Психология судебной деятельности адвоката

Судебная защита — конституционное право гражданина.С по­мощью защитника обвиняемый (подсудимый) получает возмож­ ность более полно использовать принадлежащие ему процессу­ альные права, активно участвовать в исследовании собранных по делу материалов, оспаривать и опровергать предъявленное обвинение, доказывать меньшую степень своей юридической ответственности. Адвокат не может соглашаться с обвинени­ ем—в этом случае он превращается в обвинителя.

Нравственным, правовым и психологическим устоем защиты является презумпция невиновности подзащитного.Стратегическаяпозиция квалифицированного адвоката определяется слабыми местами обвинения, разрывами в системе доказательств. Такти­ ка же защиты иногда корректируется и процессуальными нару­ шениями как на предварительном следствии, так и в суде.

Формируясь на протяжении предварительного следствия и судебного разбирательства, позиция защиты концентрированно излагается в речи адвоката. При этом защитник не связан ни с характером ранее заданных вопросов, ни с заявленными хода­ тайствами, ни с общим эмоционально-психологическим настро­ ем судебной аудитории. Адвокат не должен приспосабливаться

к ожидаемому решению суда. Свою позицию он не согласовы­ вает ни с кем, кроме своего подзащитного, отстаивая его закон­ ные интересы. И конечно, позиция адвоката не должна проти­ воречить закону — юридическому и нравственному.

В чем же заключается законный интерес подсудимого? В том, чтобы в ходе судопроизводства были всесторонне и полно ис­ следованы все благоприятные для него обстоятельства, чтобы ему была обеспечена полная возможность оспаривать обвине­ ние, представляя доказательства и доводы своей полной неви­ новности или смягчающие его ответственность. Адвокат призван выяснить все, что может послужить в пользу его подзащитного.

Его обязанность — оказать всемерную юридическую помощь подзащитному. Суду же нужны обоснованные доводы адвоката

492 Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам

в пользу отстаиваемой им позиции. Аргументация своих тези­ сов — основа деятельности адвоката.

Однако деятельность адвоката не сводится только к логичес­ ким построениям. Его задача — привнести в судебное разбира­ тельство дух нравственного мышления, создать атмосферу ми­ лосердия при обсуждении остроконфликтных ситуаций, четко отграничить проявление злой воли от случайного проступка, показать суду подлинные причины исследуемого происшествия, возможное стечение тяжелых обстоятельств, приведших к вре­ менному снижению психорегуляционных возможностей его подзащитного.

Особый круг проблем возникает в связи с этикой поведения адвоката. Подзащитный доверяет адвокату сокровенные сторо­ ны своей жизни, и адвокат призван точно определить допусти­ мую меру обнародования интимных сторон его жизни.

Осуществляя процессуальные функции, защитник направля­ ет свою деятельность на охрану прав подзащитного. Однако деятельность защитника служит интересам не только подза­ щитного, но и правосудия. Для реализации целей уголовного су­ допроизводствав равной меренеобходимы высококвалифициро­ ванное обвинениеи столь жевысококвалифицированная защита.Достижение истины в судопроизводстве возможно лишь при сбалансированности этих двух его механизмов.

Защитник, оказывая подзащитному юридическую помощь, служит укреплению законности, не допускает произвола в судо­ производстве, предотвращает возможность судебной ошибки. Защитник дисциплинирует поведение подсудимого, помогая ему выполнять юридически грамотные действия.

Законодательством предусмотрены две формы вступления за­ щитника в судебное рассмотрение уголовного дела — по соглаше­ нию и назначению. При соглашении защитник приглашаетсяподсудимым (или его законными представителями, а также дру­ гими лицами по поручению либо с согласия подсудимого). Подсудимый имеет право выбора и замены защитника. Если же защитник не приглашен, суд обязан обеспечить участие защит­ ника в рассмотрении дела. Невыполнение этого требования влечет отмену приговора.

Защитник не заменяет подсудимого — он занимает самосто­ ятельное процессуальное положение. Он не связан полностью с волей и позицией подзащитного, самостоятельно определяет направление и тактику защиты и выступает на суде от своего




§ 6. Психология судебной деятельности адвоката

имени. Однако защитник и подзащитный согласовывают свои позиции. В психологическом плане между ними возникают до­ верительные отношения, отношения позиционной солидарнос­ ти. (Подобного рода отношения не могут возникнуть только при ложном самооговоре подсудимого.)

Защитник подвергает предъявленное обвинение'скрупулез­ ному критическому анализу, помогает подсудимому занять наи­ более правильную позицию. Подсудимый может отказаться от своего защитника даже в процессе судебных прений. Адвокат же не имеет права отказаться от подзащитного.

Защита более всего нужна там, где она затруднена. В любом деле могут быть найдены основания для защиты. Даже при бес­ спорности вины подсудимого можно действовать в направле­ нии обеспечения соответствия наказания тяжести содеянного и личности виновного. Но защитник может защищать только за­ конные интересы подсудимого, а сама защита осуществляется в рамках, предусмотренных законом.

Основной этап деятельности защитника — речь всуде. Осно­вываясь на материалах судебного следствия, защитник анализи­ рует собранные доказательства, систематизирует те из них, ко­ торые могут опровергнуть обвинение, предъявленное его подза­ щитному, либо смягчить его ответственность.

Характеризуя личность подзащитного, защитник делает экс­ курсы в проблемы поведения человека в обществе, затрагивает нюансы межличностных отношений в напряженных, стрессо­ вых ситуациях. Это требует значительной общепсихологичес­ кой и социально-психологической подготовленности, глубокой ориентации в психологии поведения личности.

Адвокат широко использует возможности толкования уго­ ловного закона: любое сомнение при толковании закона долж­ но рассматриваться в пользу обвиняемого; законы, смягчающие ответственность, допускают расширительное толкование; зако­ ны, усиливающие ответственность (например, квалифициро­ ванные составы), подлежат ограниченному толкованию.

Адвокат призван обеспечить полноту защиты. Он должен раскрыть все психологические обстоятельства совершенного деяния, которые могут вызвать снисхождение.

В ряде случаев поведение обвиняемого выступает в единой системе «обвиняемый—потерпевший». Анализ существа дела в этих случаях невозможен без характеристики потерпевшего. Поведение потерпевшего может быть виктимным, т. е. прово-

494 Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам

пирующим преступление. При этом необходим квалифициро­ ванный анализ мотивов, целей и операциональных особеннос­ тей поведения потерпевшего, признаков его неправомерного поведения, а также признаков, характеризующих взаимоотно­ шения потерпевшего и обвиняемого (отношения родства, опе­ ки, служебной, материальной или иной зависимости).

Недопустимы неоправданное перенесение центра тяжести в системе «обвиняемый—потерпевший» на потерпевшего, безос­ новательная дискредитация личности потерпевшего, вмеша­ тельство в его личную жизнь.

Противодействуя доводам обвинения, защитник использует контрдоказательства. И чем аргументированнее и убедительнее речь прокурора, тем больший профессионализм требуется от защитника. Выступая по групповому делу, адвокат согласует свою речь с другими защитниками.

Речь адвоката на суде состоит из следующих частей:

1) вступление;

2) анализ фактических обстоятельств дела;

3) анализ личностных особенностей подзащитного;

4) анализ мотивов совершения деяния подзащитным;

5) заключение.

Во вступлении адвокат ставит задачу — овладеть вниманием аудитории. Поэтому вступление должно быть кратким, но вы­ зывающим повышенное внимание слушателей. Оно должно быть доверительным, приглашающим к рассуждению, крити­ ческому анализу того, что уже говорилось.

Адвокат выступает в суде после прокурора. Под впечатлени­ ем его речи и последнего слова подсудимого суд удаляется в совещательную комнату. Однако выступление после прокурора содержит и определенные трудности: аудитория уже получила некоторую установку, у нее возникло определенное психичес­ кое состояние, сформировалась оценочная позиция. Речь за­ щитника должна быть настолько убедительной, аргументиро­ ванной и эмоционально воздействующей, чтобы преодолеть сложившийся психологический барьер. Защитник должен быть смелым и решительным, способным идти наперекор ожидани­ ям судебной аудитории.

Защитная речь адвоката содержит те же структурные элемен­ ты, что и речь прокурора. Но ее построение бывает иным. Часто речь адвоката с самого начала посвящается психологической характеристике подзащитного, сложным поведенческим обсто-


§ 6. Психология судебной деятельности адвоката

ятельствам, в которых он оказался в силу тяжелого стечения жизненных обстоятельств.

Очень тщательно защитник анализирует особенности личнос­ ти подзащитного, акцентуации его характера, повышенную ре­активность на отдельные эмоциогенные для него ситуации, не­ удачно сложившиеся условия жизнедеятельности.

Центральное место в характеристике личности подзащитно­ го занимают анализ его мотивационной сферы, выяснение под­ линного смысла действий данного человека — к чему он стре­ мился, чем руководствовался.

Только развернутая психологическая характеристика лично­ сти позволяет судить о ее виновности и степени ответственно­ сти за содеянное. Задача защитника — раскрыть глубинные пла­ сты человеческой психики. Квалификация защитника связана с его человековедческими возможностями.

В кратком заключении защитник подводит итог всему сказан­ ному, формулирует окончательные выводы, высказывает отно­ шение к вопросам, которые скоро встанут перед судьями в их совещательной комнате. Он обращается к суду с просьбой об оправдании подсудимого, если его вина не установлена долж­ ным образом, либо о назначении ему минимального срока на­ казания, предусмотренного соответствующей статьей Уголовно­ го кодекса, либо о применении к нему условного осуждения.

Адвокат остается со своим подзащитным и после оглашения приговора, помогая ему при прохождении дела в кассационной инстанции.

Адвокат как представитель потерпевшего является самостоя­тельным и равноправным участником судебного разбиратель­ ства: он имеет право заявлять отводы, ходатайства, высказывать свое мнение о ходатайствах, заявленных другими участниками судебного разбирательства, предъявлять доказательства и уча­ ствовать в их исследовании на судебном следствии. В опреде­ ленных законом случаях он может участвовать и в судебных пре­ ниях.

Адвокат потерпевшего не заменяет его и выступает от своего имени. Позиция адвоката может отличаться от позиции потер­ певшего. Позиция адвоката должна соответствовать закону и материалам уголовного дела.

Выступая после прокурора, представитель потерпевшего дополняет его речь, приводит какие-либо новые факты и дает характеристику потерпевшему. Его речь должна вызвать уваже-

496 Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам

ние к потерпевшему, сочувствие к нему, осознание необходи­ мости восстановления его законных прав и интересов. Важно подчеркнуть, что потерпевший стремится не к мщению, а к торжеству справедливости.

Каждая эпоха формирует свой имидж юриста. В деятельнос­ ти адвоката особенно отчетливо проявляются «больные вопро­ сы» его времени — адвокат исследует поведение подзащитного на фоне социальных коллизий своего времени. Кони, Спасо-вич, Плевако, Урусов в своих блестящих защитных речах высту­ пали глашатаями нового правового мировоззрения, утверждали права и достоинство человека в тяжелых условиях чиновничьего всевластия. Участвуя в политических процессах, они неизменно проявляли свою гражданскую позицию, формировали обще­ ственное правосознание, мужественно отстаивали права и дос­ тоинство личности.

Последнее слово подсудимого

Скорбно звучит само наименование этой части судебного разбирательства: «Последнее слово подсудимого». И нередко подсудимый не может произнести ни слова. А самый значитель­ ный в его судьбе момент — чистосердечное раскаяние — являет­ ся обстоятельством, смягчающим ответственность. Надо гово­ рить, вновь вспоминать терзающие душу события... Надо еще и уметь выразить то, что на душе. А сил нет...

Психическое состояние подсудимого — особая, большая про­ блема юридической психологии. Строго регламентированная, официальная процедура судебного заседания оказывает сильное психическое воздействие на всех присутствующих. На подсуди­ мого же обстановка суда может оказать стрессовое воздействие, вызвать психическое потрясение, даже состояние катарсиса — внутренней перестройки личности, самоочищения, стратегичес­ кой переориентации поведения в будущем. Психика подсуди­ мого деформирована предварительным заключением, долгим сроком ожидания суда.

Арест, следственный изолятор привносят свои наслоения на психику обвиняемого: тревожное ожидание суда, трудная адап­ тация в криминализированной среде, ограничения в удовлетво­ рении насущных потребностей, социальная изоляция, убогие бытовые условия, крайняя напряженность на следственных дей­ ствиях — все это приводит человека уже до суда к крайнему психическому истощению.


§ 7. Последнее слово подсудимого

Отношения с правосудием в ряде случаев тоже конфликт­ ные — нередко первоначальное отрицание вины переходит в ироническое запирательство с постоянными его разоблачения­ ми. Трудно сохранять позицию ложных показаний, требуется держать в сознании два мира: действительный и вымышленный. Часть действительных событий приходится скрывать, что вле­ чет чрезмерную нагрузку на тормозные процессы.

Постоянная внутриличностная конфликтность, мотивацион-ное противоборство (сознаваться — не сознаваться) и полная невозможность выговориться. Отсюда крайняя раздражитель­ ность, нервозность, агрессивность в поведении многих обвиня­ емых и подсудимых. Отсюда облегчение после вынужденного признания и повышенная говорливость на предварительном следствии. Но вот все уже сказано, и начинается долгое тоскли­ вое ожидание суда.

Наконец настает и этот день. Множество народа. Встреча со свидетелями, потерпевшим, прокурором, адвокатом, судьями. Визуальные контакты с родными и знакомыми. Скорбные лица членов семьи. Любопытство досужих посетителей.

И вот: «Суд идет! Прошу встать!» Формальные ответы на демографические вопросы (фамилия, имя, отчество, возраст...). Публичные обвинительные показания потерпевшего, свидете-лей. Крайне жесткая речь прокурора. Спасательные попытки адвоката. Каменные лица судей...

Одряхлевшими выглядят на этой скамье даже молодые люди. Впереди ожидание приговора, который вызовет, скорее всего, крушение всех жизненных планов. Много не скажешь в таком состоянии. И чем больше совесть мучает человека, тем меньше он может сказать. По глазам и слезам, а не по словам определя­ ется чистосердечное раскаяние. Но слезы не подшиваются к делу...

Нет сомнений, в душе большинства тех, кто сидит на скамье подсудимых, происходит интенсивная позиционная акцентуа­ ция. В отдельных случаях это искреннее чистосердечное раска­ яние, а в некоторых — укрепление озлобления против социума.

Справедливое и корректное поведение судей при этом имеет принципиально важное значение. От суда ждут справедливого решения, но каждый участник уголовного процесса по-разному представляет эту справедливость. У осужденного сильна надеж­ да на снисхождение. Его самооправдательная тенденция взыва­ ет к смягчению наказания. Только подсудимый хорошо знает

498 Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам

все то, что «смягчает его вину». Но, как правило, приговор ру­ шит его надежды.

Для большинства подсудимых суровый приговор на длитель­ ный срок изоляции — жизненная катастрофа, крах всех надежд. Теряя свободу на продолжительный срок, человек, по существу, прощается с самой жизнью, утрачивает ее смысл.

Статья 60 УК РФ. Общие начала назначения наказания: «1. Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответству­ ющей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учётом по­ ложений Общей части настоящего Кодекса. Более строгий вид на­ казания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.

2. Более строгое наказание, чем предусмотрено соответствую­ щими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершен­ ное преступление, может быть назначено по совокупности преступ­ лений и по совокупности приговоров в соответствии со статьями 69

и 70 настоящего Кодекса. Основания для назначения менее строго­ го наказания, чем предусмотрено соответствующей статьей Особен­ ной части настоящего Кодекса за совершенное преступление, опре­ деляются статьей 64 настоящего Кодекса.

3. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а так­ же влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи».

К о м м е н т а р и й . Основными требованиями к назначению на­ казания являются справедливость и законность наказания. Наказание является справедливым и достигает поставленных перед ним целей, если оно соответствует тяжести преступления и учитывает личность преступника, позволяет восстановить нарушенные социальные блага, соответствует разумным представлениям общества об искуплении за содеянное и назначается с учетом принципа равенства.

Законность наказания обеспечивается соблюдением правил его назначения — выявление и учет смягчающих и отягчающих обстоя­ тельств; правильная квалификация преступления; учет обратной силы закона и действия его в пространстве; разграничение единич­ ного преступления и совокупности преступлений; разграничение оконченного и неоконченного преступлений; учет наличия соучас­ тия, а также вида рецидива; уяснение целей и содержания наказа­ ния в целом и его отдельных видов.

Г л а ва 18

Наши рекомендации