Каждая личность склонна признавать свои особенности нормой

а особенности других людей — отклонением от нормы.Между темвнешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлин­ ные мотивы и цели поведения. Только специальные методы ди­ агностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тес­ ты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений.

Понять другого человека можно, лишь анализируя его пове­ дение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую цен­ ностную ориентацию. Но только духовная общность — основа долговечного единения.

Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцени­ ваться партнером по общению, — возникает явление социальной рефлексии.

Нередко эффективность общения резко снижается из-за непо­ нимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще — из-за непра­ вильной интерпретации этих мотивов.Возникают взаимные пре­тензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. При­ писываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных установок.

Наряду с этим в процессе общения люди стремятся к утверж­ дению своих достоинств,к «поглаживанию» — по выражению

Э. Берна1.

Человек должен рефлексировать его восприятие другим че­ ловеком, чутко реагировать на подтекст общения, распознавать подлинные побуждения партнеров по общению.

Межличностное взаимодействие начинается с установления психического контакта.Контакты могут бытьчастнымии обще­ственно значимыми, публичными (если они удовлетворяют инте­ ресы определенной группы или общества в целом), непосред­ ственными (личные встречи) и опосредованными (через различ­ные средства коммуникаций). Непосредственный контакт, живое общение является важнейшим фактором нормального психического функционирования личности.

1 См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Пер. с англ. СПб.,

1992.

260 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

При взаимодействии людей используются различные спосо­ бы и средства психического воздействия. В процессе межперсо­ нального взаимодействия люди влияют на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы друг друга, на все поведение в целом. Во многих случаях основной задачей общения является побуждение партнера к определенным действиям.

Эффективность психического воздействия зависит от его смыслового содержания, а также от обстановки воздействия, подготовленности, предрасположенности людей к общению. Психическое воздействие может быть преднамеренным или не­ преднамеренным, но оно неизбежно осуществляется в любом акте общения.

Информация, получаемая личностью, оценивается, соотно­ сится с имеющейся системой знаний, представлений и потреб­ ностей и превращается в ориентировочную основу поведения. Получая информацию, человек определяет поле возможностей

ее применения. Предвосхищая различные ситуации, он форми­ рует возможные цели своего будущего поведения.

В общении люди формируют друг у друга определенные по­ зиции, отношения к различным сторонам действительности.

Для успешного общения необходимы определенные стиму­ лы, которыми могут быть проблемная ситуация, выход из кото­ рой возможен при совместных усилиях, наличие общих актуа­ лизированных интересов.

В общении индивид моделирует тактику своего поведения и анализирует поведение партнера. Общение лучше начинать стого, что объединяет партнеров, отложив выяснение разногла­ сий на конец беседы. Ключ к пониманию поведения партнера состоит в раскрытии его подлинных побуждений.

Осознанное влияние на партнера по общению осуществляет­ ся целенаправленным убеждением. Убеждение — отбор фактов и обобщений в соответствии с определенной задачей психическо­ го воздействия, воздействие на разум партнера. Объективная основа убеждения — истинность постулатов, а психологическая предпосылка — мотивационная предрасположенность партнера к восприятию соответствующей информации.

Условие эффективного убеждения — высокий нравственный и интеллектуальный авторитет воздействующего лица. При этом в процесс убеждения неизбежно включаются и механизмы вну­ шения (нейролингвистическое программирование).

Разновидность неаргументированного социального взаимо­ действия — подражание (следование примеру, образцу). Подра-

§ 6. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие 261

жание — одно из средств социального научения, овладения со­ циальным опытом.

Подражание может быть внешним и внутренне мотивиро­ ванным, осмысленным. На внешнем подражании основаны та­ кие социально-психологические явления, как обычаи и мода.

Одной из распространенных форм подверженности людей групповому психическому влиянию является конформность — упо­ добление требуемым социальным стандартам, уступка личности социальному давлению. Если подражание — воспроизведение тех образцов поведения, которые соответствуют установкам личнос­ ти, то конформность — подчинение даже тем требованиям груп­ пы, которые противоречат установкам и позициям данной лич­ ности. Конформные индивиды — лица, испытывающие повы­ шенное влияние со стороны других лиц и групповых требований.

Диффузное, подсознательное психическое взаимодействие людей — психическое заражение: процесс передачи повышенно­ го эмоционального состояния от одного индивида к другому в психически напряженной обстановке, циркулярно нарастающее массовое эмоционально возбужденное состояние. Массовое психическое заражение ведет к распаду социально-норматив­ ной организации поведения личности, резкому снижению со­ циальной ответственности, доминированию социально-диффуз­ ного поведения.

Одностороннее интенсивное психическое воздействие одной личности на другую или группу людей с целью формирования желаемых представлений, чувств и установок является внушени­ ем (суггестией). Внушение — эмоционально- подсознательноеформирование у других лиц соответствующих психических со­ стояний и установок.

Действенность внушения резко повышается в психически напряженных тревожных ситуациях.

§ 6. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении

Психологи отмечают, что обыкновенное переутомление лю­ дей на работе к концу смены ведет к возникновению психоло­ гического феномена малого стресса, к «выгоранию персонала». Состояние «выгорания» характеризуется неадекватностью пове­ дения, повышенной нервозностью, возникновением жестокос­ ти в межличностных отношениях.

262 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

«Выгоранию» особенно подвержены лица, работающие в со­ циальной сфере, постоянно взаимодействующие с людьми (про­ давцы, кассиры, учителя, врачи, работники правоохранитель­ ных учреждений, государственного аппарата). При этом при­ глушаются эмоции сочувствия, сопереживания, снижается терпимость.

Возникают неспровоцированные конфликты с клиентами, ироническое к ним отношение, пренебрежительные реакции на их обращения. Вместо исполнения элементарных обязанностей на клиента нередко обрушивается крик и даже ругань. Если же клиент и сам уже «выгорел», дело доходит до крупных скандалов.

В случае длительных неурядиц, систематических неприятно­ стей явление «выгорания» достигает личностно опасных преде­ лов — происходит дезориентация индивида в системе базовых социальных ценностей. Человек остается как бы с «выгоревшим»человеческим нутром. И до совершения страшных злодеяний остается один шаг! Достаточно незначительного повода.

Профилактика преступности должна начинаться с широкой социальной системы предотвращения вышеуказанного «выго­ рания» человеческих душ. Человечность поведения индивидов зависит от человечной организации жизнедеятельности обще­ ства, от учета и оптимизации человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности человека. Обществу необходима спе­ циальная социально-психологическая служба профилактики массовых стрессов. Каждый руководитель обязан специально заниматься созданием такого психологического климата в своем учреждении, который предотвращал бы «выгорание» человечес­ ких душ.

Стрессогенная повышенная скученность людей.В условияхскученности человек стремится создать ячейку личного про­ странства, сохранить определенную личную дистанцию от дру­ гих людей. В общественных помещениях люди обычно занима­ ют места у стен, окон, в задних рядах.

В длительно перенаселенном пространстве, в условиях тес­ ноты возникают психические напряжения: у мужчин проявля­ ются признаки агрессивности, у женщин — признаки нервозно­ сти. Возникает феномен социальной деидентификации. Соци­ альные нормы становятся уязвимыми, возникает эффект «апатии наблюдателя» — индифферентность к страданию от­ дельных индивидов. (Такое снижение социальной ответствен­ ности в условиях диффузной социальной группы называется групповым игнорированием.)

§ 6. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие 263

Состояние психического напряжения возникает и в условиях длительной групповой изоляции. Вподводном плавании, косми­ческих полетах, на полярных станциях, маяках, в различных экспедициях и тюремных камерах часто возникает состояние психической дестабилизации, характеризующееся повышенной нервозностью. В этих условиях происходит деперсонализация личности, возникают аутопсихические нарушения (утрачивает­ ся адекватность самоотражения), конфликтность межличност­ ных отношений.

Конфликт — противодействующее состязание сторон с разнона­ правленными интересами.Конфликты возникают в результатестолкновения противоречивых тенденций в деятельности отдель­ ных людей, групп, социальных структур и проявляются в форме конфронтации идей, борьбы за извлечение различных выгод, мо­ нопольное господство в определенных сферах деятельности.

Конфликты могут быть межличностными и межгрупповыми. Острые неконструктивные конфликты часто сопровождаются нравственно осуждаемыми методами борьбы, стремлением к психологическому подавлению партнера, его дискредитации и унижению. Обострение конфликта сопровождается увеличени­ ем количества проблемных ситуаций.

Различаются антагонистические (непримиримые) и агонис-тические (примиримые) конфликты. Упущенные возможностиразрешения агонистического конфликта переводят его в разряд хронического и даже антагонистического. Поиск же возможно­ го решения конфликтов приводит к взаимоприемлемому их разрешению.

Конфликты могут быть мнимыми (имитированными) и реаль­ ными. Участники реальных конфликтов являются носителями акцентуированного сознания, в котором возникшие противоречия отражаются в эмоционально акцентуированной форме. Возмож­ное при этом «сужение сознания» подавляет в индивидах чув­ ство здравого смысла, ведет к неадекватной оценке возможных последствий конфликта, а победа над оппонентом часто оказывается пирровой победой.

В межиндивидных конфликтах и в конфликтах между малы­ ми группами происходит противостояние интересов, реализуе­ мое в конфракционном поведении противоборствующих сто­ рон. В конфликтах между большими группами сталкиваются на­ строения и общественные мнения.

Конфликты могут возникать по горизонтали (внутри соци­ ально однородных структур) и по вертикали. Но во всех случаях

264 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

конфликт порождает отчуждение, противоборство и во многих случаях — вражду и ненависть.

Возникнув в одной сфере отношений, конфликты распрост­ раняются и на другие сферы, порождая систему новых противо­ речий.

Конфликтные ситуаций могут быть реальными и нереальны­ ми, возникшими в результате неадекватного отражения взаимо­действия между сторонами. Нередко преувеличиваются разме­ ры возникших противоречий, частным противоречиям придает­ ся гипертрофированное значение, недооцениваются простые пути их разрешения.

В ряде случаев возникает ситуация мнимого конфликта, когда стороны вступают в противоборство из-за ложных противоре­ чий. Такие конфликты могут быть вызваны неадекватной оцен­ кой намерений другой стороны, неправильной интерпретацией

ее действий. Нередко люди не понимают двусмысленности ре­ чевых сообщений, вырывают сообщение из его контекста.

Порой к конфликту приводят даже не действия другой сто­ роны, а ее негативный психический потенциал, возможность враждебных действий — возникают конфликты по ошибке. И действительное конфликтное противоборство зарождается уже в ходе ранее возникшего мнимого конфликта. Многие мни­ мые конфликты возникают у лиц, психически ослабленных или чрезмерно возбудимых, акцентуированных.

Жизнь не может быть бесконфликтной. Всеобщая гармония интересов — удел социалистов-утопистов. Конфликтное проти­ воречие — основа саморазвития индивида и социальных систем. Человек должен не избегать конфликтов, а находить адаптирован­ ные выходы из них. Сама сущность рыночных и демократичес­ ких отношений основана на свободной состязательности лич­ ностей и социальных структур.

Важнейшим средством организации цивилизованных отно­ шений людей в обществе является право.

§ 7. Психологические механизмы саморегуляции больших социальных групп

Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые базовые ценности, нормыповедения и социально-регулятивные механизмы (партии,этнические группы, производственно-отраслевые и обществен­ ные организации).

§ 7. Психологические механизмы саморегуляции социальных групп 265

Большие группы структурно и функционально организова­ ны. Их не следует смешивать с массовыми общностями (моло­ дежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общ­ ности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, общественное мнение, на­ строение, обычаи и традиции.

Общественное сознание — система духовно опосредствован­ ных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума.Обще­ственное сознание отражает общественное бытие, определяется им, воздействует на него.

Общественное сознание образуется совокупностью его форм — науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии.

По способу освоения действительности различаются науч­ ное и обыденное общественное сознание.

Разновидность общественного сознания — массовое созна­ ние.Оно всегда уже общественного сознания, за его пределамиостаются специализированные формы духовного освоения дей­ ствительности (научные, этические и эстетические концепции).

Массовое сознание имеет особенности, присущие самой мас­ се, — аморфность, недостаточную структурированность, не­ определенность состава его носителей, разнородность этого со­ става; массовое сознание — ситуативное производное от обще­ ственного сознания.

Массовое сознание формируется в процессе межличностно­ го и межгруппового общения по поводу воспринимаемой акту­ альной социально-политической информации и проявляется как общий знаменатель индивидуальных сознаний. Содержани­ ем массового сознания является общезначимое конкретное яв­ ление жизни общества, захватывающее всех членов общества. Массовое сознание формируется в основном средствами массо­ вой коммуникации. Субъект массового сознания может расши­ ряться или сокращаться под влиянием агитации и пропаганды, языковых средств воздействия. Массовое создание может быть прогрессивным и реакционным, критическим и конформистс­ ким.

Массовое сознание отражает интересы масс, обусловленные их жизненным уровнем, а также уровень их политической ак­ тивности.

266 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, про­ тиворечивостью, повышенной динамичностью и стереотипнос­ тью. Его содержание определяется общедоступными ценностя­ ми. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует мас­ совые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настрое­ ние, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.

Общественное мнение — состояние массового сознания, выз­ ванное отношением различных социальных слоев общества к опре­ деленным событиям.Содержание общественного мнения обус­ловлено обострением интереса к актуальным дискуссионным проблемам.

По структуре общественное мнение может быть монистич­ ным (от греч. monos — один) и плюралистичным (множествен­ ным). Возникая в различных сферах общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и неадекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.

Адекватность общественного мнения зависит от развитости

в обществе демократических свобод, его политической культу­ ры. В демократических обществах общественное мнение — по­ стоянно действующий фактор социального управления, обеспе­ чения его прогрессивного развития. При этом специализиро­ ванные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референду­ мы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).

Общественное настроение — эмоциональная характеристика со­ стояния общественной психологии, влияющая на импульсивное по­ ведение масс; определенное состояние чувств и умов в больших со­ циальных группах, предпосылка социально-политических сдвигов.

Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, — обычаи. Обычаи выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля, они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государствен­ но-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, граж­ данской обрядности.

Элементы социального и культурного опыта, передаваемые из поколения в поколение в различных социальных группах,


§ 8. Психология массовой коммуникации

называются традициями. Традиции могут быть социально-поло­ жительными и косными, реакционными.

В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых иде­ алов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы этого сознания пе­ реходят в сферу группового подсознания (классовое чутье).

Они существенно влияют на формирование соответствующе­ го социального типа личности.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа,илиэтнос(от греч. ethnos — племя, на­род), — исторически сформировавшаяся на определенной тер­ ритории устойчивая социальная общность, обладающая ста­ бильными особенностями культуры, языка, психического скла­ да, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе истори­ ческого развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, куль­ туру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — пред­ ставление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков.

На высшей стадии развития многие этносы образуют устой­ чивую социально-экономическую целостность — нацию.

Наши рекомендации