Психологические аспекты судебного следствия
Судебное следствие — часть судебного разбирательства, в ко торой суд с участием подсудимого, защитника, потерпевшего и обвинителя непосредственно исследует доказательства, собран ные на стадии предварительного следствия и предъявленные суду участниками судебного разбирательства или сообщенные самим судом.
Судебное следствие начинается оглашением обвинительного заключения ("или заявлением потерпевшего, если предваритель ное следствие или дознание не проводилось). В ходе судебного следствия председательствующий, обвинитель, защитник, судья допрашивают подсудимых, свидетелей, заслушивают заключе ние эксперта, осматривают вещественные доказательства, огла шают протоколы и иные документы. Порядок исследования отдельных видов доказательств (допроса подсудимого, свидете лей, осмотра вещественных доказательств) установлен законом. Очередность исследования различных групп доказательств оп ределяет суд.
В судебном следствии все участники судебного разбиратель ства имеют равные права по представлению доказательств, уча стию в исследовании доказательств и заявлению ходатайств.
Различные позиции заинтересованных сторон придают про цессу разбирательства особую полемическую остроту, возника ют состояния психической напряженности, общение сторон приобретает состязательный характер. Здесь тщательно иссле дуются все источники доказательств, выявляется их надежность, анализируются их предметная относимость и доказательствен ная значимость.
Для формирования внутреннего убеждения судей судебное следствие имеет решающее значение. (Участники прений в дальнейшем могут ссылаться только на материалы судебного следствия.) Суд основывает приговор также только на тех до казательствах, которые были рассмотрены в судебном следст вии.
Каждая заинтересованная сторона стремится выделить те стороны обстоятельств, которые соответствуют ее интересам.
478 Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам
Противоречивые интересы сторон могут порождать напряжен ные ситуации и конфликтное противоборство. Задача судьи — придать взаимодействию сторон конструктивно-познаватель ный характер, предоставлять им процессуально гарантирован ные права и возможности, обеспечивать состязательный харак тер судопроизводства.
Регуляция межличностных отношений в процессе судебного рассмотрения уголовного дела требует от судьи не только про фессионализма, но и психологической подготовленности и об щей культуры общения. Судья своевременно, тактично, но же стко должен отреагировать на все недопустимые на суде ситуа ции. Все категорические требования судьи должны быть процессуально обоснованы. Необходимо пресекать все прояв ления грубости и нетактичности в межличностных отношениях, охранять процесс от ненужных эмоциональных всплесков и вводить его в рациональное русло. Необходимо избегать нраво учительных замечаний, нотаций и поучений.
Когнитивная (познавательная) деятельность судьи отличает ся многоплановостью, перегруженностью оперативной памяти, предвосхищением различных вариантов возможного развития судебного следствия, оперативным анализом поступающей ин формации и ее правовой концептуализацией. Сложные, запу танные ситуации подвергаются схематизации (иногда — графи ческому отображению). Обращается внимание на стратегию и тактику поведения сторон, их установочные позиции, добросо вестность в освещении фактов. Тенденциозные, заранее подго товленные тактические приемы сторон могут быть нейтрализо ваны судебными следственными действиями.
Судебное заседание должно соответствовать процессуальным
и судебно-ритуальным требованиям. Однако следует помнить, что чрезмерно строгая обстановка суда может вызвать излиш нюю психическую напряженность отдельных его участников, заторможенность их психической деятельности, снизить интел лектуальные и мнемические возможности. Первоначальное об ращение судьи к аудитории должно отличаться некоторым ре лаксационным (успокоительным) эффектом — предупредитель ностью, уважительностью и, во всяком случае, подчеркнутой нейтральностью. Необходимо всемерно снимать так называе мую социальную ингибицию — угнетающее, подавляющее воз действие социальной общности на поведение отдельного инди вида.
I § 3. Психология судебного допроса |