Нравственность — моральное сознание индивида, реализуемое

в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям.Уровень нравственности лич­ности определяется мерой совпадения общесоциальных и внутренне мотивационных требований к ее поведению. (И. Кант, как известно, более всего удивлялся двум явлениям бытия — звездному небу над головой и нравственному закону

228 Глава 7. Психология личности

внутри нас.) Нравственность — свободное самопринуждение личности к социально адаптированному, социально ценному поведению.

Понятие нравственности — понятие, пограничное между социологией, этикой и психологией. В социологическом аспекте оно связано с понятием общественных нравов, функционирова­ нием социальных норм, регулирующих поведение социума. По своей психологической сущности нравственность — система сте-реотипизированных форм поведения, основанная на интерна-лизации (присвоении) социальных норм и ценностей. Нрав­ ственность личности — основной показатель ее социализиро­ ванное™, социальной самоидентификации.

Нравственность в целом — это поведенческая культура об­ щества. Нравственность индивида — мера его приобщения к этой культуре. Общечеловеческие стандарты нравственности отвечают объективным условиям человеческого общежития, базовым потребностям человечества.

Формирование нравственности связано с культурно-истори­ ческими традициями данного общества, уровнем социального контроля и социальных ожиданий.

В этическом плане нравственность индивида— сфера его моральных отношений с другими людьми, классифицируемая по содержанию и форме.

По содержанию моральные отношения индивидов подразде­ ляются исходя из их социальных обязанностей (гражданские, трудовые, семейные, профессиональные и др.). Специфические нравственные обязанности возникают по отношению к людям, находящимся в осЪбом положении (к детям, престарелым, боль­ ным, остронуждающимся), к людям, с которыми индивид нахо­ дится в особых отношениях (к родителям, детям, друзьям, лю­ бимым).

Ряд нравственных требований индивид обязан предъявлять к себе как к определенной самоценности (гордость, самоуваже­ ние и др.).

Нравственное самоусовершенствование индивида — один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нрав­ ственность индивида — это духовное преодоление трудностей бытия.

Одним из высших проявлений человеческой духовности яв­ ляется сострадание к другим людям (альтруизм), готовность к




§ 5. Характер

самоограничению и даже самоотречению для блага других лю­ дей. Способность к самоподавлению эгоистических побужде­ ний — одно из высших проявлений человеческой сущности. Категорическим императивом (безусловным требованием), «зо­ лотым правилом» поведения человека является требование: от­ носись к людям, как к самому себе; блага одних людей не могут быть оплачены страданием других.

Принятая индивидом система отношений к другим людям может сводиться к четырем основным схемам.

1. «Я хороший и все люди хорошие» — ценностно-ориенти­ ровочная схема, присущая социально адаптированным личнос­ тям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уров­ нем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуа­ циях.

Это высокосоциализированный, психически устойчивый тип личности. Системообразующими качествами его характера, а следовательно, и поведения являются социальная идентифици-рованность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответ­ ственности. Поведение такой личности характеризуется откры­ тостью, честностью, последовательностью.

2. «Я плохой, а все люди хорошие» — жизненная схема, при­ сущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешитель­ ным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, прояв­ ляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, зат­ рудняющимся в установлении социальных контактов. Как правило, это люди со слабым типом нервной деятельности.

3. «Я хороший, а все люди плохие» — схема, присущая лю­ дям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам — таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.

4. «Я плохой и все люди плохие» — такова позиция неиспра­ вимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятнос­ тей. Как и предыдущий тип, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но в от­ личие от третьего жизненного сценария данный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радо­ стей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее

в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией ухо­ дит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.

230 Глава 7. Психология личности

У каждого человека существует установка по отношению к самому себе—Я-концепция.

Наряду с реальным Я существует Я идеальное и Я динамичес­ кое, саморазвивающееся.

Человек познает себя во взаимодействии с другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях.

И если референтная (эталонная) для данной личности соци­ альная группа имеет объективно высокий статус, то это стиму­ лирует личность к саморазвитию.

Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая раз­ личные альтернативы, составляя композиции возможных дей­ ствий. Этот внутренний диалог — основной механизм саморегу­ ляции: человек как бы смотрит на себя со стороны, с позиций других людей. Он формулирует приемлемые для себя компро­ миссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности.

Однако чем менее социализирован индивид, тем менее му­ чителен его диалог с самим собой. Этого диалога может и не быть. Тогда индивид, по существу, перестает быть человеком. Отсутствие внутренней жизни, системы критических самооце­ нок, нищета духа, крайний примитивизм при санкционирова­ нии ответственных решений— таков уровень самосознания большинства злостных преступников. Внешние действия, не апробированные внутренней работой духа, приобретают безду­ ховную энергетику, проявляясь в жестокости, садизме и наси­ лии.

У социализированной личности возникают проблемы при­ мирения, согласования внутреннего и внешнего мира. Как со­ гласовать преданность своим принципам с противоречивыми требованиями жизни? В этих ситуациях и проявляется характер человека — его твердость и пластичность, гражданское муже­ ство и толерантность.

Отношениеличностиктруду и другим видам деятельностиобусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений также включает в себя склонности, призвание и талант как характерологические качества личности. К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, праздность, бродяжничество и др.

Отношение квещам какпродуктам человеческого трудавыра­жается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе неко­ торые качества характера носят криминогенный характер: ко-


§ 5. Характер

рыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».

Ценностные ориентации индивида в известной мере опреде­ ляют и волевую регуляцию его поведения.

Волевые черты характера— устойчивые индивидуально-ти­пологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна способность индивида в трудных, конф­ ликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснован­ ные решения и исполнять их. Решительность выражается также

в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообраз­ ным.

Противоположное качество — нерешительность, проявляю­ щаяся в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов.

Особенно важны такие качества человека, как выдержка и самообладание— способность индивида контролировать своеповедение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствие духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

В жизни каждого человека существенны смелость и муже­ ство.Противостоящие им отрицательные качества — трусость,малодушие, пренебрежение принципами и моральными чув­ ствами в опасных ситуациях.

Наши рекомендации