Психология допроса и очной ставки

§ 1. Допрос как получение и закрепление личных доказательств

Допрос — способ получения личных доказательств.Полнота идостоверность получаемой на допросе информации зависит не только от соблюдения установленных процессуальным законом правил, но и от осведомленности следователя в психологичес­ ких механизмах формирования представлений памяти и их ре­ конструкции.

Предварительное следствие по психологической сущности — процесс реконструкции прошедших событий по следам, сохранив­ шимся в материальной среде и в психике людей,причастных кэтим событиям. Многие существенные для расследования об­ стоятельства могут быть установлены только на основе личных доказательств. Такие стороны механизма совершения преступ­ ления, как формирование преступного умысла, мотивы и цели преступления, и многое другое можно установить лишь в ре­ зультате квалифицированного допроса.

Следователь при допросе сталкивается с обилием разрознен­ ной информации. Его задача — систематизировать эту информа­ цию, найти ее ключевые, системообразующие элементы, выдви­ нуть систему вопросов, восстанавливающих каркас расследуемого события, по части события восстановить событие в целом, дать отдельным фрагментам события адекватную интерпретацию.

Допрос — наиболее психологизированное следственное дей­ ствие, связанное с личностными особенностями допрашивае­ мого и допрашивающего, психическим взаимодействием между ними.

Центральными психологическими проблемами допроса яв­ ляются оценка показаний, система приемов правомерного пси­ хического воздействия в целях получения правдивых показаний,

\ способы изобличения ложных показаний.

Отражение действительности в сознании человека обуслов­ л е н о различными моделирующими механизмами личности— на-

382 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

ционально-культурными и возрастными факторами, професси­ ональным и жизненным опытом, общекультурным уровнем.

В юридической литературе распространены термины «фор­ мирование показаний», «стадии формирования показаний». Эти термины не бесспорны, поскольку только в момент доп­ роса воспроизводимые человеком образы памяти осознаются им как показания. В повседневной жизни человека формиру­ ются не «показания», а образы восприятия, памяти и вообра­ жения.

Несостоятельно и сведение «стадий формирования показа­ ний» к психическим процессам — восприятию, сохранению и воспроизведению. Материал, извлекаемый человеком и,з памя­ ти, избирательно актуализируется и реконструируется в зависи­ мости от той задачи, которая возникает перед ним в данный момент. Восприятие обусловлено опытом человека, содержани­ ем и целью его деятельности. Цель текущей деятельности орга­ низует поле восприятия: одни объекты приобретают существен­ ное значение, другие отходят на задний план, становятся фоном

деятельности.\ При сохранении материала в долговременной памяти проис­

ходят его определенная личностная реконструкция, обобщение, фрагментаризация. Своеобразие сохранности материала зависит от его значения и личностного смысла.

Одна из основных задач допроса — выявить объективную чувственную первооснову по субъективным свидетельским описа­ ниям.Для этого необходимы активное взаимодействие следова­теля с допрашиваемым лицом, оказание ему мнемической по­ мощи.

Мнемическая помощь— содействие восстановлению в памя­ти допрашиваемого лица забытого им материала — сложная де­ ятельность, требующая психологической квалифицированности следователя. Мнемическая помощь может легко перейти грань процессуальной дозволенности и оказаться средством внуше­ ния, средством запрещенного законом вымогательства показа­ ний. Квалифицированная же мнемическая помощь допрашива­ емому лицу может стать решающим средством получения дос­ товерной информации. Она основана на оживлении смысловых

и пространственно-временных связей, ассоциаций.

Актуализация ассоциаций по смежности, сходству, контрас­ ту, логическим связям явлений, по структурно-функциональной объединенности — основной прием мнемической помощи.

§ 1. Допрос как получение и закрепление личных доказательств 383

Для адекватного воспроизведения событий существенна мо­ билизация мнемической деятельности допрашиваемого лица на воспроизведение событий в той последовательности, в которой они происходили. События воспроизводятся более точно при их привязке к значительным эпизодам жизнедеятельности доп­ рашиваемого лица.

Для уточнения пространственных представлений возможно использование фотографий, схем, выезд на место происшествия

с целью реконструкции реального поведения лица в соответ-

■ ствующих пространственных условиях.

Мобилизации памяти допрашиваемогосодействуют: предос­тавление возможности свободного рассказа, повторение расска­ за с различных стадий повествования (с середины, конца собы­ тий, с изложения отдельных эпизодов); допрос о фактах, сопут­ ствующих преступлению (ассоциации по смежности, сходству, контрасту, причинно-следственные ассоциации); предъявление вещественных доказательств, находящихся в прямой или кос­ венной связи с забытым фактом; допрос на месте происшествия; ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц; при­ менение на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, мо­ делей, макетов.

Оценивая показания свидетелей и других участвующих в деле лиц, следователь должен учитывать, что воспроизведение связа­ но с реконструкцией ранее воспринятого. Вспоминая отдель­ ные события, люди обычно выделяют прежде всего те стороны, которые соответствуют их эмоциональным состояниям и лич­ ностной направленности. Например, при испуге преувеличива­ ется степень угрожающих обстоятельств, чувство ненависти со­ действует воспроизведению прежде всего негативных качеств другого человека и т. д.

В следственной практике необходимо также учитывать и воз­ растные особенностипсихики индивида. Чем меньше возрастребенка, тем больший удельный вес его памяти имеют элемен­ ты непосредственной образности, недостаточен понятийный охват явлений. При этом возможна слишком расширенная или крайне ограниченная трактовка явлений. Значительны дефекты памяти у лиц, злоупотребляющих алкоголем. У отдельных лю­ дей возможны временные и устойчивые нарушения памяти — амнезия (провал памяти), обманы памяти— контаминация (ошибочное воспроизведение материала, состоящее в непра­ вильном объединении различных следов памяти) и конфабуля-

384 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

ция (полный или частичный вымысел, отождествленный с дей­ ствительностью) .

Все следы памяти (энграммы) имеют тенденцию к угасанию, затормаживанию. Поэтому общее правило допроса — необходи­ мость воспроизведения события при минимальном истечении прошедшего времени.

Следует учитывать, что в зависимости от типа высшей не­ рвной деятельности у допрашиваемого лица могут возникать различные временные затруднения в припоминании. Если допрашиваемое лицо находится в состоянии перевозбуждения, допрос следует прервать или отложить, учитывая возможность возникновения в последующем явления реминисценции — более полного и точного воспроизведения после снятия возбуждения, утомления или интерференции (противодействия) какой-либо другой текущей деятельности. В памяти человека всегда хранит­ ся неизмеримо больше информации, чем он может воспроизве­ сти в данный момент.

Сообщения допрашиваемых лиц становятся показаниями, доказательствами лишь после их объективной оценки.

Центральная проблема допроса — оценка показаний,опреде­ление их истинности. При этом особое внимание обращается на: 1) логическую связь сообщаемых сведений, их непротиворе­ чивость или противоречивость; 2) соответствие или несоответ­ ствие сообщаемых сведений другим доказательствам; 3) общие прихофизиологические возможности данного индивида.

Практика допроса изобилует так называемыми добросовест­ ными заблуждениями. Так, при показаниях о временных интер­ валах между событиями небольшие интервалы обычно преуве­ личиваются, а большие — преуменьшаются. Наиболее правиль­ но оценивается продолжительность времени от 5 до 15 минут. Время, насыщенное событиями, при воспоминании о нем преувеличивается. Для правильной оценки показаний о продол­ жительности сложных событий необходимо расчленить их на от­ дельные части, самостоятельные эпизоды, выявить продолжи­ тельность каждого из них и затем определить общую продолжи­ тельность всего события.

Соответствующие психологические закономерности учиты­ ваются и при оценке показаний о пространственных особенно­ стях объектов — их величине, удаленности, взаиморасположе­ нии. Большие расстояния недооцениваются, а малые — пере­ оцениваются. Недооценивается протяженность поверхностей с


§ 2. Психология активизации допрашиваемых

однообразной структурой (например, водные, заснеженные, степные, пустынные, полевые пространства) . Объекты, распо­ ложенные на таких пространствах, кажутся приближенными. Субъективно приближаются крупные, ярко окрашенные и ярко освещенные объекты.

Наиболее вероятны искажения восприятия пространствен­ ных качеств объектов при краткосрочности их наблюдения, вос­ приятия их в движении, низкой освещенности.

Показания, касающиеся размеров, цвета, формы объектов, их взаиморасположения, требуют тщательной перепроверки.

§ 2. Психология активизации допрашиваемых

и постановка вопросов следователем

Нередко следователь на допросе сталкивается с речевой пас­ сивностью допрашиваемого, особенно в случаях сюжетной бед­ ности расследуемого эпизода. В этих случаях активизация рече­ вой деятельности допрашиваемого становится особой коммуни­ кативной задачей следователя. При этом существенное значение приобретает ориентация следователя в типе речевого поведения допрашиваемого лица, Индивидуальные особенности речевой коммуникации могут создать особый тип поведения индивида (молчун, говорун, брюзга, краснобай, словесно-агрессивный тип и т. п.). У каждого человека есть сильные и слабые стороны его речевого поведения.

В речевом общении человек обычно не только решает конк­ ретные задачи общения, но и реализует личностную сверхзада­ чу — стремится создать хорошее впечатление о себе, продемон­ стрировать лояльность, правдолюбие, информированность, не­ зависимость и т. п. Одни люди придерживаются четкой речевой программы, другие — рабы всплывающих ассоциаций. Одни коммуникативны, личностно открыты, другие — ригидны, не пластичны, не склонны к диалогу, с трудом вступают в беседу, не позволяют прерывать свою речь, не терпят критических за­ мечаний, чопорны, подвержены социально-ролевой стереоти-пизации. Люди по-разному реагируют на попытки активизиро­ вать их речь — одни легко откликаются на эмоционально-со­ держательные вопросы, другие больше реагируют на вопросы, побуждающие к определенной деятельности. Для одних суще­ ственно выговориться, высказаться по личностно доминирую­ щим проблемам, проявить соответствующую осведомленность.

386 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

Другие склонны к абстрактно-интеллектуальным проблемам, многочисленным репликам, продолжению любой предложен­ ной темы.

Речевая активность допрашиваемых лиц зависит от их взаи­ моотношений с данным следователем, от его искусства задавать активизирующие вопросы. Система вопросов следователя — тактическое средство правомерного психического воздействия на противодействующее лицо. Психически воздействует не только содержание, но и последовательность вопросов.

Эффективность вопроса следователя зависит от его определен­ ности, значимости в стратегии и тактике расследования.Основ­ные требования, предъявляемые к вопросу следователя: смыс­ ловая однозначность, простота конструкции, лаконичность, отнесенность к предмету допроса, системность — вопросы сле­ дователя должны быть выстроены в соответствии с логическими этапами разрешения следственно-познавательной задачи; отсут­ ствие воздействия.

По степени возрастания воздействия вопросы следователя можно разделить на следующие группы:

1) нейтральные вопросы — формулировка ответов на них полностью зависит от инициативы допрашиваемого лица;

2) разделительные вопросы («или — или»);

3) альтернативные вопросы, требующие положительного или отрицательного ответа;

4) вопросы, предоставляющие право выбора между двумя ответами, но положительный ответ на один из них соответству­ ет ожиданию спрашивающего («Не в кепке ли был человек, нанесший потерпевшему удар ножом?»). Это так называемые вопросы косвенного внушения;

5) вопросы прямого внушения («Находился ли Сидоров на месте происшествия» вместо вопроса: «Кто находился на месте происшествия?»);

6) вопросы ложного содержания, рассчитанные на эффект так называемой ловушки и являющиеся приемом психического насилия («Был ли Сидоров трезв во время совершения преступ­ ления?», хотя еще неизвестна причастность Сидорова к преступ­ лению).

Наводящие, внушающие вопросы уводят от истины. Они категорически запрещены Уголовно-процессуальным кодексом

и психологически неадекватны задачам следственной деятель­ ности.


§ 2. Психология активизации допрашиваемых

Сложные вопросы целесообразно подразделять на ряд более простых, однозначных. Общие, многозначные ответы нужно уточнять и конкретизировать. Задавая вопрос, целесообразно предвидеть возможные ответы на него и планировать соответ­ ствующие детализирующие вопросы по ответам.

Поведение допрашивающего активизирует дружелюбный тон следователя. Особенно важно с самого начала допроса создавать

и накапливать у допрашиваемого лица опыт, стереотип утвер­ дительных ответов.

Беседуя с каким-либо человеком, не начинайте разговор с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь с ним во мнениях. Сразу же подчеркните — и продолжайте подчерки­ вать — те аспекты, в отношении которых вы единодушны. Все время упирайте — если только возможно — на то, что вы оба Стремитесь к одной и той же цели, что разница между вами только в методах, а не в сути.

Добейтесь того, чтобы ваш собеседник с самого начала гово­ рил «да, да». Старайтесь не давать ему возможности отвечать «нет».

Чрезвычайно важно, чтобы мы сразу же побудили человека отвечать нам утвердительно.

Стоит человеку сказать «нет», как его самолюбие начинает требовать, чтобы он оставался последовательным в своих сужде­ ниях. Позднее он может понять, что его «нет» было неуместно; тем не менее он должен считаться со своим драгоценным само­ любием! Однажды высказав какое-то мнение, он обязан его придерживаться.

Если человек уверенно говорит «нет», то он не просто про­ износит слово из трех букв, а делает нечто гораздо большее. Весь его организм — железы внутренней секреции, нервная си­ стема, мышцы — настраивается на активное противодействие. Создается впечатление, что человек как бы физически отшаты­ вается или вот-вот отшатнется от вас. Вся его нервно-мышечная система настораживается, готовясь дать вам отпор. Когда же он говорит «да», никакой реакции противодействия в нем не про­ исходит. Его организм открыто проявляет решимость пойти вам навстречу, согласиться с вами. Поэтому чем большее количе­ ство «да» мы сумеем получить от собеседника с самого начала, тем более вероятно, что нам удастся склонить его к дальнейше­ му продуктивному общению.

388 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

§ 3. Психологические особенности отдельных стадий допроса

На начальной стадии допроса решаются следующие задачи:

1) устанавливается первичный контакт с допрашиваемым; ему объясняются цель и правовое основание вызова; удостове­ ряется личность допрашиваемого;

2) допрашиваемому лицу разъясняются его процессуальные права и обязанности. (Свидетели и потерпевшие предупрежда­ ются об ответственности за отказ или уклонение от дачи, и за дачу ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, завершаемая подписью указанных лиц);

3) устанавливаются сведения о личности допрашиваемого и его взаимоотношениях с другими проходящими по делу лица­ ми. Диагностируется психическое состояние допрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возмож­ ное развитие межличностного взаимодействия.

На этой стадии допроса следователь стремится вызвать об­ щую активность допрашиваемого лица, получить информацию

о его личностных особенностях и психическом состоянии, оп­ ределить отношение к правосудию, данному следственному дей­ ствию, к личности самого следователя. Следователь делает пред­ варительные выводы о возможной тактике допроса в данной ситуации и устанавливает коммуникативный контакт с допра­ шиваемым лицом.

Как уже отмечалось, коммуникативный контакт основан на осознании людьми необходимости информационного общения. Наряду с обменом представлениями, идеями он предполагает и обмен интересами, настроениями, чувствами, оценками. Комму­ никативный контакт — деловой межличностный контакт. Уста­ новление коммуникативного контакта может быть затруднено коммуникативными барьерами — межличностными антипатия­ ми, ситуативными конфликтами, психологической несовмести­ мостью. Задача следователя — нейтрализовать эти барьеры.

Наши рекомендации