Глава 36 оперативно-розыскное обеспечение отдельных административных режимов и направлений работы

Оперативно-розыскное обеспечение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну

В соответствии с Законом о государственной тайне допуск к государственной тайне есть процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений (см. ст. 2).

Порядок проведения проверочных мероприятий устанавливается в соответствии с Законом о государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. Инструкцией «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», а также ведомственными нормативными актами.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие должностным лицом или гражданином обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, а также дачу письменного согласия на частичные, временные ограничения их прав и на проведение в отношении них проверочных мероприятий (см. ст. 21).

Лица, имеющие двойное гражданство, допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан РФ. Эти лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «Секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами ФСБ России1.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьи в период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, на основании статьи 212 Закона о государственной тайне допускаются к сведениям, -составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Эти лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими полномочий, и о привлечении их к ответственности (включая уголовную) в случае ее разглашения. Об этом у них берется соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в данной ситуации гарантируется путем установления ответственности указанных лиц ФЗ. Объем проверочных мероприятий, проводимых ОРО, зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Целью их проведения является выявление оснований, препятствующих допуску лица к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (см. ст. 21).

В соответствии с Законом о государственной тайне в качестве оснований для отказа могут выступать (см. ст. 22):

  • признание судом лица, претендующего на допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, недееспособным, ограниченно дееспособным, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие неснятой судимости за эти преступления; наличие медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его и (или) близких родственников заграницей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе гражданину, претендующему на занятие должности, исполнение обязанностей по которой сопряжено с наличием допуска, или ходатайствующему о получении соответствующих сведений, в допуске к государственной тайне принимается руководителем соответствующего органа в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий, в том числе ОРМ.

Также отметим, что при принятии решения об отказе в допуске оформляемый гражданин имеет право обжаловать отказ о допуске к работе. Обжалование проводится в порядке, установленном Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Наши рекомендации