Психическая самозащита личности

Одним из средств охранения психического здоровья лично­ сти является психическая самозащита. Психическое самоохра­ нение в напряженных и психотравмирующих ситуациях в ос­ новном осуществляется на подсознательном уровне. Но суще­ ствуют и целенаправленные способы и приемы психической самозащиты личности от психических травм.

Впервые проблема психической самозащиты была поставле­ на и первично разработана 3. Фрейдом. Он писал, что термин «психическая защита» вводит для общего обозначения всех тех­ ник, которые личность использует для спасения от неврозов. Дочь Фрейда, Анна Фрейд, специально исследуя эту проблему («Эго и механизм защиты», 1946), отмечала, что механизм пси­ хической защиты используется человеком для его борьбы со своими инстинктами.

В современном понимании психическая защита — психорегу­ лятивная система стабилизации личности, минимизирующая по­ следствия психотравмирующих и дискомфортных воздействий.

Количество психических защит, их классификация и даже содержательное определение пока еще не унифицированы. Рас­ смотрим наиболее употребительные их формы, принятые в пси­ хоанализе.

Вытеснение— подавление в сознании травмирующих илиличностно неприемлемых воздействий; удаление из сознания всего того, что вызывает тревогу, противоречит Я-концепции данной личности. При этом возможны явления баррикадирова-

1 См.: Еникеев М. И. Психологическая диагностика. М., 2002.


§ 6. Психическая самозащита личности

ния (перекрытия одних чувств другими) и возмещения (перено­ са чувств). Вытеснению могут подлежать и некоторые особен­ ности психики данного индивида, не признаваемые им его не­ гативные качества.

Механизм вытеснения может перейти в акцентуированную особенность личности — трансформироваться в беспроблем­ ный, беззаботный стиль поведения. Вытесненные формы пове­ дения могут восстанавливаться в конфликтных и напряженных психических состояниях.

Идентификация— уподобление авторитетному лицу, пред­ставителю референтной, элитной группы, использование при­ емов его поведения в сложных ситуациях.

Рационализация— логическое обоснование «дефектов» недо­стижимых целей, самооправдание сомнительных действий. Ра­ ционализация используется личностью для сохранения высоко­ го уровня своей самооценки, для ухода от чувства вины.

Отрицание— тенденция к отвержению всего личностно не­приемлемого, отношение к труднопереносимым явлениям как к несуществующим («перцептивная защита»), ложная идеализа­ ция высокозначимых объектов и явлений, нивелирование их негативных качеств.

Сублимация(возвышение) — перенос психической энергии(либидо) с неприемлемых для личности инстинктов на социаль­ но приемлемые и значимые формы поведения («окультуривание» инстинктов: сублимация агрессивности занятиями спортом, низ­ менных побуждений — уходом в религию и т. п.).

Проекция— подсознательное приписывание своих мотива-ционных побуждений и ценностных ориентации другим людям, прогнозирование их поведения по своим личностным моделям, снижение уровня тревожности, чувства вины путем обнаруже­ ния соответствующих поведенческих дефектов у других людей.

Реактивное преобразование— замена нереализованных тен­денций, желаний на противоположные действия (дергание за косички понравившейся девочки, ненависть к объекту неразде­ ленной любви).

Соматизация— уход в болезнь при труднопреодолимых об­стоятельствах.

Регрессия— возврат к ранее пройденным примитивным фор­мам поведения, развитие рентного (несамостоятельного) пове­ дения, его инфантилизация. Сюда же относится так называемая выученная беспомощность.

Г л а ва 8

Психология социального взаимодействия

личности (социальная психология)

§ 1. Основные категории социальной психологии

Человек — существо социальное. Разделение общей и соци­ альной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях его социального взаимодейст­ вия.

Основные системообразующие категории социальной психо­логии:

1) понятие социальной общности;

2) особенности поведения человека в социально неорганизо­ ванной и в социально организованной общности;

3) понятие социальной группы, классификация социальных групп;

4) социально-психологическая.организация малых групп;

5) общение как средство социального взаимодействия;

6) психология человека в напряженных и конфликтных меж­ личностных ситуациях;

7) психология больших социальных групп и массовых соци­ альных явлений:

8) психология массовой социальной коммуникации.

Социальная общность — совокупность индивидов, приобретаю­

щая целостность как субъект определенного социального действия(политического, производственного, культурного, этнического и т. п.).

Все социальные общности интегрированы в социум. Соци­ ум — устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность.

Каждая эпоха формирует свой культурно-исторический со­ циум, свой этнос — культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные об­ разцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных

§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности 241

индивидов регулируется общими традициями, обычаями, мо­ ральными нормами и законами.

Различаются групповые и массовые социальные общности. Групповые общности характеризуются гомогенностью (одно­ родностью) состава, структурно-дифференциальной организа­ цией, деятельностной направленностью. Различаются большие и малые социальные группы.

Социальные группы, в которые входит формирующаяся лич­ ность, выступают в качестве одного из решающих условий фор­ мирования социального типа личности. Требования среды стано­ вятся требованиями личности к себе.

У социализированной личности происходит интериоризация (от лат. interior — внутренний; переход извне внутрь) социально­ го контроля. И если социальные нормы добровольно принима­ются человеком, то они не противостоят ему как ограничители свободы. Подлинно свободен лишь тот, кто охотно исполняет свои социальные обязанности, получает удовлетворение от сво­ ей социальной самореализации. Однако только социально упо­ рядоченная среда организует человеческое поведение. В неоргани­ зованной же социальной общности поведение индивида резко де­ зорганизуется.

§ 2. Поведение людей

в социально неорганизованной общности

Рассмотрим существенные особенности неорганизованной социальной общности. Разновидность такой общности — толпа.

Толпа — временное неорганизованное скопление людей, непос­ редственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные значимые для них воз­ действия путем психического заражения.

Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психи­ ческих особенностей:

• происходит некоторая деиндивидуализация личности, до­ минирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция;

• резко активизируется подражательная деятельность лю­ дей, снижается предвидение возможных последствий их дейст­ вий;

• люди преувеличивают правомерность своих действий, сни­ жается их критическая оценка, притупляется чувство ответ­ ственности, доминирует чувство анонимности.

242 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро под­ даются психическому заражению.

Человек в толпе, приобретая чувство анонимности, самовыс­ вобождается из -под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу входят люди

с определенными этнокультурными особенностями, импульсив­ ные и эмоционально лабильные. Такая толпа увлекается ритми­ ческими воздействиями — маршами, речевками, скандировани­ ем лозунгов, жестикуляцией. (Примером поведения такого рода толпы может быть поведение болельщиков на стадионе.)

Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую тол­ пу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками.

Регулятивный механизм поведения толпы — коллективное бессознательное,т. е. особый класс психических явлений, в ко­тором, по представлениям психоаналитика Карла Густава Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества.

По поведенческим особенностям различаются четыре вида толпы:

1) случайная (оказиональная);

2) экспрессивная — совместно выражающая общие аффектив­ные чувства: ликование, страх, негодование, протест;

3) конвенциональная — основанная на некоторых стихийносформулированных позициях;

4) действующая, которая подразделяется на агрессивную,паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую — возму­ щающуюся действиями властей.

Любая толпа характеризуется напряженностью эмоциональ­ ного состояния, спонтанно возникающей направленностью по­ ведения, нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционально­ го состояния от одного индивида к другому на психофизиологи­ ческом уровне контакта.

Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Толпа всегда на­ ходится в крайне возбужденном предстартовом, установочном


§ 3. Социально организованные общности

состоянии, и для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал.

На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламенти­ рованных норм и способов поведения ведет к резкому сниже­ нию уровня поведения людей. Поведение людей в этих услови­ ях характеризуется повышенной импульсивностью, подчинен­ ностью сознания одному актуализированному образу, сужением других сфер сознания.

§ 3. Социально организованные общности

В отличие от структурно-аморфной социальной общности социально организованные общности имеют принципиальные отличительные особенности. В зависимости от уровня социаль­ ного развития они подразделяются на ассоциацию, корпорацию

и социальные группы.

Ассоциация — объединение людей на основе временного совпа­ дения личных эпизодических целей(экскурсионная группа, пас­сажиры одного купе). Социальные связи здесь эпизодические и неустойчивые.

Корпорация — объединение людей на основе частичного совпа­ дения их устойчивых целей.Так, отдельные группы экскурсантовмогут объединяться для совместного питания, посещения тех или иных объектов; нуждающиеся в жилой площади — для стро­ ительства кооперативного дома.

Развитая структурированная форма социальной общности —

социальная группа: устойчивая социально организованная общ­ ность людей, объединенных общими социально значимыми целями

с соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечиваю­ щей достижение этих целей.Наиболее развитая социальная груп­па — коллектив.

Основная функция социальной группы — регуляция поведе­ ния людей в целях реализации интересов группы.

В социальной группе индивид не только находится в отно­ шении к другому индивиду, но и занимает определенные пози­ ции по отношению к взаимоотношениям других членов группы.

Таким образом, социальная группа включает в себя не менее трех человек — только при этом возникают внутригрупповые отношения (рис. 34).

244 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

Психическая самозащита личности - student2.ru

Рис. 34. Внутригрупповые отношения,характерные для социальной группы

Социальная группа — субъект социально организованной и социально значимой деятельности. Социальные группы делятся на большие, средние и малые.

Большая социальная группа— количественно неограниченнаяобщность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков — демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные цен­ ности, вырабатываются традиции, базовые социальные ценнос­ ти — идеология. Социальная связь в больших социальных груп­ пах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Средняя социальная группа,обладая некоторыми признакамибольшой, отличается территориальной локализацией, возмож­ ностью непосредственного общения (коллектив большого заво­ да, института, школы, войсковой части).

Малая социальная группа— группа непосредственно контак­тирующих индивидов, объединенных общими интересами, це­ лями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организа­ цию, социально-психологические механизмы жизнедеятельнос­ ти, групповую динамику.

В малой социальной группе существует управляющее звено — руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели де­ятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лиде­ ры, а также сублидеры образуют «мозговой центр» группы; ос­ новная масса группы — исполнители с различным групповым


§ 3. Социально организованные общности

статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места (аутсайдеры).

Существенное значение в малой группе имеют межличност­ ные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную

Группу.,

Непосредственно окружающая человека социальная среда — микросредапредставляет собой совокупность различных малыхгрупп. Эти группы — один из основных факторов формирова­ ния поведения человека, как социально адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований — девиантного.

Малые группы подразделяются на формальные и неформаль­ ные.

Формальные группы объединены официальными целями иимеют регламентированную структуру, необходимую для дости­ жения этих целей.

Неформальные группы не имеют формально установленнойструктуры. Взаимодействие членов неформальной группы сти­ хийно, оно определяется их личными отношениями, общнос­ тью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригруп-повая иерархия.

Различные группы могут быть референтными (высокозначи­ мыми) в определенных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Мно­ гие поступки человека в микросреде объясняются его стремле­ нием к самоутверждению в референтной группе.

Социально-положительная группа оказывает мощное воз­ действие на социально -психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы уже с рождения, ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, челове­ ческой культуры. В социальных группах реализуются различные способности индивида. В них он узнает цену себе, осознает свои сильные и слабые стороны. Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида (эффект группового подавления называется ингибицией).

Асоциальная же общность может оказать роковое воздей­ ствие на судьбу личности, не прошедшей горнила социализа­ ции. Особенно опасны для формирующейся личности случай­ ные, ситуативно возникающие асоциальные общности. В такой общности индивид деиндивидуализируется, обезличивается.

246 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

Вступая на путь бездумного послушания асоциальному лиде­ ру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее фор­ мирование начинает осуществляться по эталонам эрзац-куль­ туры.

Социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и тому подобные объедине­ ния), асоциальной— ориентированной на удовлетворение по­ требностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брей­ керы и т. п.) и антисоциальной — преступные группы.

Жизнедеятельность антисоциальной группы осуществляется по жестким канонам, правилам рангового соответствия, закона силы, круговой поруки, гонения слабых и т. п. Криминальные, антисоциальные группы имеют принципиально иную, отлича­ ющуюся от социально-положительных групп организацию.

Наряду с социально развитыми выделяются примитивные группы (дворовые объединения, компании собутыльников, до­ миношников и т. п.).

В тюрьмах, в армии некоторые неформальные группы приобрета­ ют особую власть, основанную на беспощадной жестокости к тем, кто оказывается на дне данной микросоциальной пирамиды. Поведение главарей отличается крайним эгоизмом, самоутверждением через нео­ граниченную власть, упоением вседозволенностью. Здесь власть осно­ вывается на грубой физической силе — наверху оказываются наиболее агрессивные типы, те, кто навязывает конфликты и умеет одержать верх в конфликтном противоборстве. Утверждение во власти приводит

к дальнейшим деформациям — создается почва для высокомерия, чванства и самодурства.

В социально-положительных неформальных группах лиде­ рами становятся глубокоуважаемые, умные и высоконравствен­ ные личности, заботящиеся не о личной власти, а о развитии группы, обеспечивающие ей успех в межгрупповом отборе.

Значительную часть формальных средних и малых групп со­ ставляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа — они открыты для широких соци­ альных связей, постоянно пополняются новыми членами, ин­ тегрируются в широкие профессиональные объединения. Дея­ тельность этих групп в значительной мере регламентирована:


§ 3. Социально организованные общности

определены порядок их деятельности, критерии оценки резуль­ татов работы. Формированием профессиональных групп зани­ маются соответствующие социальные организации.

Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профес­ сиональной деятельности. Наряду с профессиональными и дру­ гими формальными группами в нем постоянно образуются са­ модеятельные социальные группы, ориентированные на реализа­цию вновь возникающих социальных потребностей (табл. 10).

  Таблица 10
Классификация социальных групп
   
Основание классификации Разновидности групп
   
1. По способу образования Неофициальные - стихийно возникшие,
  официальные - специально организованные,
  реальные,
  условные
   
2. По величине группы и способу Малые,
взаимодействия ее членов средние, промежуточные,
  большие,
  контактные (первичные),
  дистанционные (вторичные)
   
3. По характеру совместной Практические (совместная трудовая
деятельности деятельность),
  гностические (совместная исследовательская
  деятельность),
  эстетические (совместное удовлетворение
  эстетических потребностей),
  гедонические (досуговые, развлекательно-
  игровые),
  коммуникативные,
  идеологические, политические,
  альтруистические
   
4. По личностной значимости Референтные - образцовые для личности,
  эталонные - идеальные для личности,
  элитарные - высокопоставленные
   
5. По социальной значимости Социально-положительные,
  асоциальные - социально-деструктивные,
  антисоциальные - криминальные
   

248 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп

Реорганизация первоначальной диффузной социальной общно­ сти в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называется группообразованием.Возникновение социальных

групп связано с социальными потребностями. Однако мотивы вхождения в группу отдельных ее членов, формирование ценно­ стей и норм, функционально-ролевой структуры, стереотипов поведения — явления социально-психологические.

К социально-психологическим проблемам функционирова­

ния малой группы относятся: ,

• механизмы группообразования, адаптации личности в группе;

• руководство и лидерство;

• принятие групповых решений;

• нормообразование (формирование групповых ценностей, правил поведения, выработка группового мнения);

• образование функционально-ролевой структуры группы;

• групповая интеграция и дифференциация: стабилизация межличностных отношений, групповая сплоченность, обеспе­ чивающая устойчивость группы;

• групповой контроль и групповые санкции. Жизнедеятельность группы характеризуется групповой интег­

рацией и дифференциацией:стабилизацией межличностных от­ношений, групповой интеграцией, обеспечивающей устойчи­ вость группы, и персональной специализацией деловых и меж­ личностных отношений.

Различные группы могут находиться на качественно различ­ ных уровнях социального развития. Уровень группового разви­ тия определяется степенью опосредованности межличностных отношений общесоциальными ценностями. В развитой соци­ альной группе — коллективе — индивидуальные цели и ценно­ сти совпадают с общесоциальными — возникает эффект груп­ повой сплоченности на базе общепризнанных ценностей.

В каждой социальной группе существует схема взаимодей­ ствия ее членов в зависимости от их положения в группе. Иерар­ хия взаимоотношений членов социальной группы называется

Групповой дифференциацией.

Каждый член группы занимает в ней определенное положе­ ние, т. е. имеет групповой статус. Престиж и авторитет индивида


§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп

зависят от соответствия его поведения групповым ожиданиям — экспектациям, тем требованиям, которые предъявляются к ис-

1 полняемой им социальной роли.

Социальная роль — общественно санкционированные способы реализации социальной функции личности(роль учителя, врача,следователя и т. п.). Большинство социальных ролей регламен­ тируется общепринятыми нормами. Однако и они не могут ох­ ватить всего многообразия правильного поведения человека в различных жизненных ситуациях. Основной направляющий механизм поведения человека — его жизненная позиция — цен­ ностное отношение к различным социально значимым явлени­ ям, исполняемым индивидом социальным ролям.

Различают три типа социальных ролей:

1) институциональные— закрепленные правовыми актами,четко регламентируемые (роль депутата, судьи, директора пред­ приятия);

2) конвенциональные — роли неформальные, но выполняемыепо общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери, брата, сестры и т. п.);

3) межличностные — роль человека в различных неформаль­ных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего чело­ века, соперника, авторитетного или безавторитетного человека

и т. п.).

Овладение ролевыми требованиями и способами их реализа­ ции — основа социализации личности. Качества личности, не­ обходимые для выполнения различных социальных ролей, — социальные способности личности. Ролевое поведение определя­ется пониманием и принятием роли той или иной личностью,

т. е. отношением личности к своим социально-ролевым обязан­ ностям и ее психофизиологическими возможностями.

Каждая социальная роль имеет определенную общественную ценность, престижность. Социальная роль связана с обществен­ ным статусом ее исполнителя. Однако между социальной ролью

, исоциальным статусом нет полного совпадения. Социальнаязначимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг. В ролевом поведении проявляются социальная идентификация личности, ее самоотнесение к опре­ деленной социальной группе (рабочий, солдат, учитель, ученый). Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями; исполнение же роли индивидуализировано.

250 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

Любая социальная роль реализует определенные социальные ценности. Но у каждой личности свое понимание этих ценнос­ тей. Те или иные явления приобретают значимость в контексте исполняемой личностью социальной роли. Так, роль водителя автотранспорта требует остановки транспорта при красном све­ те светофора. Для него безопасность движения — социально-ролевая ценность. Но в случае необходимости задержания опас­ ного преступника водитель милицейской машины может пре­ небречь этой ценностью ради реализации другой социальной ценности. Исполнение каждой новой социальной роли связано

с перестройкой системы ценностных ориентации личности. Продолжительное исполнение социальных ролей приводит к формированию соответствующих социальных установок и по­ веденческих стереотипов.

В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выпол­ няемых человеком, определенные роли имеют для него преиму­ щественное значение. Эти ведущие роли и определяют стиль поведения личности.

Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормыигрупповые ценности,т. е. то, что в даннойгруппе наиболее значимо, приоритетно.

Групповые нормы подразделяются на регулятивные, оценоч­ ные, санкционирующие и стабилизирующие. Регулирующие нор­мы — стандарты, образцы внутригруппового взаимодействия, групповые требования к поведению ее членов.

Групповые нормы разделяются по степени их обязательнос­ ти. Нарушение норм высшего уровня недопустимо, оно карает­ ся самыми строгими групповыми санкциями. Нормы среднего уровня обязательности допускают незначительные отклонения. Нормы нижнего уровня обязательности — это нормы, опреде­ ляющие стиль группового поведения. Возможна и сверхнорма­ тивная регуляция поведения члена группы — принятие им на себя особенно повышенных требований, что, как правило, ха­ рактерно для руководителя группы.

По разновидности каналов внутригрупповой коммуникации различаются группы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др.

Группа с централизованными каналами коммуникацииотли­чается тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) орга­ низует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Однако при фронтальном варианте цент-

§4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп 251

рализованной группы ее члены входят в межличностные кон­ такты (ученическая группа, боевой отряд), при радиальном варианте такие контакты исключаются, а при иерархическом варианте, т. е. при нескольких уровнях соподчиненности, в непосредственные контакты вступает лишь часть членов груп­ пы (рис. 35).

При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники групповых отношений находятся в условиях комму­ никативного равенства, вступают в открытые, ничем не ограни­ ченные отношения. Однако при ее цепном варианте общение крайних ее членов более ограничено (например, в условиях кон­ вейерной работы). При круговом варианте члены группы кон­ тактируют лишь с двумя смежными партнерами. И лишь при полном варианте они вступают в разносторонние межличност­ ные отношения, ориентируются на поведенческие реакции друг друга.

Коммуникативная структура группы определяется ее целями и задачами.

Организация жизнедеятельности формальной группы осуще­ ствляется руководителем группы. Регуляция неофициальных межличностных отношений в группе осуществляется лидером.

Централизованные

Психическая самозащита личности - student2.ru Психическая самозащита личности - student2.ru Психическая самозащита личности - student2.ru

Фронтальная Радикальная Иерархическая

Децентрализованные

Психическая самозащита личности - student2.ru

Цепная Круговая Полная

Рис. 35. Типы групп с различной

коммуникационной организацией

252 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качества­ ми, руководитель — официальными полномочиями управления и подчинения.

Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но нередко руководитель является не лидером, а только адми­ нистратором. В различных ситуациях могут быть различные си­ туативные лидеры. Однако люди склонны обобщать лидерскиекачества отдельной личности, считать, что если человек высту­ пил лидером в одной ситуации, то он сможет быть лидером и в других ситуациях.

Нередко лидер становится им даже не по деловым качествам,

а по способности влиять на окружающих. Лидер, в отличие от руководителя, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы

и не несет ответственности за достижение ее целей. Но в от­ дельных моментах жизнедеятельности группы лидер может пре­ восходить руководителя.

Выделяются следующие ситуативно обусловленные типы лидеров: лидер-вдохновитель, лидер — генератор идей, лидер — организатор отдельных видов деятельности, эмоциональный лидер и т. п. В отличие от ситуативного лидера руководитель призван:

• решать комплексные групповые задачи;

• выявлять исходные условия, в которых действует группа;

• определять направления ее деятельности: предвидеть как конечный результат деятельности, так и промежуточные резуль­ таты отдельных действий группы;

• координировать и корректировать действия группы. Группа вырабатывает стратегию своей деятельности, а руко­

водитель принимает тактические решения.

Руководитель группы должен обладать рядом качеств, среди которых первостепенны: высокая деловая активность, гибкость мышления, комбинационные способности, адаптируемость к изменяющимся условиям, коммуникативная культура.

Руководство может осуществляться различными способа­ ми — стилями. Наиболее распространены три стиля руковод­ ства — авторитарный, либеральный и демократический.

При авторитарном стиле, как правило, не развивается ини­ циатива группы, в общении с группой преобладает командный тон, поощрения и порицания носят субъективный характер. Руководитель находится как бы над группой. Этот стиль руко­ водства может быть необходимым в экстремальных ситуациях.

§ 4. Организация жизнедеятельности малых социальных групп 253

Либеральный стиль руководства характеризуется невмеша­тельством в принципиальные вопросы жизни группы.

Демократический стиль руководства характеризуется товари­щеским общением руководителя со всеми членами группы, вни­ мательным отношением к их инициативе, свободным обсужде­ нием всех вопросов деятельности группы.

Групповые руководители осуществляют свои функции по­ средством принятия единоличных и групповых решений.

Групповое принятие решений— осуществляемый группой вы­бор цели и средств ее достижения в альтернативных, проблем­ ных ситуациях. При этом существенна информационная подго­ товка принятия решения, свободная внутригрупповая дискус­ сия, позволяющая сопоставить различные позиции, увидеть проблему с различных сторон, уточнить позиции отдельных членов группы, устранить скрытые конфликты, нивелировать эмоциональные реакции.

Все это содействует принятию такого решения, которое мо­ жет в дальнейшем выступить в качестве групповой нормы. Про­ исходит групповая нормализация — возникает общепринятая ус­ редненная норма поведения.

Если же в результате групповой дискуссии мнения расхо­ дятся, возникает групповая поляризация. Величина групповой поляризации тем больше, чем больше смещены предпочтения отдельных членов группы от средних значений. Может воз­ никнуть феномен «сдвига к риску», возрастание рискованности суждений в ходе групповой дискуссии. В этих условиях целе­ сообразны напоминания со стороны руководителя о ценност­ ных стандартах группы. Групповое принятие решений предпо­ лагает его согласование со всеми членами группы. Качество групповых решений зависит от уровня социального развития группы.

Одна из главных задач руководителя — мобилизация группы на принятие взвешенных оптимальных решений. Здесь необхо­ димы такие качества интеллекта руководителя, как гибкость, решительность, неподверженность конформизму.

Руководителю необходимо знать стремления и возможности членов группы, их совместимость в отдельных видах деятельно­ сти. Он призван обеспечить оптимальный социально-психоло­ гический климат в своей микросреде.

254 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

Современный руководитель должен быть знаком с основами праксиологии (науки о рациональных основах деятельности) и менеджмента (практическими знаниями и умением эффектив­ ного руководства производительными группами)1.

Социальная группа в своем развитии проходит несколько стадий.

На первой стадии, когда начинает действовать актив группы, руководитель сотрудничает с активом, поощряя его самостоя­ тельность и инициативность.

На второй стадии все члены группы ст

Наши рекомендации