Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками гражданского права.

Однако суды при разрешении конкретного спора обязаны применять соответствующие нормы гражданского права в истолковании, содержащемся в постановлениях пленумов.

В научной литературе существует дискуссия о правовой природе руководящих разъяснений судебных пленумов.

1 точка зрения - что это является источником права, так как очень часто Пленум формулирует правило поведения, которое не закрепляется в правовой норме.

2 точка зрения - не относит Постановления Пленумов к источникам права, так как суды не являются субъектами законотворческой деятельности, они лишены возможности создавать правовую норму и лишь разъясняют и толкуют правовую норму, а не создают новую.

Правильной является вторая точка зрения, но содержащиеся в постановлениях положения санкционированием государства могут превратиться в правовую норму.

Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ формулируются на основе анализа судебных прецедентов и судебной практики.

Судебная практика – многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел. Судья, рассматривая дело, по которому сложилась судебная практика, может вынести и иное решение, если убежден, что сложившаяся практика не соответствует закону. Однако судебная практика имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения гражданского законодательства судебными органами.

Судебный прецедент– решение суда по конкретному делу. Такое решение является обязательным только для лиц, участвующих в данном деле. Оно не имеет обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичное дело.

Судебная практика и судебный прецедент не являются источниками гражданского права.

5.

Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами.

Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК).

Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения.

Она допустима при наличии определенных условий.

Во-первых, это существование пробела в законодательстве, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота.

Во-вторых, наличие законодательного регулирования сходных отношений.

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК).

Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости.

Под общими началами гражданского законодательства следует понимать основные принципы гражданско-правового регулирования, а под его смыслом - отраслевые особенности, определяемые спецификой предмета и метода гражданского права.

Следует подчеркнуть, что правила об аналогии закона и аналогии права используются в гражданском праве только при применении федеральных законов.

Они не могут распространяться на действие подзаконных нормативных актов, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.

6.

Регулирование отношений, входящих в предмет гражданского права, осуществляется действующими гражданско-правовыми нормативными актами.

Важное значение имеет момент вступления соответствующего нормативного акта в силу и прекращения его действия.

Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, подлежат обязательному официальному опубликованию.

Официальное опубликование содержит и официальный (общеобязательный, общепринятый) текст такого акта, которым и надлежит руководствоваться.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Поэтому они считаются принятыми с момента их принятия Государственной Думой в окончательной редакции (а не с момента одобрения Советом Федерации или подписания Президентом РФ).

В течение 7 дней после подписания закона Президентом РФ акт подлежит официальному опубликованию в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".

Наши рекомендации