Тактика расследования финансовых преступлений.
План расследования на первоначальном этапе должен быть сориентирован на проверку достоверности, уточнение фактических данных, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, собирание новых фактических данных и предупреждение возможных попыток заинтересованных лиц скрыть следы преступления. Следственные версии выдвигаются с учетом имеющегося первичного материала по поводу невыясненных обстоятельств о виновных лицах, мотивах и целях их действий, способах совершения преступления и т.д.
План дальнейшего расследования должен предусматривать не только последующие действия по еще не законченным проверкой версиям, но и выдвижение, и проверку других возможных версий. Например, ограничивается ли расследуемое преступление теми фактами, по поводу которых оно было возбуждено, или это только часть его эпизодов. Такая версия всегда возникает при установлении, что расследуемое преступление совершено ОПГ.
Для того чтобы быстрее разобраться в том, какие допущены нарушения действующих норм и правил, регулирующих конкретный вид финансовой деятельности, весьма полезным является метод криминалистического сопоставления соответствующих норм, правил, требований должного ведения конкретных финансовых операций с особенностями поведения лиц, участвующих и этих операциях в расследуемом случае. Суть этого метода схематично складывается из следующего: все выявленные обстоятельства преступного поведения, характеризующие его механизм и обстановку, собираются в единый информационный блок. Затем в другой единый блок собирается вся нормативная информация о том, как в соответствии с действующими положениями и требованиями должна была осуществляться данная финансовая операция. Затем эти два информационных блока (как матрицы) накладываются один на другой. В результате сопоставления сразу можно выявить характер допущенных нарушений и круг лиц, связанных с этими нарушениями.
При применении метода криминалистического анализа служебно-должностных функций участников финансовой операции можно выявить, какие конкретные нарушения действующих правил допущены каждым участником исследуемой финансовой деятельности.
Для выявления способа конкретного финансового правонарушения целесообразно использовать такие сложившиеся в криминалистике методы, как распознавание способа: по его типовым признакам; путем ревизии; оперативно-розыскными средствами и по аналогии.
Криминалистическая характеристика легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем или лицом в результате совершения им преступления (ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ).
Уголовный закон предусматривает ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества по ст. 174 и 174.1 УК РФ. Однако легализация преступных доходов наряду с уголовно-правовыми включает также элементы, не указанные в диспозиции статей УК, выявление которых способствует раскрытию и расследованию преступления.
С криминалистической точки зрения под легализацией преступных доходов понимается обусловленная объективными и субъективными факторами, взаимосвязанная со средой и в ней отображаемая динамическая система устойчиво повторяющихся действий субъекта (субъектов), совершающего финансовые операции и иные сделки с денежными средствами или имуществом с целью сокрытия непосредственной связи этих денег или иного имущества с предыдущим преступлением, маскировки следов этого преступления, создания в обществе ложного представления о происхождении денег или имущества для последующего введения его в гражданский оборот.
Предмет преступного посягательства. Анализ международных правовых рекомендаций, российского уголовного и гражданского законодательства позволяет отнести к предмету легализации следующее:
— недвижимые вещи, а именно: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (ст. 130 ГК РФ);
— движимые вещи (т. е. не относящиеся к недвижимости), в том числе деньги, валютные ценности, ценные бумаги, имущественные права на движимые вещи;
— услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность, в том числе исключительные права на нее).
Субъект посягательства. Всех лиц, причастных к легализации, можно подразделить на несколько групп в зависимости от роли, которую они исполняют в процессе реализации преступного замысла, и наличия у них тех или иных навыков.
К первой группе относятся лица, обладающие правом заключения сделок от имени юридического лица, а также управлять людьми и распоряжаться имуществом организации.
Вторая группа представлена лицами, осуществляющими учетные операции и исполняющими распорядительные функции в пределах своих полномочий (обычно это среднее звено хозяйствующих субъектов), а также лицами, в силу требований закона обязанными совершать определенные действия по приданию сделке установленной законом формы (нотариусы, работники регистрирующих органов). Их можно назвать «вспомогательным звеном».
В третью группу входят привлеченные для совершения финансовых операций лица, использующие возможности компьютерной техники, так называемые преступники-интеллектуалы.
Четвертую группу составляют лица, оказывающие в силу своего высокого служебного положения покровительство субъектам легализации (депутаты, чиновники различных ведомств).
К пятой группе, характерной для офшоров, относятся лица, профессионально занимающиеся легализацией (специальные брокеры, агенты, выявляющие лиц, намеревающихся легализовывать средства в данной офшорной зоне).
Физическая деятельность субъекта посягательства. Основополагающим фактором, характеризующим физическую деятельность субъекта по совершению преступления, является способ.
Способ легализации (отмывания) денежных, средств и иного имущества — это обусловленная субъективными качествами субъекта, предметом легализации, поставленными субъектом целями и элементами, объективно сложившейся обстановкой система действий субъекта, включающая предварительное отмывание (легализацию) денежных средств и иного имущества, приобретенных заведомо преступным путем, отделение преступных доходов от источника их происхождения, интеграцию их в экономику, в конечном счете направленная на создание гражданско-правовых оснований приобретения права собственности на эти денежные средства и иное имущество, т. е. на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению этим имуществом.
26. Особенности возбуждения дела. Типичные исходные следственные ситуации по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем или лицом в результате совершения им преступления.
Содержание следственной ситуации всегда связано с особенностями источника информации (на стадии возбуждения уголовного дела — поводами для возбуждения уголовного дела). Таким образом, невозможно говорить об организации расследования без учета той следственной ситуации, которая складывается по делу на начальном этапе расследования или даже на стадии принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Факты легализации обычно выявляют такие государственные органы, как Министерство РФ по налогам и сборам, органы внутренних дел, Комитет РФ по финансовому мониторингу. Содержание составляемых ими документов по результатам проверки деятельности хозяйствующих субъектов и обычных физических лиц регламентируется законодательными актами и ведомственными инструкциями и положениями
Таким образом, исходя из принципа повторяемости источников информации, послуживших поводом к возбуждению уголовного дела, можно выделить следующие следственные ситуации начального этапа расследования легализации преступных доходов других лиц.
Первая ситуация — уголовное дело возбуждено по акту выездной налоговой проверки, составленному налоговой инспекцией. Выявлению признаков преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, способствуют такие положения Налогового кодекса РФ, как контроль налоговых органов за ценами по сделкам между взаимозависимыми лицами по товарообменным операциям, по внешнеторговым сделкам, при отклонении цен больше, чем на 20% в сторон повышения или понижения от уровня обычных цен за непродолжительное время (п. 2 ст. 40 НК РФ), понятие взаимозависимых лиц (ст. 20 НК РФ) и др.
Вторая ситуация — уголовное дело возбуждено по основаниям, содержащимся в акте о проверке налогоплательщика, проведенной органами внутренних дел.
Третья ситуация — уголовное дело возбуждено по материалам органов Комитета РФ по финансовому мониторингу (КФМ РФ).
При сопоставлении содержания фактической стороны каждой из изложенных типичных следственных ситуаций начального этапа расследования легализации преступных доходов других лиц нетрудно прийти к выводу о частичном совпадении их содержания. Но указанные следственные ситуации отличаются объемом информации и ее источниками.
Практический эффект выделения типичных следственных ситуаций во много раз возрастает при использовании типовых программ расследования.
Особенности тактики первоначальных следственных действий по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем или лицом в результате совершения им преступления.
Уголовно-процессуальный закон определяет перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства (ст. 73 УПК РФ). Эти обстоятельства в методике расследования преступлений конкретизируются с учетом уголовно-правовой и криминалистической специфики преступления определенного вида.
Среди обстоятельств, относящихся к событию преступления, достаточно большое значение имеет установление предмета преступного посягательства. В зависимости от предмета легализации направления доказывания имеют свои характерные особенности. Так, особое внимание следует уделить исследованию преступного пути происхождения денежных средств. Эта работа сопряжена со значительными трудностями, так как легализация (отмывание) незаконно полученных денежных средств проходит несколько этапов — от прерывания непосредственной связи финансовых средств с преступлением путем их перемещения до возвращения преступнику денег, происхождение которых невозможно определить. В процессе легализации для маскировки источника происхождения денежные средства, приобретенные преступным путем, могут смешиваться с Денежными средствами, полученными законным путем. Кроме того, как уже было отмечено ранее, для большинства случаев легализуемая имущественная масса может увеличиваться путем получения дополнительной прибыли при введении ее в гражданско-правовой оборот.
В ходе расследования необходимо установить не только размер и время получения дохода в виде денежных средств от преступной деятельности, но и момент их легализации, а также размер и время получения дохода от законной деятельности (если такой доход имел место). В материалах уголовного дела должно быть точно зафиксировано, какая конкретно сумма была получена в результате занятия преступной деятельностью, какая часть указанных денежных средств и каким образом была легализована, какие документы и иные данные подтверждают факт легализации. Причем эти данные должны быть конкретизированы по периодам, если доходы от занятия противоправной деятельностью были получены в течение длительного времени.
В эту же группу обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по данной категории дел, включаются также место и время совершения легализации. Указанная система обстоятельств, формирующих предмет доказывания по делам о легализации преступных доходов, является системообразующей основой в общей типовой программе исследования события с признаками легализации преступных доходов.