Проблемы пересмотра судебных актов

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСМОТРА СУДЕБНЫХ АКТОВ

Учебно-практическое пособие

Стародубова Галина Викторовна

доцент кафедры уголовно-процессуального права,

кандидат юридических наук, доцент

Воронеж, 2017

Содержание

Введение

2. Общие методические указания по изучению дисциплины

Планы семинарских и практических занятий

Тема 1: «Значение пересмотра судебных решений»

Тема 2: «Апелляционный порядок рассмотрения уголовных дел»

Тема 3: «Кассационный порядок рассмотрения уголовных дел»

Тема 4: «Производство в суде надзорной инстанции»

Тема 5: «Возобновление производства по уголовному делу в виду новых и вновь открывшихся обстоятельств»

4. Тестовые задания

ВВЕДЕНИЕ

Раздел уголовно-процессуальной науки, посвященный правовой природе и особенностям реализации конституционного права на обжалование судебных решений в рамках уголовного процесса, является одним их наиболее сложных. В свете особенностей уголовно-процессуальной деятельности данное конституционное право приобретает особое значение в виду того, что именно в рамках уголовного судопроизводства права и свободы личности могут подвергаться наиболее серьезным ограничениям со стороны государственных органов. Соответственно уголовно-процессуальный закон должен включать в себя гарантии исправления судебно-следственных ошибок и эффективного восстановления нарушенных прав личности.

Целью освоения дисциплины «Проблемы пересмотра судебных актов» являются углубленное изучение действующей в РФ системы пересмотра судебных решений, которая обусловливает инстанционное построение судебной системы и включает процедуры проверки судебных актов судов первой инстанции в вышестоящих судах, применяющиеся в отечественном уголовном судопроизводстве. В связи с этим дисциплина «Проблемы пересмотра судебных актов» предполагает выявление общего и особенного при изучении проверочных уголовно-процессуальных стадий при движении конкретного дела по инстанциям – от второй до окончательной. Этот подход позволяет углубить и систематизировать знания, полученные студентами в ходе изучения основных учебных дисциплин, создать теоретические основы и базовые практические навыки применения положений УПК РФ в профессиональной деятельности.

Действующее российское законодательство предоставляет довольно широкие возможности для обжалования и пересмотра судебных решений по уголовным делам, как не вступивших, так и вступивших в законную силу. Тем не менее, по-прежнему существует ряд проблемных вопросов, связанных с правовым регулированием пересмотра судебных решений.

Необходимо отметить, что само по себе существование большого числа вышестоящих судебных инстанций, полномочных отменить или изменить приговор или иное решение по уголовному делу, не является гарантией эффективной защиты личности от неправосудных судебных решений. Гораздо важнее сам законодательный подход к построению механизма пересмотра ошибочных судебных решений и выявления допущенных нарушений. И здесь, как нам представляется, за основу должны быть взяты нормы международного права и практика международных судебных органов, прежде всего Европейского Суда по правам человека. Неслучайно Конституционный Суд России в своих постановлениях и определениях, касающихся правовых норм, регламентирующих основания и порядок пересмотра судебных решений, всегда опирается на нормы Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также на прецеденты Европейского суда по правам человека.

Дисциплина «Проблемы пересмотра судебных актов» относится к профессиональному циклу программы подготовки магистров в рамках магистерской программы «Юрист в сфере уголовного судопроизводства», входит в его профильную часть. Для изучения курса магистрантам необходимо освоение содержания таких дисциплин, как «Уголовный процесс», «Уголовное право», «Философия права», «Современные проблемы юридической науки», «История и методология юридической науки», «Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса». Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения дисциплины «Проблемы пересмотра судебных актов», будут использоваться при изучении комплекса спецкурсов, составляющих содержание вариативной (профильной) части программы подготовки магистров, таких как, например: «Особенности рассмотрения отдельных категорий уголовных дел», «Уголовно-процессуальные акты», «Проблемы доказывания в судебном разбирательстве по уголовным делам» и служит базой для дальнейшей исследовательской и практической работы.

Данное издание призвано помочь студентам в подготовке к семинарским и практическим занятиям по курсу, а также к экзамену. Оно содержит методические указания по изучению курса, вопросы для обсуждения, сгруппированные по темам курса, задачи-казусы, план проведения деловой игры, перечень необходимых литературных источников, тестовые задания.

ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Обучение студентов в рамках дисциплины «Проблемы пересмотра судебных актов» предполагает проведение лекционных, семинарских и практических занятий. По итогам изучения курса контроль знаний студентов-магистров осуществляется в форме экзамена.

Подготовка к семинарским и практическим занятиям предполагает не только самостоятельную внеаудиторную работу с нормативно-правовыми актами, руководящими постановлениями Пленума Верховного Суда РФ и постановлениями Конституционного Суда РФ, учебниками и учебными пособиями по уголовно-процессуальному праву. Студент в обязательном порядке должен изучить научные публикации, посвященные проблемам пересмотра судебных решений. Перечень рекомендованной литературы, который содержится в Практикуме, не является исчерпывающим. Студенты должны использовать при изучении дисциплины работы, опубликованные позже Практикума и по этой причине не вошедшие в него.

Для закрепления и систематизации знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы, студентам необходимо готовиться к семинарским и практическим занятиям, выполняя задания включенные в Практикум соответственно каждой теме. Проведение лекционных занятий по отдельным темам курса учебным планом не предусмотрено, что предполагает более тщательную самостоятельную подготовку студентов по вопросам, обсуждение которых предполагается на семинаре.

Подготовка к семинару включает в себя изучение рекомендованного нормативного материала и литературы, указанных в Практикуме, а также тех материалов, которые были отмечены в ходе лекции. Студент должен составить конспект изученных нормативных и литературных источников по вопросам плана, схематично приготовить заметки для ответа на вопросы на семинаре. Соответственно при ответе во время аудиторного занятия допустимо использование исключительно такого рода конспектов и заметов, но не текста нормативных актов или учебника.

Выполнение заданий и задач, включенных в Практикум для закрепления изученного материала в ходе занятий, проводимых в интерактивной форме, будет результативным при самостоятельном творческом изучении нормативного материала и научных источников, их анализа. Студент не должен ограничиваться лишь пересказом текста учебника. При решении задач должны быть даны мотивированные ответы на вопросы, поставленные в задаче со ссылкой на конкретные положения УПК РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ и т.д.

По результатам проведенных семинарских и практических занятий магистранты, продемонстрировавшие достаточный уровень знаний, активно работавшие на занятиях, подготовившие все необходимые письменные задания допускаются к сдаче экзамена.

Планы семинарских и практических занятий

Сценарий деловой игры

1. Подготовительный этап

- ознакомление студентов с предлагаемой ситуацией, отражаемой в постановлении суда первой инстанции:

Тема 1.

1. в)

2. а)

3. в)

4. а)

Тема 2.

1. а)

2. г)

3. в)

4. г)

5. в)

6. б)

7. а)

8. в)

9. а)

10. г)

11. б)

12. в)

13. б)

14. в)

15. а)

16. б)

17. г)

18. б)

19. г)

20. б)

21. а)

Тема 3.

1. г)

2. б)

3. в)

4. а)

5. г)

6. г)

7. а)

8. г)

9. в)

10. а)

11. б)

12. а)

Тема 4.

1. б)

2. г)

3. а)

4. г)

5. а)

6. б)

7. г)

8. а)

9. б)

10. г)

11. а)

12. б)

13. в)

Тема 5.

1. б)

2. г)

3. г)

4. г)

5. а)

6. в)

7. а)

8. в)

9. а)

10. г)

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСМОТРА СУДЕБНЫХ АКТОВ

Учебно-практическое пособие

Стародубова Галина Викторовна

доцент кафедры уголовно-процессуального права,

кандидат юридических наук, доцент

Воронеж, 2017

Содержание

Введение

2. Общие методические указания по изучению дисциплины

Планы семинарских и практических занятий

Наши рекомендации