Психология судебных прений и судебной речи

Самостоятельной частью судебного разбирательства являются судебные прения, в которых каждое участвующее в деле лицо из­ лагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению вопросы на основе доказательств, проверенных в ходе судебного следствия. Всвоих речах заинтересованные стороныобосновывают доказанность или недоказанность (полностью


§ 4. Психология судебных прений и судебной речи

или частично) обвинения, предъявленного обвиняемому, пред­ лагают свою квалификацию совершенного деяния, если оно подтверждено собранными доказательствами, выявляют смяг­ чающие или отягчающие ответственность обстоятельства, ана­ лизируют причины преступления, дают характеристику лично­ сти подсудимого и потерпевшего.

В судебных прениях участвуют государственный и обще­ ственный обвинители, защитник и подсудимый (если защитник

в судебном заседании не участвует). По делам частного обвине­ ния (о причинении легкого телесного повреждения, побоях, клевете без отягчающих обстоятельств, оскорблении) в судеб­ ных прениях участвуют потерпевший и его представитель.

Последовательность выступлений обвинителей и защитника устанавливается судом. Продолжительность судебных прений не ограничивается. Однако председательствующий вправе останав­ ливать участников судебных прений, если они касаются обсто­ ятельств, не имеющих отношения к делу. После произнесения речи лицо может выступить еще один раз с репликой. Право последней реплики принадлежит защитнику и подсудимому.

Участники судебных прений анализируют в речах свою вер­ сию рассматриваемого события, стремясь повлиять на благопри­ ятный для своих интересов исход дела, опровергают модель события или его элементы, отстаиваемые другими участниками судебных прений, излагают свои предложения относительно возможного наказания или оправдания подсудимого.

Судебные прения — форма публичного, официального об­ щения посредством судебной речи.

Искусство судебной речи — искусство убеждения посред­ ством целенаправленной систематизации фактов, убедительной их оценки. Мастерство судебной речи связано с глубиной логи­ ческого анализа и образностью изложения. Значительную роль

в убедительности судебной речи играют психологический ана­ лиз личности подсудимого и потерпевшего, характеристика их устойчивых поведенческих особенностей, чрезвычайность об­ стоятельств, в условиях которых произошло правонарушение.

Судебная речь не является обособленным актом — она дол­ жна быть тесно увязана с результатами судебного следствия. Только доказательства, полученные в судебном следствии, мо­ гут быть положены в основу судебной речи.

Язык судебного общения выполняет ряд взаимосвязанных функций — познания, общения, психического воздействия.

482 Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам

Строго официально-деловой стиль общения здесь перемежается

с элементами разговорного, научного и литературно-художе­ ственного языка. Неофициальная, бытовая сторона жизни лю­ дей обсуждается простым разговорным языком, что придает судебной речи доступность, понятность, жизненную реальность. Научно-абстрактные аспекты дела требуют использования на­ учных терминов, юридических и психологических категорий, норм закона, унифицированных языковых формулировок.

Эмоционально воздействующая функция судебной речи реа­ лизуется образностью изложения, различными эмоционально-оценочными средствами. Все это делает судебную речь особым видом речи, требующим специального психологического описа­ ния и анализа.

Различаются структура судебной речи, ее стиль и язык. Струк­ тура судебной речи — ее композиционный план, логика и психоло­ гия построения, соответствие ее частей задачам и цели судебных прений.

Цель судебной речи— убедительно, аргументированно воз­действовать на суд, формировать внутреннее убеждение судей. Задачи же судебной речи различны на разных ее этапах.

Различаются вступительная, основная и заключительная час­ ти судебной речи. Эффективное построениевступительной час­тисудебной речи в значительной мере определяет успех судеб­ного оратора. Психологическая задача вступления — вызвать обостренное внимание, организовать направленность сознания судебной аудитории, ее интерес, установить с ней коммуника­ тивный контакт, обеспечить ее доверие, подготовить аудиторию

к принятию основной позиции оратора.

Различные мастера судебной речи начинали свои выступле­ ния разными приемами, но все они отличались единой психо­ логической направленностью — вызвать повышенную ориенти­ ровочную реакцию слушателей. Вступительные части.речей всех знаменитых судебных ораторов отличались краткостью. Но это краткость особого рода — стимул, обеспечивающий направлен­ ность сознания судебной аудитории. В каждом случае такое вступление имплицитно (скрытно) связано с возникшей судеб­ ной ситуацией, намерением судебного оратора, его процессу­ альной позицией. Здесь осуществляется психологический на­ строй слушателей.

Речь судебного оратора не должна начинаться вяло, бесцвет­ но, трафаретно. Но вступление не должно быть насыщено и


§ 4. Психология судебных прений и судебной речи

искусственным пафосом — аудитория еще не готова к эмоцио­ нальному сочувствию. Она еще полна ожиданий, готова к повы­ шенной критичности. Зацепить же внимание слушателей мож­ но и очень простыми, близкими аудитории проникновенными словами. Эти слова должны быть эмоциональным ключом к последующему взаимодействию с аудиторией.

Уже древние ораторы различали три разновидности вступле­ ния: внезапное, естественное и искусственное.

При внезапном вступлении оратор начинает речь с описания явления, отношение которого к рассматриваемому в суде воп­ росу остается некоторое время проблематичным. (Во вступле­ нии может быть использовано и обращение к судьям, и крити­ ческая оценка одного из тезисов, провозглашенных процессу­ альным оппонентом, и видение' своей процессуальной обязанности.) Но смысл первых фраз судебного оратора должен быть предельно ясен. Этот смысл должен быть принят аудитори­ ей, поддержан ею.

При естественном вступлении оратор без лишних слов вво­ дит слушателей в фабулу разбираемого события, кратко воссоз­ дает основные его эпизоды, прибегая к психологическому сти­ лю описания. При искусственном вступлении оратор начинает свою речь издалека (и нередко надолго застревает на этих отда­ ленных подступах).

В основной частисудебной речи выдвигаются основные тези­сы, аргументируется процессуальная позиция судебного орато­ ра, используются различные средства убеждения суда в правиль­ ности избранной им позиции. Для этого оратор должен активи­ зировать исследовательскую деятельность слушателей, вести их по канве своих рассуждений. Необходимы предельная простота

и четкость выдвигаемых положений, очевидность их взаимосвя­ зи. Основные тезисы речи должны легко удерживаться в созна­ нии слушателей.

Стержень основной части судебной речи — изложение фак­ тических обстоятельств дела. Это должен быть не скучный пе­ ресказ фактов, а живая, динамичная картина возникновения и развития расследуемого события. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в систематизированном виде — так, как событие развивалось в действительности или было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается

484 Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам

в зависимости от объема и характера доказательств, установлен­ ных в ходе судебного следствия.

В процессе доказывания одни положения обосновываются с помощью других, ранее доказанных обстоятельств. Анализ до­ казательств и их оценка — центральная часть судебной речи.

Судебные доказательства распределяются на ряд групп: под­ тверждающие или опровергающие событие преступления, под­ тверждающие или опровергающие конкретный состав преступ­ ления, подтверждающие или опровергающие отдельные эпизо­ ды обвинения, личностные характеристики подсудимого и потерпевшего.

Все доказательства выстраиваются в систему, подтверждаю­ щую предлагаемую оратором версию и опровергающую все дру­ гие версии. Доказательства обычно выстраиваются по их нара­ стающей значимости.

Особое место занимают так называемые личностные доказа­ тельства — психологические характеристики личности подсу­димого и потерпевшего. Эти характеристики должны быть пси­ хологически объективными и достаточно сдержанными. Отно­ шение к подсудимому и потерпевшему со стороны обвинителя

и защитника различно. Даваемые ими личностные характерис­ тики не могут совпадать, но они не должны быть и диаметраль­ но противоположными. В этом случае обесценивается каждая из личностных характеристик.

При психологической характеристике личности необходимо выявить:

• систему базовых ценностных ориентации личности, ее на­ правленность, иерархию устойчивых мотивов поведения;

• психодинамические особенности ее психической саморе­ гуляции, экстернальность или интернальность личности (ее ориентацию на внешние обстоятельства или внутренние устой­ чивые позиции), полезависимость или поленезависимость (за­ висимость или независимость от ситуативных обстоятельств);

• обобщенные способы поведения, характерологический тип личности; способы поведения, существенные для адекватной адаптации в расследуемой критической поведенческой ситуации;

• личностные акцентуации — слабые места в психической саморегуляции данного индивида;

• наличие у индивида возможных психических аномалий (неврозов, психопатических расстройств); дефекты социальной адаптации личности;

• меру нарушенное™ ее правосознания.


§ 4. Психология судебных прений и судебной речи

Характеристике подлежат все основные социально значимые качества личности, степень криминализации личности.

При психологических характеристиках необходимо крайне бережно относиться к личности, воздерживаться от предвзятых взглядов, грубых безапелляционных штампов.

Нравственно-психологическая оценка поведения преступни­ ка — итоговое заключение основной части судебной речи. Здесь необходимо дать ответ на вопрос: шел ли сам подсудимый на­ встречу своему преступлению или оно, как рок, неумолимо на­ стигало его? Стремился ли сознательно человек к совершению зла или зло настигало его самого?

Искусство судебной речи — сказать так, чтобы судьи молча­ ливо сами добавили недоговоренное, чтобы вызвать их позици­ онную солидарность. Но это не означает, что судебное красно­ речие важнее юридического рассмотрения сущности дела.

В заключительной частисудебной речи акцент делается наюридической стороне дела. Заключение судебной речи должно быть кратким и выразительным. Оно должно содержать итого­ вое определение позиции судебного оратора.

Позиция любого судебного оратора должна быть правдивой. На стороне правды, как заметил еще Аристотель, всегда больше логических доказательств и нравственных доводов.

Итак, речь судебного оратора должна быть очевидно доказа­ тельной.Это основное требование к ее качеству. Однако эффек­тивность судебной речи достигается и соблюдением определен­ ных полемических, психологических правил:

• лучшее орудие спора — доводы по существу дела; апелля­ ции к личности оппонента — свидетельство слабости позиции оратора;

• необходимо четко выделять полезное, неизбежное и опас­ ное; все опасное должно быть тщательно обойдено; неизбежное можно признать, если имеется возможность его объяснения, или вовсе не касаться его;

• следует остерегаться обоюдоострых выводов;

• не следует доказывать очевидного;

• следует эффектно преподнести основное доказательство или основной тезис, подготовить аудиторию к его восприятию;

• следует отказаться от всех сомнительных, ненадежных до­ водов;

, • не следует возражать против правильных, обоснованных выводов оппонента; соглашайтесь с его второстепенными ут­ верждениями — это делает вас беспристрастным в глазах судей;

486 Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам

• если прямые улики весомы, следует тщательно проанали­ зировать каждую из них; если незначительны — в совокупно­ сти;

• при наличии косвенных и прямых улик следует начинать с первых и усилить свою позицию прямыми уликами;

• не следует объяснять то, что плохо понимается самим ора­ тором;

• любые противоречия в судебной речи равносильны ее про­

валу;

• отвечая противнику, делайте это легко и как бы мимохо­ дом, как нечто хорошо понятное всем слушателям;

• изыскивайте неправомерные обобщения, допущенные оп­ понентом;

• для возражения противнику используйте его же выводы;

• противопоставляйте словам факты;

• отрицайте то, что не доказано;

• не оставляйте без ответа ни одного весомого аргумента противника;

• не возражайте против обоснованных доказательств, найди­ те им такое объяснение, которое примирило бы их с вашей позицией;

• не опровергайте того, вероятность чего очевидна для всех;

• тщательно исследуйте факты, признанные противником, используйте их в своих целях;

• если неопровержимая улика обойдена оппонентом, под­ черкните ее неопровержимость, но не опускайтесь до личных нападок.

Дать толчок самостоятельному развитию мысли слушате­ лей — один из основных приемов ораторского искусства. «Опытный оратор всегда может прикрыть от слушателей свою главную мысль и навести их на нее, не высказываясь до конца. Когда же мысль уже сложилась у них, когда зашевелилось тор­ жество завершенного творчества и с рождением мысли роди­ лось и пристрастие к своему детищу, тогда они уже не критики, полные недоверия, а единомышленники оратора, восхищенные собственною проницательностью»'.

Наши рекомендации