Legal regulation of cargo by road in the russian federation
Корнилов Дмитрий Валерьевич – студент III курса магистратуры кафедры гражданского и уголовного права и процесса, Филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» в г. Клину.
В статье рассматриваются особенности правового регулирования перевозки грузов автомобильным транспортом по законодательству Российской Федерации.
Ключевые слова: правовое регулирование,договор перевозки грузов автомобильным транспортом, транспортное законодательство.
The article discusses the features of the legal regulation of the carriage of goods by road by Russian legislation.
Keywords: legal regulation, a contract of carriage of goods by road transport legislation.
Перевозка разнообразных грузов автомобильным транспортом весьма распространенная и важная услуга. Транспортировка груза автомобильным транспортом, как и любой процесс такого сложного и требующего высокой организации уровня, сопряжен с определенными рисками. Чтобы упорядочить процесс грузоперевозок автотранспортом, соблюсти интересы и права сторон, обеспечить выполнение услуги в правовом поле, были разработаны определенные правила и принципы.
Транспортное законодательство многообразно. Можно выделить следующие источники правового регулирования перевозок автомобильным транспортом в законодательстве Российской Федерации:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.10.1994;
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
- Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272;
- Федеральный закон от 09.02.2007 № 16 «О транспортной безопасности»;
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»;
- Федеральный закон от 30.06.2003 № 87 «О транспортно – экспедиционной деятельности»;
- Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов»;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях;
- иные нормативные акты.
Во всех этих документах раскрываются различные особенности грузоперевозок в зависимости от характера груза, его веса, маршрута перевозки.
Для того чтобы оформить грузоперевозку необязательно влезать в юридические тонкости данного процесса, но, тем не менее, знать основные нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в этой сфере крайне полезно, как заказчикам услуги, так и ее исполнителям.
Порядок организации и осуществления перевозок регулируется Гражданским кодексом РФ. В главе 40 «Перевозка» закреплены общие условия перевозки, установлены правила ее организации. В ней регламентируются вопросы провозной платы, определение ее размеров, порядок взимания, возмещение расходов, понесенных в связи со льготами и преимуществами, установленные по провозной плате. В этой главе определены виды договоров, заключаемых в связи с перевозкой, в том числе долгосрочный договор об организации перевозок, договор перевозки груза, договоры, заключаемые между транспортными организациями. И наконец, Гражданский кодекс устанавливает, ответственность сторон за нарушение обязательств по организации и осуществлению перевозок. К специальным транспортным законам, регулирующим условия и порядок осуществления перевозок различными видами транспорта, в соответствии с п.2 ст.784 ГК РФ относятся транспортные уставы и кодексы, которые имеют статус федеральных законов.[1, с. 148]
Кроме основных, принципиальных положений, остальной массив правоотношений связанных с перевозками грузов подлежит регулированию Транспортным Уставом и дополняющими его актами. В настоящее время действует Федеральный закон от 08.11.2007 № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», который отражает выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта, определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.[4, с. 103]
Также важным элементом транспортного законодательства являются Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Данным нормативно-правовым актом урегулирована процедура заключения договоров перевозки и фрахтования транспортного средства. Определено, как составляются акты и оформляются претензии. Установлены предельно допустимые массы, осевые нагрузки и габариты транспортных средств. Также закреплено, как определяется масса груза. Установлен порядок опломбирования транспортных средств и контейнеров. Заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем. Приведена ее форма. Иное может предусматривать соглашение сторон. Действующие в настоящее время ранее изданные правила перевозок применяются с учетом последующего законодательства РФ и постепенно пересматриваются.[3, с. 89]
В Федеральном законе от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» созданы правовые основы для обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Отражено обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на собственников и пользователей указанных объектов. Определены права и обязанности собственников и пользователей объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области обеспечения транспортной безопасности.
В Федеральном законе от 30.06.2003 № 87 «О транспортно – экспедиционной деятельности» определен порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, под которой понимается оказание услуг по организации перевозок грузов и оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Устанавливаются права и обязанности сторон договора, закрепляются принципы ответственности сторон.
В дополнение к ФЗ «О транспортно – экспедиционной деятельности» издан Приказ Минтранса РФ № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов», которым установлены формы экспедиторских документов, а также порядок их заполнения. [2, с. 34]
Кодекс РФ об административных правонарушениях регулирует правонарушения на транспорте. Более подробно данные по этому вопросу отражены в гл. 11 КоАП РФ. В которой предусмотрены меры административной ответственности за правонарушения в транспортной сфере.
Таким образом, были приведены нормативные документы, регламентирующие договор перевозки груза автомобильным транспортом. Каждый из этих актов в определенной мере регулирует транспортную деятельность в сфере грузоперевозки и облегчает ее функционирование.
Список литературы
1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков.- М.: Инфра. –М, 2014. С. 148.
2. Морозов С.Ю. К вопросу о правовой природе договора об организации перевозок // Транспортное право. - 2012. - № 3. С.34.
3. Новик А.А. Проблемные вопросы законодательства, регулирующего грузовые перевозки автомобильным транспортом // Транспортное право. – 2014. – №21. С. 89.
4. Стрельникова И.А. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: достоинства и недостатки правового регулирования // Современное право. – 2014. – №9. С. 103.
УДК 347
ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА
THE CONCEPT AND CRITERIA OF PROTECTABILITY OF A WORK AS AN OBJECT OF COPYRIGHT
Мирошкина Анна Викторовна – магистрантка III курса, направление подготовки «Юриспруденция», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Аннотация: В статье рассматриваются понятие и критерии охраноспособности произведения как объекта авторских прав с учетои проблем правоприменительной практики.
Ключевые слова: автор, произведение, критерии охраноспособности, объекты авторского права.
Abstract: the article discusses the concept and the criteria for eligibility of a work as an object of copyright with uchetom problems of law enforcement practice.
Key words: the author, the work, the criteria for eligibility, the copyright.
Понятия произведения невозможно найти в законодательстве, оно нигде не раскрывается, также не существует какого-либо общепризнанного определения данного понятия в науке гражданского права. Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ «объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения».
Поэтому необходимо определить понятие произведения как объекта авторских прав, так как термин «произведение» является ключевым для определения объектов авторских прав.
Есть необходимость привести определение понятия произведения данное Н. В. Макагановой, которая под произведением понимает «продукт интеллектуального (литературного, художественного и научного) авторского творчества, выраженный в какой-либо объективной, доступной для восприятия форме»[1, с. 42].
Е. А Суханов дает такое определение: «произведение - результат творческой деятельности автора, выраженной в объективной форме»[2, с. 723]. При этом он уточняет, что «творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата, либо он вообще по закону не может является объектом авторского права».[2, с. 724]
Но наиболее полным и точным определением рассматриваемого понятия, является определение произведения, данное В. И. Серебровским. Он определял произведение как «совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения».[3, с. 284] Однако данное понятие нуждается в доработке, так как в нем не отражено такое качество произведений как индивидуальность, оригинальность, как мы уже отмечали данное качество отражает то собственное, особенное, что автор вкладывает в произведение
Справедливо полагаем, что формулировку «совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение» вполне уместно заменить «результатом творческой деятельности», как более обобщенным, полным и отвечающим действующему законодательству.
Итак, проанализировав научные работы в области авторского права, а также действующее законодательство, полагаем вполне справедливым согласиться со следующим понятием произведения как объекта авторских прав: "произведение - это оригинальный результат творческой деятельности человека, выраженный в объективной воспринимаемой форме, обладающий возможностью воспроизводства".
Объектами авторских права выступают лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Большинство ученых сходятся в существовании двух основных признаков произведения: творческого характера и объективной формы.
Основным отличительным признаком произведения является творческий характер произведения, он наиболее наглядно отличает произведение от всех других результатов деятельности человека. Творческий характер произведения по-разному толкуется в науке гражданского права, однако наиболее распространенным является мнение, по которому творческой признается «самостоятельная деятельность, в результате которой создается произведение, отличающееся новизной».[4, с. 447]
Необходимость выделения признака оригинальности или неповторимости произведений особенно выражается при признании параллельно созданных результатов творческой деятельности.
Выход из этой проблемы можно найти, если ввести для характеристики результата интеллектуальной деятельности признак оригинальность. Результат творческой деятельности становится объектом авторских прав при условии, что он выражен в какой-либо объективной форме.
Можно выделить устную, письменную формы, звуко- или видеозапись, изображение, объемно-пространственную и др. Этот перечень не исчерпывающий, так как с усложнением и совершенствованием технологий прогрессируют и появляются новые способы выражения авторских мыслей, идей, фантазий. Поскольку сам объект (произведение) существует нематериально, то без выражения в объективной форме произведение не может быть воспринято другими людьми и не может быть признано объективно существующим. Для того, чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществу они должны объективироваться, выразится в какой-либо материальной форме.
Требование объективной формы как условия признания произведения объектом авторских прав обусловлено тем, что созданное автором произведение до тех пор, пока оно не отражено на бумаге, не опубликовано в печати, каким-то иным образом не существует в материальной действительности, известно одному только автору. Произведение должно отделиться от автора каким-либо способом, выразится вовне, только тогда оно получит выражение в объективной форме.
Необходимо выделить еще один признак произведения, тесно связанный с признаком объективной формы - возможность воспроизведения или воспроизводимость произведения.
Некоторые ученые полагают, что воспроизводимость и объективная форма произведений это единый признак, признак воспроизводимости входит в признак объективной формы, так как если есть объективная форма, то ее можно воспроизвести. Противники подобной точки зрения говорят о том, «что само по себе существование объективной формы во многих случаях не обеспечивает воспроизводимость; форма может быть крайне не устойчивой и не позволит правильно воспроизвести произведение»[4, с. 46].
Полагаем целесообразным и необходимым выделение признака возможности воспроизведения произведений в самостоятельный признак, так как объективность формы произведения должна быть такой, чтобы обеспечивать пусть и незначительную, но возможность воспроизведения.
Признак авторской индивидуальности связан с признаком оригинальности, который широко используется в отечественной судебной практике. Произведение считается оригинальным, когда оно индивидуально. По мнению Хохлова «выделение данного признака при конфликте интересов способно обеспечить защиту тех авторских произведений, в отношении которых ставится вопрос о неохраноспособности».[5, с. 49] Например, если произведение типично или примитивно изображение.
Закон также в самом общем виде говорит о критериях и способах, пользуясь которыми можно определить, является ли творческий элемент в произведении достаточным для того, чтобы оно охранялось авторским правом. Так, авторским правом охраняются не только законченные произведения, но и наброски, эскизы и др. При этом под частью произведения понимается «как механически выделенная из произведения часть (строчка из стихотворения, отрывок из кинофильма), так и такая часть, которая создана с помощью творчества другого лица (адаптация книги)».[6, с. 46] Для того чтобы часть произведения рассматривалась, как объект авторского права она должна обладать признаками целого, то есть она должна быть результатом творческого труда и выражена в объективной форме.
Произведение охраняется независимо от его достоинств. Произведение может вообще не иметь никакого реального назначения, но при этом ему будет предоставляться охрана. При этом «даже если произведение явно наносит вред обществу, оно тем не менее охраняется авторским правом».[7, с. 48]
Для того, чтобы произведение было признано объектом авторского права необходимо наличие всех названных признаков и тогда произведение будет охраняться без какой-либо дополнительной регистрации; не требуется и формального подтверждения наличия этих признаков, квалификация произведения в качестве объекта в каком-либо государственном органе. Закон прямо указывает на то, что для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). Термин «формальность» обозначает выполнение определенных процедур, установленных законодательством.
Анализируя национальные законодательства разных стран, к формальностям можно отнести следующие: применение знака охраны авторского права, регистрация и депонирование произведений, регистрация авторского договора.
Как и все исключительные права, авторское имущественное право ограничено по своему действию территорией определенного государства (по общему правилу территорией государства, где произведение вышло в свет).
Список литературы
1. Макаганова Н. В. Авторское право, под ред. Э. П. Гаврилова. - М., 2000.
2. Суханов Е. А. Российское гражданское право, учебник в 2т., т. 1. - М., 2014.
3. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. - М., 1956.
4. Советское гражданское право. Т. 2. - М., 1985.
5. Хохлов В. А. Авторское право: законодательство, теория, практика. - М., 2012.
6. Ананьева Е. Авторское право и реклама. // Интеллектуальная собственность. 2009. № 1.
7. Калятин В. О. Интеллектуальная собственность. Учебник для вузов. – М., 2000.
УДК 336.742
О ПОРЯДКЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО СТАТУСА
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
Невская Ирина Олеговна – магистрантка III курса, направление подготовки «Юриспруденция», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
В статье рассмотрены существующие в законодательстве Российской Федерации проблемы прекращения публичного статуса акционерного общества, учитывая, что корпоративное законодательство Российской Федерации предоставляет возможность публичным акционерным обществам отказаться от публичного статуса и стать непубличными акционерными обществами.
Автором представлен анализ рисков, возникающих в деятельности юридического лица при прекращении статуса публичного общества.
The article examines the existing legislation of the Russian Federation the problem of terminating public status of the joint stock company given that the corporate legislation of the Russian Federation provides the possibility of public joint stock companies to refuse public status and become a non-public joint-stock companies.
The author presents an analysis of the risks arising from the activities of a legal entity upon the termination of the status of public companies.
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" [1] (далее - Закон N 99-ФЗ), вводится деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные. С точки зрения экономического характера непубличные (частные) компании осуществляют деятельность в сфере малого и среднего бизнеса, публичные компании, напротив, рассчитаны на сферу крупного бизнеса, большие дорогостоящие проекты, для чего и привлекают внешние инвестиции.
Однако периодами возникает необходимость прекратить статус публичного общества, так как разделение c 1 сентября 2014 года обществ на публичные и непубличные породило много споров о том, какие именно общества относятся к тому или иному типу, какие формальные и иные критерии должны соблюдаться и как происходит преобразование из одного типа в другой.
В соответствии с п. 1 ст. 66.3 ГК [2] публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в акции (далее для удобства — акции), публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Важно отметить, что акционерные общества, созданные до 01.09.2014 и отвечающие указанным выше признакам, являются публичными независимо от указания публичности в их наименовании (п. 11 ст. 3 Закона № 99‑ФЗ (в редакции Закона от 29.06.2015 № 210‑ФЗ (далее — Закон № 210‑ФЗ)). Вместе с тем, непубличными являются все ЗАО, а также ОАО, которые по решению Центрального банка Российской Федерации (далее — ЦБ) получили освобождение от обязанности раскрывать информацию или погасили все публично размещаемые или обращаемые акции.
Порядок освобождения от обязанности раскрывать информацию предусмотрен в ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39‑ФЗ «О рынке ценных бумаг» [3] и специальном Положении, утвержденном ЦБ 02.03.2015 № 461‑П. ЦБ [4] при решении вопроса об освобождении от обязанности раскрывать информацию вправе провести проверку достоверности представленных сведений и документов и отказать в освобождении, в частности, при непредставлении необходимых документов или обнаружении ложных/недостоверных сведений.
Акционерные общества, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных обществ (но без указания в уставе на публичность) вправе отказаться от публичного статуса, если на 01.09.2014 его акции не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и число его акционеров не превышает 500. Для этого общество должно внести в устав указание на непубличный статус и подать заявление в ЦБ об освобождении от обязанности раскрывать информацию. Для подачи такого заявления и внесения изменений в устав необходимо ¾ голосов акционеров, принимающих участие в собрании (владельцы привилегированных акций также имеют право голоса). Вместе с тем если акции общества допущены к организованным торгам или число акционеров превышает 500, а также если устав общества содержит указание на его публичный статус, то для принятия решения о преобразовании в непубличное общество необходимо 95% голосов всех акционеров (п. 3 ст. 7.2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах», далее - Закон об АО) [5]. Решение ЦБ об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию вступает в силу со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений об отсутствии в наименовании общества указания на его публичность (п. 11.1 ст. 3 Закона № 99‑ФЗ).
Стоит отметить, что согласно п. 1 ст. 66.3 ГК любое общество, в уставе и наименовании которого есть указание на публичность, формально является публичным. Как указывает ЦБ РФ многие акционерные общества после 01.09.2014 (дата вступления в силу Закона № 99‑ФЗ) внесли изменения в свои наименование и устав и стали публичными, хотя их акции никогда публично не размещались и не обращались, или их акции были погашены, или общество получило освобождение от обязанности по раскрытию информации.
Акционерное общество, созданное до 01.09.2014 и являющееся публичным только в силу указания на публичность в уставе и наименовании, обязано до 01.07.2020:
- стать публичным, подав в ЦБ РФ заявление о регистрации проспекта акций и заключив договор о листинге акций с организатором торговли, либо
- стать непубличным, исключив из устава и наименования указание на публичность. В данном случае для преобразования в непубличное необходимо. голосов акционеров, участвующих в собрании. Кроме того, к пакету документов для регистрации изменений в ЕГРЮЛ прилагается документ ЦБ об освобождении общества от необходимости раскрывать информацию или об отсутствии у общества такой обязанности (п. 7 ст. 27 Закона № 210‑ФЗ).
Стоит обратить внимание на то, что преобразование публичного акционерного общества в непубличное не является реорганизацией в форме преобразования. Это означает, что на подобные действия не распространяются нормы законодательства о реорганизации общества. В данном случае происходит изменение типа акционерного общества без изменения организационно-правовой формы (ст. 7.2 Закона об АО).
Прекращению публичного статуса акционерного общества посвящена отдельная статья в Законе об АО. Так, в соответствии с п. 1 ст. 7.2 Закона об АО публичный статус общества прекращается путем внесения в устав изменений, исключающих указание на его публичность. Статус прекращается со дня регистрации в ЕГРЮЛ изменений в устав и нового фирменного наименования. Тем не менее само по себе исключение из устава и фирменного наименования слова «публичное» не сделает общество непубличным. Для прекращения статуса должны быть соблюдены следующие условия: акции общества не находятся в процессе размещения по открытой подписке и не допущены к организованным торгам; ЦБ РФ принял решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию согласно законодательству о ценных бумагах.
Шаг 1. Принятие корпоративных решений
Общее собрание акционеров принимает следующие решения:
· исключение из устава общества указания на публичность;
· обращение в ЦБ с заявлением об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию;
· обращение в ЦБ с заявлением о делистинге акций.
Такие решения принимаются в рамках одного вопроса повестки дня общего собрания акционеров. Это сделано для того, чтобы не было ситуаций, когда акционеры проголосовали за исключение публичности, но против обращения в ЦБ с соответствующим заявлением.
Для принятия решений по указанному вопросу повестки дня требуется большинство в 95% голосов всех акционеров — владельцев всех категорий (типов) акций. Как видно, речь идет не только о присутствующих на собрании акционерах, а о всех акционерах общества, включая владельцев привилегированных акций. Более того, акционеры, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании, вправе требовать выкупа обществом принадлежащих им акций (п. 3 и 4 ст. 7.2 Закона об АО).
Таким образом, для принятия решения о преобразовании публичного общества в непубличное необходимо практически единогласное решение всех акционеров, а также существует вероятность предъявления миноритарными акционерами требований о выкупе их акций. Данные обстоятельства отчасти сближают механизм преобразования общества из публичного в непубличное с реорганизацией.
Шаг 2. Обращение в ЦБ
Взаимодействие с ЦБ является неотъемлемой частью процесса преобразования публичного общества в непубличное.
Так, в п. 2 Письма ЦБ указано, что прекращение публичного статуса акционерного общества возможно только при условии отсутствия акций, размещаемых посредством открытой подписки или допущенных к организованным торгам, и принятия ЦБ решения об освобождении акционерного общества от обязанности по раскрытию информации. Требования к форме и содержанию документа, подтверждающего принятие ЦБ решения об освобождении публичного акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, содержатся в Указании ЦБ от 19.10.2015 № 3824‑У.
Таким образом, обществу для превращения в непубличное необходимо получить из ЦБ соответствующие подтверждающие документы и представить их при регистрации изменений в ЕГРЮЛ.
Шаг 3. Регистрация изменений в ЕГРЮЛ
Как было указано выше, общество теряет статус публичного только после регистрации соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
Процедура регистрации изменений в устав и наименование общества вполне стандартная, за исключением того, что в комплекте документов необходимо представить подтверждающие документы из ЦБ, а именно документ о принятии ЦБ решения об освобождении акционерного общества, являющегося публичным, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах.
Важно отметить, что ЦБ обладает полномочиями выдать обществу предписание о внесении в устав и наименование указания на публичность/непубличность, если регулятором в рамках проверки будут установлены соответствующие признаки (Постановление Арбитражного
суда Уральского округа от 08.12.2015 № Ф09-9440/15 по делу № А60-13772/2015 [5]).
В данной связи акционерным обществам рекомендуется проверить свой текущий статус и в случае необходимости пройти определенные процедуры преобразования. Стоит помнить о наличии процедур, связанных с добровольным и обязательным предложением (глава XI.1 Закона об АО), которые применяются к ПАО, а также к непубличным обществам, являвшимся ОАО на 01.09.2014 (п. 8 ст. 27 Закона № 210‑ФЗ). Такие непубличные ОАО вправе изменить устав и исключить применение указанных процедур, для чего необходимо 95% голосов всех акционеров (п. 10 ст. 27 Закона № 210‑ФЗ). Данную позицию сейчас поддерживает ЦБ (п. 7 Письма ЦБ).
Вместе с тем ранее ЦБ придерживался другой позиции (п. 3 Письма ЦБ от 01.12.2014 № 06-52/9527), согласно которой глава XI.1 Закона об АО не применяется к обществам, которые после 01.09.2014 внесли изменения в устав и стали непубличными. Наличие двух противоположных позиций ЦБ породило противоречивую судебную практику: так, в одних делах суды указывают, что к обществу, несмотря на непубличный статус, применяются положения главы XI.1 Закона об АО, так как его устав не содержит специального указания о ее неприменении (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.08.2017 № Ф07-7343/2017 по делу № А56-37017/2016, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.07.2017 № Ф04-1628/2017 по делу № А45-15695/2016 [6, 7]), в других делах, наоборот, непубличный статус общества влечет невозможность применения главы XI.1 Закона об АО.
Более того, согласно п. 7 Письма ЦБ положения главы XI.1 Закона об АО применяются к публичным обществам, которые на 01.09.2014 были ЗАО, если процедуры главы XI.1 Закона об АО начались до государственной регистрации исключения из устава и наименования указания на публичность в соответствии со ст. 7.2 Закона об АО. Полагаем, речь идет о тех ЗАО, которые после 01.09.2014 привели уставы в соответствие с ГК (в редакции Закона № 99‑ФЗ) и стали публичными в связи с наличием квалифицирующих признаков
[8, с. 150]).
В заключение стоит отметить, что законодательство предусматривает достаточно четкий детализированный механизм преобразования публичного акционерного общества в непубличное, что должно способствовать своевременному и оперативному приведению типов обществ в соответствие с их реальным статусом и правовым положением.
Список литературы
1. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // "Российская газета", N 101, 07.05.2014.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51—ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // Собрание законодательства РФ. — 05.12.1994. — N 32. — ст. 3301.
3. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 25.11.2017)
"О рынке ценных бумаг" // "Российская газета", N 79, 25.04.1996.
4. "Положение о порядке рассмотрения заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (утв. Банком России 02.03.2015 N 461-П) (ред. от 11.05.2017) // "Вестник Банка России", N 36, 22.04.2015.
5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об акционерных обществах" // "Российская газета", N 248, 29.12.1995.
6. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.08.2017 № Ф07-7343/2017 по делу № А56-37017/2016 // СПС Консультант Плюс.
7. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.07.2017 № Ф04-1628/2017 по делу № А45-15695/2016 // СПС Консультант Плюс.
8. Зубова Е.В. Корпоративные соглашения: правовая природа и проблемы правоприменения // Российский юридический журнал. 2017. N 4. С. 143 - 154.
УДК 336.742