Психологические аспекты судебного следствия

Судебное следствие — часть судебного разбирательства, в ко­ торой суд с участием подсудимого, защитника, потерпевшего и обвинителя непосредственно исследует доказательства, собран­ ные на стадии предварительного следствия и предъявленные суду участниками судебного разбирательства или сообщенные самим судом.

Судебное следствие начинается оглашением обвинительного заключения ("или заявлением потерпевшего, если предваритель­ ное следствие или дознание не проводилось). В ходе судебного следствия председательствующий, обвинитель, защитник, судья допрашивают подсудимых, свидетелей, заслушивают заключе­ ние эксперта, осматривают вещественные доказательства, огла­ шают протоколы и иные документы. Порядок исследования отдельных видов доказательств (допроса подсудимого, свидете­ лей, осмотра вещественных доказательств) установлен законом. Очередность исследования различных групп доказательств оп­ ределяет суд.

В судебном следствии все участники судебного разбиратель­ ства имеют равные права по представлению доказательств, уча­ стию в исследовании доказательств и заявлению ходатайств.

Различные позиции заинтересованных сторон придают про­ цессу разбирательства особую полемическую остроту, возника­ ют состояния психической напряженности, общение сторон приобретает состязательный характер. Здесь тщательно иссле­ дуются все источники доказательств, выявляется их надежность, анализируются их предметная относимость и доказательствен­ ная значимость.

Для формирования внутреннего убеждения судей судебное следствие имеет решающее значение. (Участники прений в дальнейшем могут ссылаться только на материалы судебного следствия.) Суд основывает приговор также только на тех до­ казательствах, которые были рассмотрены в судебном следст­ вии.

Каждая заинтересованная сторона стремится выделить те стороны обстоятельств, которые соответствуют ее интересам.

478 Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам

Противоречивые интересы сторон могут порождать напряжен­ ные ситуации и конфликтное противоборство. Задача судьи — придать взаимодействию сторон конструктивно-познаватель­ ный характер, предоставлять им процессуально гарантирован­ ные права и возможности, обеспечивать состязательный харак­ тер судопроизводства.

Регуляция межличностных отношений в процессе судебного рассмотрения уголовного дела требует от судьи не только про­ фессионализма, но и психологической подготовленности и об­ щей культуры общения. Судья своевременно, тактично, но же­ стко должен отреагировать на все недопустимые на суде ситуа­ ции. Все категорические требования судьи должны быть процессуально обоснованы. Необходимо пресекать все прояв­ ления грубости и нетактичности в межличностных отношениях, охранять процесс от ненужных эмоциональных всплесков и вводить его в рациональное русло. Необходимо избегать нраво­ учительных замечаний, нотаций и поучений.

Когнитивная (познавательная) деятельность судьи отличает­ ся многоплановостью, перегруженностью оперативной памяти, предвосхищением различных вариантов возможного развития судебного следствия, оперативным анализом поступающей ин­ формации и ее правовой концептуализацией. Сложные, запу­ танные ситуации подвергаются схематизации (иногда — графи­ ческому отображению). Обращается внимание на стратегию и тактику поведения сторон, их установочные позиции, добросо­ вестность в освещении фактов. Тенденциозные, заранее подго­ товленные тактические приемы сторон могут быть нейтрализо­ ваны судебными следственными действиями.

Судебное заседание должно соответствовать процессуальным

и судебно-ритуальным требованиям. Однако следует помнить, что чрезмерно строгая обстановка суда может вызвать излиш­ нюю психическую напряженность отдельных его участников, заторможенность их психической деятельности, снизить интел­ лектуальные и мнемические возможности. Первоначальное об­ ращение судьи к аудитории должно отличаться некоторым ре­ лаксационным (успокоительным) эффектом — предупредитель­ ностью, уважительностью и, во всяком случае, подчеркнутой нейтральностью. Необходимо всемерно снимать так называе­ мую социальную ингибицию — угнетающее, подавляющее воз­ действие социальной общности на поведение отдельного инди­ вида.


I § 3. Психология судебного допроса

Наши рекомендации