовые возможности защиты. Пробуждается интерес к судебному красноречию с возрождением суда присяжных.
Важное значение для успешной деятельности адвоката имеет его независимость от государственных органов и органов коллегии адвокатов при определении средств и способов защиты интересов клиента, единственными критериями которых является законность и нравственная безупречность.
И действующее до середины 2002 г. Положение об адвокатуре, и уголовно-процессуальное законодательство в качестве гарантий независимости адвоката указывают на адвокатскую тайну, недопустимость его допроса об обстоятельствах, ставших известными адвокату в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.
Проекты Закона об адвокатуре идут по пути расширения этих гарантий, включая в себя особые условия привлечения адвоката к уголовной ответственности и средства, обеспечивающие его иезопасность при отправлении профессиональных обязанностей.
Большую независимость от государственных органов обрели и Коллегии адвокатов. И хотя в Положении об адвокатуре РСФСР функции Министерства юстиции звучали по прежнему весомо, практически они или не реализуются или весьма ослаблены.
До начала судебно-правовых реформ 90-х годов XX в. структурными подразделениями коллегии адвокатов были только юридические консультации, создаваемые президиумом коллегии, как правило, при судах в каждом административном районе.
В последние годы наряду с юридическими консультациями появились так называемые бюро, фирмы, кабинеты, индивидуально практикующие адвокаты. Их статус определялся в уставах коллегий и, пока не был принят новый Закон об адвокатуре, эти структурные подразделения (бюро, фирмы, кабинеты) действовали примерно на тех же началах, что и юридические консультации. Отличием являлся их более высокий уровень имущественной и организационной самостоятельности (вплоть до образования юридического лица, что вступало в противоречие с действующим законодательством) и повышенная ответственность входящих в состав этих подразделений адвокатов перед клиентом (включая материальную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей).
Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 г. содержит относительно детальные положения, касающиеся и принципов организации адвокатуры, и гарантий ее независимости, и структурных подразделений адвокатских сообществ (см.: гл. VI-IX Закона). Принципиальным изменениям была подвергнута и система оплаты труда адвокатов. Она всегда на протяжении советского периода строилась по жесткой таксе, именуемой «Инструкцией об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям», утверждаемой Министром юстиции СССР. Каждый вид юридической помощи имел строго фиксированную оценку в рублях, подобно оценке услуг парикмахерской. И только Инструкция, введенная в действие 10 апреля 1991 г., предусмотрела новшество, отразившее многолетние чаяния адвокатов, удовлетворявшиеся ранее нелегально (значит, противозаконно) за счет так называемого микста[7]. В ст. 1 этой инструкции записано: «Основным принципом оплаты труда за юридическую помощь, оказанную адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам, является соглашение между адвокатом и лицом, обратившимся за помощью».
Соглашение об оплате между адвокатом и клиентом принцип не новый, но если ранее соглашение было ориентировано на предельные ставки таксы, то теперь — на материальные возможности клиента и притязания конкретного адвоката. Это тоже нашло отражение в инструкции: «При оплате по соглашению гражданину принадлежит право выбора конкретного адвоката» (из ст. 1).
Сама же такса сохраняется, но для тех случаев, когда соглашение не достигнуто и вопрос об оплате решается заведующим юридической консультацией или взыскивается судом при выполнении обязательных поручений. Предусмотрена и возможность оплаты поручений в валюте.
Таким образом, была заложена основа для процветания «именитых» адвокатов и она широко используется в условиях рыночных отношений.
Законодатель предусмотрел ряд случаев оказания бесплатной юридической помощи. Традиционно в нашей уголовно-процессуальной системе обязательная бесплатная Юридическая помощь оказывается обвиняемому, подозреваемому и подсудимому в определенных ст.49 УПК РСФСР случаях (в новом УПК РФ — ст. 51). Это и нашло отражение во второй фразе ч.1 ст.48 Конституции РФ «В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
Отраслевое процессуальное законодательство и практика не распространяют бесплатную юридическую помощь на представителей потерпевших в уголовном процессе, на неимущих истцов и ответчиков в гражданском судопроизводстве. Таким образом, данная конституционная гарантия оказывается урезанной, тем более если учесть, что бремя расходов по «бесплатной» юридической помощи населению несут, как правило, коллегии адвокатов, но не государство.
Положением об адвокатуре РСФСР 1980 г. был предусмотрен значительный перечень случаев, когда адвокаты обязаны бесплатно оказывать юридическую помощь, в том числе и при ведении гражданских дел в суде, не получая в этих случаях никакого вознаграждения за свой труд (ст. 22 4.1—5). Такая практика государственного гуманизма за счет физических лиц не соответствует международным правовым стандартам (см.: ст. 6 «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 4 января 1950 г., а также Резолюцию Совета Европы № 8 от 2 марта 1978 г. «О юридической помощи и консультациях» ч. 1), а следовательно, связана с нарушением ст. 15 п.4 Конституции РФ, объявившей принципы и нормы международного права составной частью правовой системы Российской Федерации.
Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» расширил число оснований оказания бесплатной юридической помощи (ст. 26).Однако оплата труда адвокатов за счет средств федерального бюджета предусмотрена только для случаев защиты по назначению органов уголовного преследования и суда (ст. 25 п. 8). Иные виды бесплатной юридической помощи могут компенсироваться, как и прежде, за счет средств адвокатского сообщества (ст. 25 п. 10).
На протяжении ряда лет непременным предметом споров являлось налогообложение адвокатских коллективов. Вопрос принципиально разрешен принятием второй части Налогового кодекса РФ 5 августа 2000 г. С момента ввода в действие ее норм (с 1 января 2001 г.) в вопросах налогообложения адвокат практически приравнен к предпринимателю. Так, ст.235 Налогового кодекса РФ, в частности, определено, что налогоплательщиками признаются «индивидуальные предприниматели, крестьянские фермерские хозяйства, адвокаты». Объектом налогообложения для исчисления налога, согласно п.2 ст.236 Налогового кодекса РФ, признаются «доходы от предпринимательской или иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением».
Лишь при определении ставки налога (ст.241 Налогового кодекса РФ) законодатель сделал попытку учесть тот факт, что адвокатами значительный объем услуг по оказанию правовой помощи предоставляется бесплатно. У становив в п.З ст.241 Налогового кодекса РФ общее правило о применении общей ставки налога в 22,8% с налоговой базы нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. рублей, в п.4 указанной статьи сказано, что до вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок оплаты труда адвокатов за счет средств бюджетов, в случаях если в соответствии с законом юридическая помощь адвокатами оказывается физическим лицам бесплатно, адвокаты уплачивают налог по ставкам 17,6% с налоговой базы нарастающим итогом с начала года до 300000 тыс. рублей.
Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляется юридическими консультациями в порядке, предусмотренном ст. 243, 244 Налогового кодекса РФ.
Важное значение для обеспечения интересов адвокатуры, повышения ее престижа, правовой и социальной защиты адвокатов имело создание адвокатских объединений — союзов адвокатов, а по новому закону — объединение адвокатских палат субъектов Федерации в Федеральную палату адвокатов РФ (см.: тему VII).
Коренным образом поменяло требование к характеру, объему и качеству правовых услуг становление в России новых экономических отношений рыночного типа. Советская адвокатура не была приспособлена для обслуживания рыночных отношений. Ее малая численность и характер привычных полномочий отвечали условиям, когда средний гражданин страны был лишен собственности, сфера имущественных отношений была крайне ограниченной, господствовала социалистическая собственность, выделенная в значительной мере из нормального товарооборота.
Ситуация резко меняется по мере продвижения к рынку. Как и во всякой цивилизованной стране, спрос в этих условиях на правовые услуги резко возрастает. Лимит на численность адвокатуры — кстати, придуманный Министерством юстиции СССР не ради вольготной жизни адвокатов, а ради устранения переливания юридических кадров из суда, милиции и органов расследования, где условия были всегда нищенскими, — становится все более нетерпимым. Не дожидаясь реформ, на рынок правовых услуг хлынули юридические кооперативы, «альтернативные коллегии адвокатов», комплектуемые нередко из проштрафившихся, отторгнутых правоохранительными органами работников, частнопрактикующих юристов и многих других.
История совершает неожиданные пируэты. В судебную реформу конца прошлого века (1864 г.) адвокатура России, чтобы приобрести приемлемый статус и признание должна была открещиваться от своих предшественников — стряпчих и частных ходатаев — того «крапивного семени», мрачная слава которого тяжелым бременем лежала на репутации вновь создаваемого института.
В полной мере присяжной адвокатуре того времени освободиться от предшественников не удалось: ходатаи по гражданским делам под разными вывесками сохранялись. Объяснялось это не только традицией, но и элементарной нехваткой дипломированных специалистов. Поэтому спустя 10 лет (в 1974 г.) правительство вынуждено было узаконить наряду с присяжными поверенными институт частных поверенных.
К нынешней судебной реформе (через 130 лет) адвокатура явилась, как видим, тоже в окружении не всегда почтенных конкурентов, не обремененных, как правило, ни профессиональными традициями, ни нравственными доминантами поведения. Репутация адвокатской профессии поставлена под угрозу. Разница ситуации, вероятно, не в пользу нынешней адвокатуры. В прошлом веке передовые слои общества восторженно принимали и создание нового суда и формирование адвокатского сословия. Теперь обществу изначально внушалась мысль, что плох не только суд, доведенный до нищеты и подчас нравственного распада, плоха и адвокатура засильем чиновничьего элемента в руководстве, захватившая монополию на правовые услуги и потому неспособная к совершенствованию. На первое место выдвигались причины чисто организационного порядка.
Спасение предрекалось в приватизации правовых услуг по аналогии с судьбой захиревшей государственной торговли. Имелось в виду создание системы частнопрактикующих адвокатов путем выдачи лицензий. При этом до общественного сознания не спешили доводить, что, во-первых, рынок правовых услуг сделает их недоступными для большинства нашего нищего населения без каких-либо гарантий качества этих услуг; во-вторых, парализует работу органов суда и предварительного следствия, ибо некому будет выполнять их обязательных поручений.
Забастовка в ноябре 1991 г. адвокатов Белоруссии это убедительно доказала. Сторонники лицензионной адвокатуры эту опасность, кажется, сознают и потому дополняют ее идеей муниципальной адвокатуры для неимущих. Таким образом, правовую помощь предлагают поделить с учетом нарастающего социального расслоения на помощь для богатых и помощь для бедных.
С этим трудно смириться. И вопрос здесь не только в размерах и источниках оплаты. Вопрос в качестве правовых услуг, в той опасности социального надувательства, о которой не хотят говорить авторы этих проектов.
Обратимся к опыту США, по представлению нынешних реформаторов, самого демократичного и процветающего государства.
В США идея частнопрактикующих адвокатов и агентов по защите малоимущих реализована в полной мере и практика эта имеет и традиции и своих исследователей[8].
Еще в прошлом веке было отмечено, что частнопрактикующие адвокаты не могут обеспечить надлежащей защитой неплатежеспособных лиц. Стали появляться благотворительные агентства по защите бедных. Источником их финансирования были сначала благотворительные пожертвования, а затем и местные бюджеты. Появилась своеобразная идеология такого рода деятельности. Создатели бесплатной адвокатуры считали, что адвокаты, не получающие оплаты от своих клиентов, и значит, не зависимые от них, должны руководствоваться в первую очередь интересами не клиентов, а правосудия.
Усвоили эту идеологию и сами адвокаты. Их отношения с прокурорами стали строиться не на принципе состязательности, а на началах сотрудничества, в том числе и в сборе разоблачительных доказательств.
Адвокатам оказалось выгодно убеждать клиентов в нецелесообразности признать обвинение, ибо в этом случае судебное разбирательство или упрощалось, или не проводилось совсем, а наказание могло быть минимальным. Подзащитные муниципальных адвокатов в среднем в два раза чаще признают вину, чем у частнопрактикующих адвокатов.
В целом, сторонники создания в России муниципальной адвокатуры оказались в меньшинстве. Доводами против, кроме указанных, явилось и понимание значительных расходов, которые легли бы на местные бюджеты органов власти, и опасность превращения адвоката в госслужащего, что означало бы утрату остатков независимости адвокатуры и, как следствие — снижение уровня правовой помощи населению.
Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» расширяет гарантии независимости адвокатов, создает дополнительные возможности для создания новых организационных форм адвокатских объединений. Весьма спорные вопросы об адвокатском иммунитете, о так называемых параллельных коллегиях, о способах собирания адвокатами доказательств, о статусе помощника адвоката и т.д. находят в этом правовом акте достаточно детальное решение.
ЛИТЕРАТУРА:
Конституция РФ 1993 г.
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 г.
Положение об адвокатуре РСФСР от 20.12.80 г.
УПК РСФСР 1960г.
УПК РФ 2001 г.
АПК РФ 1995 г.
Закон о Конституционном Суде РФ 1994 г.
КоАП РФ 2001 г.
Проекты Закона об адвокатуре РФ.
Налоговый кодекс РФ. Вторая часть. СЗ РФ №32, 2000, ст.3340. Российская газета. 10 августа 2000 г.
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· Коллегия адвокатов – основное структурное образование адвокатуры субъектов Российской Федерации до принятия закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
· Порядок образования коллегии адвокатов, а ныне – адвокатской палаты субъекта Федерации.
· Общее собрание (конференция) адвокатов.
· Президиум коллегии адвокатов – совет адвокатской палаты
· Формы адвокатских образований.
· Ревизионная комиссия.
· Устав коллегии адвокатов.
В данной теме пособия, как и в темах VII, VIII и некоторых других, мы считаем необходимым сохранить материалы об организации адвокатуры, ее сообществах и структурных подразделениях по старому положению, дополнив их теми изменениями, которые вытекают из нового закона. Смысл такого построения курса мы видим в том, что, во-первых, речь идет о ближайшей истории российской адвокатуры, формировавшей ее кадры, во-вторых, вновь принятое законодательство, как показывает практика, может корректироваться и вовсе не исключается возврат к некоторым организационным достижениям прошлого.
Коллегия адвокатов представляла собой добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью (ст. 4 Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.). Коллегия адвокатов создавалась на добровольной основе по заявлению группы учредителей, отвечающих требованиям, предъявляемым к профессиональным адвокатам. Вновь создаваемая коллегия и ее устав подлежали регистрации в Министерстве юстиции РФ. Принципами деятельности коллегий адвокатов являлись самоуправление и независимость от государственных органов, с которыми адвокаты вступали в правоотношения при выполнении своих функций. Коллегия адвокатов не выступала в роли коллективного защитника или представителя, это организационная структура адвокатуры, призванная обеспечивать деятельность адвокатов по выполнению профессиональных обязанностей, распределять адвокатов территориально с максимальным приближением к судам, создавая для этого юридические консультации, а также адвокатские конторы и фирмы на правах юридических консультаций. Коллегия адвокатов обеспечивала профессиональный состав своих членов, повышение их квалификации, контроль за качеством оказываемой ими юридической помощи, за соблюдением законов и нравственных норм, составляющих предмет профессиональной этики. Для выполнения этих функций коллегия адвокатов имела органы — общее собрание адвокатов коллегии, президиум коллегии, ревизионную комиссию и юридические консультации, возглавляемые заведующими.
Общее собрание коллегии адвокатов (либо конференция при численности коллегии свыше 300 человек) созывалось не реже одного раза в год, осуществляя следующие полномочия: избирало президиум коллегии адвокатов и ревизионную комиссию; устанавливало численный состав коллегии, штаты, смету доходов и расходов; заслушивало отчеты президиума коллегии и ревизионной комиссии; утверждало правила внутреннего трудового распорядка (либо устав коллегии); определяло размеры отчислений из поступающих на счет адвокатов гонораров для создания общего бюджета коллегии; рассматривало жалобы на решение
президиума коллегии.
Президиум коллегии избирался общим собранием (конференцией) тайным голосованием сроком на три года, который в свою очередь открытым голосованием избирал из состава президиума председателя президиума и его заместителей. К числу полномочий президиума коллегии адвокатов относились: созыв общего собрания коллегии (конференции); организация, территориальное размещение юридических консультаций и проверка их деятельности; назначение и освобождение от должности заведующего юридической консультацией; прием новых членов в коллегию адвокатов; осуществление контроля за качеством работы адвокатов; организация работы по повышению квалификации; рассмотрение жалоб на действия адвокатов; применение мер поощрения и мер дисциплинарной ответственности.
Заведующие юридической консультацией организовывали работу консультации, распределяли поручения между адвокатами, заключали соглашения с гражданами и организациями об оказании юрид<