Нравственность — моральное сознание индивида, реализуемое
в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям.Уровень нравственности личности определяется мерой совпадения общесоциальных и внутренне мотивационных требований к ее поведению. (И. Кант, как известно, более всего удивлялся двум явлениям бытия — звездному небу над головой и нравственному закону
228 Глава 7. Психология личности
внутри нас.) Нравственность — свободное самопринуждение личности к социально адаптированному, социально ценному поведению.
Понятие нравственности — понятие, пограничное между социологией, этикой и психологией. В социологическом аспекте оно связано с понятием общественных нравов, функционирова нием социальных норм, регулирующих поведение социума. По своей психологической сущности нравственность — система сте-реотипизированных форм поведения, основанная на интерна-лизации (присвоении) социальных норм и ценностей. Нрав ственность личности — основной показатель ее социализиро ванное™, социальной самоидентификации.
Нравственность в целом — это поведенческая культура об щества. Нравственность индивида — мера его приобщения к этой культуре. Общечеловеческие стандарты нравственности отвечают объективным условиям человеческого общежития, базовым потребностям человечества.
Формирование нравственности связано с культурно-истори ческими традициями данного общества, уровнем социального контроля и социальных ожиданий.
В этическом плане нравственность индивида— сфера его моральных отношений с другими людьми, классифицируемая по содержанию и форме.
По содержанию моральные отношения индивидов подразде ляются исходя из их социальных обязанностей (гражданские, трудовые, семейные, профессиональные и др.). Специфические нравственные обязанности возникают по отношению к людям, находящимся в осЪбом положении (к детям, престарелым, боль ным, остронуждающимся), к людям, с которыми индивид нахо дится в особых отношениях (к родителям, детям, друзьям, лю бимым).
Ряд нравственных требований индивид обязан предъявлять к себе как к определенной самоценности (гордость, самоуваже ние и др.).
Нравственное самоусовершенствование индивида — один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нрав ственность индивида — это духовное преодоление трудностей бытия.
Одним из высших проявлений человеческой духовности яв ляется сострадание к другим людям (альтруизм), готовность к
§ 5. Характер |
самоограничению и даже самоотречению для блага других лю дей. Способность к самоподавлению эгоистических побужде ний — одно из высших проявлений человеческой сущности. Категорическим императивом (безусловным требованием), «зо лотым правилом» поведения человека является требование: от носись к людям, как к самому себе; блага одних людей не могут быть оплачены страданием других.
Принятая индивидом система отношений к другим людям может сводиться к четырем основным схемам.
1. «Я хороший и все люди хорошие» — ценностно-ориенти ровочная схема, присущая социально адаптированным личнос тям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уров нем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуа циях.
Это высокосоциализированный, психически устойчивый тип личности. Системообразующими качествами его характера, а следовательно, и поведения являются социальная идентифици-рованность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответ ственности. Поведение такой личности характеризуется откры тостью, честностью, последовательностью.
2. «Я плохой, а все люди хорошие» — жизненная схема, при сущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешитель ным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, прояв ляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, зат рудняющимся в установлении социальных контактов. Как правило, это люди со слабым типом нервной деятельности.
3. «Я хороший, а все люди плохие» — схема, присущая лю дям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам — таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.
4. «Я плохой и все люди плохие» — такова позиция неиспра вимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятнос тей. Как и предыдущий тип, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но в от личие от третьего жизненного сценария данный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радо стей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее
в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией ухо дит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.
230 Глава 7. Психология личности
У каждого человека существует установка по отношению к самому себе—Я-концепция.
Наряду с реальным Я существует Я идеальное и Я динамичес кое, саморазвивающееся.
Человек познает себя во взаимодействии с другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях.
И если референтная (эталонная) для данной личности соци альная группа имеет объективно высокий статус, то это стиму лирует личность к саморазвитию.
Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая раз личные альтернативы, составляя композиции возможных дей ствий. Этот внутренний диалог — основной механизм саморегу ляции: человек как бы смотрит на себя со стороны, с позиций других людей. Он формулирует приемлемые для себя компро миссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности.
Однако чем менее социализирован индивид, тем менее му чителен его диалог с самим собой. Этого диалога может и не быть. Тогда индивид, по существу, перестает быть человеком. Отсутствие внутренней жизни, системы критических самооце нок, нищета духа, крайний примитивизм при санкционирова нии ответственных решений— таков уровень самосознания большинства злостных преступников. Внешние действия, не апробированные внутренней работой духа, приобретают безду ховную энергетику, проявляясь в жестокости, садизме и наси лии.
У социализированной личности возникают проблемы при мирения, согласования внутреннего и внешнего мира. Как со гласовать преданность своим принципам с противоречивыми требованиями жизни? В этих ситуациях и проявляется характер человека — его твердость и пластичность, гражданское муже ство и толерантность.
Отношениеличностиктруду и другим видам деятельностиобусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений также включает в себя склонности, призвание и талант как характерологические качества личности. К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, праздность, бродяжничество и др.
Отношение квещам какпродуктам человеческого трудавыражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе неко торые качества характера носят криминогенный характер: ко-
§ 5. Характер |
рыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».
Ценностные ориентации индивида в известной мере опреде ляют и волевую регуляцию его поведения.
Волевые черты характера— устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна способность индивида в трудных, конф ликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснован ные решения и исполнять их. Решительность выражается также
в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообраз ным.
Противоположное качество — нерешительность, проявляю щаяся в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов.
Особенно важны такие качества человека, как выдержка и самообладание— способность индивида контролировать своеповедение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствие духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.
В жизни каждого человека существенны смелость и муже ство.Противостоящие им отрицательные качества — трусость,малодушие, пренебрежение принципами и моральными чув ствами в опасных ситуациях.