Особенности содействия оперативно-розыскным органам иностранных граждан

ОРД в среде иностранных граждан с целью пресечения и раскрытия совершенных ими либо в отношении них преступлений должна отражать главные закономерности ОРД в новых, существенно изменившихся общественных отношениях, характерных для нынешнего уровня преступности на территории РФ, приобретающей все более транснациональный (международный) характер:

1. Закономерности, обусловленные целесообразностью негласной работы в среде иностранцев и перспективой ее развития (состояние криминогенной обстановки на фоне нелегальной иммиграции иностранцев в Россию и их криминальной миграции на ее территории, усиливающаяся вооруженность преступного мира; появление качественно новые преступлений, связанных с усилением влияния международной преступности и другие).

2. Закономерности, касающиеся укрепления системы управления, как гласных, так и негласных методов работы среди иностранцев (совершенствование управления ОРО, занимающихся проблемой преступности, связанной с иностранцами; создание профессионального ядра оперативников и их специальная подготовка; совершенствование методологии по разработке приемов и тактики использования иностранных источников в борьбе с преступностью и т.д.).

3. Закономерности, определяющие формирование тактики конфиденциальной работы в борьбе с преступностью иностранцев (повышение уровня оперативной осведомленности оперсостава; решение задач по подбору и использованию источников оперативной информации из числа иностранных граждан; укрепление взаимоотношений оперативника и конфидента-иностранца с учетом его этнопсихологических особенностей и т.д.).

4. Закономерности, касающиеся практического функционирования аппарата, в состав которого входят источники-иностранцы, и зависящие от состояния и тенденции преступности иностранных граждан; учета этнопсихологических особенностей иностранцев-источников и степени их этнопсихологической интеграции с оперативником; формирования и расстановки источников на основе их оптимальной достаточности и внутренней устойчивости, обеспечивающейся наличием в структуре различных категорий конфидентов как из стран ближнего, так и дальнего зарубежья. Осуществляя ОРД с участием конфидентов-иностранцев, оперативник обязан учитывать особенности их национального характера (этнопсихологию), которые как у индивидов-иностранцев, так и у этнических (иностранных) ОПФ необходимо принимать во внимание (главным образом степень выраженности у них тех или иных общих черт и качеств).

В ОРД с участием иностранцев необходимо учитывать психологическую совместимость конфидентов-иностранцев с оперативниками как одно из главных условий их этнопсихологической интеграции.

Принцип этнопсихологического подхода требует от оперативников, занимающихся проблемой преступности иностранцев, развития Умения и навыков в общении с конфидентами-иностранцами, начиная с момента подбора кандидата на сотрудничество. Для успешной Работы с использованием указанной категории иностранцев в среде граждан зарубежных стран, занимающихся противоправной деятельностью, необходимо:

во-первых, придерживаться принципа совместимости (интеграции), подразумевающего сохранение разными этносами в процессе общения присущих им культурных индивидуальностей;

во-вторых, знать этнопсихологические особенности каждого работающего с оперативником негласного источника-иностранца, специфику его поведения, особенности культуры и религии, что является единственным надежным препятствием к возникновению этнической нетерпимости;

в-третьих, для формирования этнической совместимости постоянно искать пути взаимопонимания между оперативником и гражданами зарубежных государств в целях успешного выполнения задач борьбы с преступностью иностранных граждан.

Правовое положение иностранных граждан позволяет им устанавливать конфиденциальные отношения с ОРО.

По смыслу ст. 62 Конституции, установившей для иностранных граждан равные права с гражданами РФ, иностранцы тоже могут привлекаться к участию в проведении ряда ОРМ. Фактически же норма участия в ОРМ граждан, определенная ст. 6 ФЗ об ОРД, в отношении иностранцев ограничена: иностранцы могут оказывать содействие в качестве негласных источников ОРО только в проведении ОРМ в отношении своих сограждан, добывая оперативно-значимую информацию о совершенных, совершаемых либо подготавливаемых ими преступлений для их раскрытия, розыска преступников или нейтрализации криминальной активности ОПФ. Участие иностранцев в проведении ОРМ в отношении российских граждан должно регулироваться нормами международного права.

Таким образом, законодательное распространение права оказания содействия граждан ОРО на иностранных граждан и лиц без гражданства придало правовой статус практической работе ОРО с источниками негласной информации из числа граждан зарубежных государств; определило правовые рамки их использования; закрепило право иностранных граждан осуществлять в форме содействия ОРО на практике свое право борьбы с преступностью за пределами своей страны.

Условно конфидентов из числа иностранцев можно разделить на три группы:

1) иностранные граждане славянского происхождения (белорусы, украинцы, русскоязычное население стран СНГ);

2) иностранные граждане стран СНГ (Армения, Грузия, Молдавия, Узбекистан и др.);

3) иностранные граждане стран дальнего зарубежья.

Такое деление необходимо, так как методика подбора, изучения, проверки, привлечения к сотрудничеству и последующей работы с представителем каждой из указанных категорий различна. Так, если иностранцы 1-й группы всецело подпадают под действие общей методики привлечения к конфиденциальному содействию, применяемой к гражданам РФ (за исключением проверки), то иностранцы 2-й группы требуют к себе уже иного подхода, ориентированного больше на знание этнопсихологии, применения ряда ОРМ в процессе изучения кандидата в конфиденты, а привлечение иностранных граждан 3-й группы требует от оперативников знания методики подбора, изучения, используемой спецслужбами (проверка по стране постоянного проживания, выявление зарубежных связей кандидата, его окружения, проверка по учетам спецслужб и т.д.). Другая трудность привлечения иностранцев 3-й группы к конфиденциальному сотрудничеству, — незнание их национального языка, в связи с чем главный принцип в искусстве привлечения к сотрудничеству и последующей работы - умение внимательно слушать собеседника — к сожалению, здесь не срабатывает. Следовательно, автоматически снижается значение личного общения при установлении первого контакта, сужается контингент иностранцев — потребительных источников негласной информации (внимание обращается в основном на иностранцев, владеющих русским языком), появляются сложности в усвоении и выполнении заданий источниками, установлении психологического взаимопонимания и т.д.

Другие не менее важные моменты, осложняющие процесс изучения кандидата в конфиденты из числа иностранцев, — это практическое отсутствие сведений (для граждан дальнего зарубежья) либо их крайне ограниченное количество (для граждан стран СНГ), касающихся биографических данных кандидатов, а также затруднение получения независимых характеристик о личности кандидата от его соседей, родственников, сослуживцев и др. Все это значительно затрудняет формирование представления о личности потенциального конфидента-иностранца, его роде занятий и профессии, психологических особенностях, образе жизни и т.д.

Методика приобретения конфидентов из числа иностранных граждан имеет некоторые особенности: выяснение цели приезда иностранца в Россию; определение мотивации его сотрудничества с ОРО; закрытость иностранных землячеств, диаспор, ОПФ; отсутствие информации об иностранных граждан в оперативно-справочных учетах; незнание оперативниками традиций, обычаев и особенностей межэтнических отношений, национального языка кандидата, что в конечном счете не позволяет выработать оптимальную линию поведения на подготовительной стадии его привлечения к конфиденциальному содействию.

Учитывая, что иностранные граждане являются носителями несколько иных морально-этических характеристик, мотивация их конфиденциального содействия ОРО исходит из цели приезда в РФ, условий проживания и образа жизни, места в иерархии землячества, диаспоре.

Иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, можно условно разделить на несколько крупных групп:

  • иммигрировавшие в РФ с целью получения статуса беженцев;
  • обучающиеся в различных учебных заведениях РФ;
  • работающие на территории РФ по контракту;
  • незаконно въехавшие в РФ (нелегальная иммиграция) с целью занятия криминальным бизнесом либо рассчитывающие выехать в страны Евросоюза;
  • легально прибывшие в РФ из других государств под различным предлогом (туризм, учеба, частные приглашения) для установления связей и занятия коммерческой деятельностью.

Необходимость освещения «изнутри» деятельности указанных категорий иностранных граждан определяется:

  • во-первых, возможностью использования их международными ОПФ для совершения преступлений международного характера;
  • во-вторых, необходимостью обеспечить безопасность иностранных партнеров в связи с участием РФ в международной рыночной экономике.

Мотивация приезда иностранца в РФ - важный фактор осуществления конфиденциального сотрудничества. Оперативнику предварительно необходимо определить категорию (группу) иностранцев, откуда планируется выбрать источника негласной информации, и определить свою линию поведения при привлечении его к сотрудничеству. При этом следует учесть, что иностранец, находящийся на территории РФ, стремится как можно быстрее адаптироваться в новых условиях, выжить в той ситуации, в которой находится. Решать данную проблему каждый иностранец будет самостоятельно в зависимости от цели своего приезда.

Например, проблема сезонных рабочих-иностранцев — продление временной регистрации; иностранцев, проживающих в квартирах без договора о найме, — регистрация и временная прописка; студентов-иностранцев, имеющих академические задолженности, — опасность отчисления из учебных заведений и, как следствие, сокращение срока пребывания в РФ; иностранцев, занимающихся коммерцией, — временная регистрация, наличие разрешения на торговлю, конкуренция, беженцев -получение соответствующего статуса; иностранцев, не имеющих постоянных легальных доходов (доля этих лиц в числе преступников-иностранцев составляет около 75%) -большие трудности с временной регистрацией, трудоустройством Поэтому при общении с кандидатами на сотрудничество оперативнику необходимо использовать данное обстоятельство.

При выборе конфидента из числа иностранцев очень важно знать отношение к нему соотечественников землячества. Лидеры и авторитеты ОПФ, состоящих из иностранных граждан, по выполняемым ими функциям составляют нормативную референтную группу, которая также выступает источником норм, регулирующих поведение иностранца — члена этой ОПФ либо землячества. Следовательно, именно лидеры и авторитеты из числа иностранцев обладают наиболее важной и нужной информацией. Привлечение таких лиц дает оперативнику возможность решать многие задачи. Надо учитывать, что многие лидеры землячеств могут идти на контакт по разным причинам. Легальное общение с сотрудниками ОРО в ряде случаев дает лидеру возможность утвердиться внутри землячества. Нелегальное содействие позволяет ему нейтрализовать противоправную деятельность неугодных ему членов землячества, а также противодействовать совершению преступлений в отношении соотечественников со стороны преступников-иностранцев других национальностей — в обоих случаях у лидера появляется возможность повысить свой авторитет в представлении сограждан. Кроме того, для привлечения иностранцев к содействию в получении информации можно использовать постоянную борьбу за лидерство, характерную для любого землячества. Исследование, проведенное в ряде городов РФ, позволило сделать вывод, что иностранные граждане идут на контакт с ОРО, руководствуясь следующими мотивами:

  • возможность положительного решения вопроса о предоставлении статуса беженца — 100%;
  • возможность получения защиты со стороны ОРО при попадании источника в сложную криминальную или бытовую ситуацию — 80%;
  • возможность получения коммерческих выгод в конкуренции с другими предпринимателями — 50%;
  • материальная заинтересованность — 10%;
  • личные доверительные отношения с оперативниками — 3%.

При подборе иностранных граждан, которые могли бы содействовать в борьбе с преступностью, необходимо учитывать не только социальные факторы, которые в определенной степени формируют личность иностранца, влияют на мотивацию его сотрудничества с ОРО, но и национальные традиции, культуру, религию, т.е. основополагающие элементы этнической разницы между представителями различных народов.

Подбор источников-иностранцев может производиться путем:

  • личного наблюдения и общения с отдельными категориями иностранных граждан (студентами, специалистами, коммерсантами, туристами и др.) как работающими, так и проживающими на обслуживаемой ОРО территории, объекте;
  • сбора и анализа информации о сотрудниках иностранных фирм, учреждений и организаций;
  • анализа сообщений оперативного характера, касающихся преступной деятельности иностранцев;
  • получения информации из мест лишения свободы об иностранцах, срок отбытия наказания которых истекает;
  • изучения информации об иностранных гражданах, содержащихся в приемниках-распределителях, ИВС, проживающих в лагерях для беженцев.

Учитывая, что подавляющее большинство сотрудников ОРО не обладают знанием иностранных языков, в подборе источников оперативной информации на данном этапе следует прежде всего ориентироваться на иностранцев, владеющих русским языком (студенты, аспиранты, преподаватели, коммерсанты, рабочие, служащие, лица длительное время проживающие в РФ), на граждан РФ и СНГ, имеющих связи с иностранцами по роду своей деятельности (работники гостиниц, мотелей, кемпингов, общежитий, учебных заведений, туристических организаций и др.), а также на ранее судимых за преступления, связанные с иностранцами, сохранивших связи с уголовными элементами, специализирующимися на преступлениях в среде граждан зарубежных государств. Для установления доверительных отношений с иностранцами оперативник может оказать им своевременную и достаточно законспирированную помощь в решении вопросов, связанных с обеспечением их личной безопасности, ограждением от преступных посягательств со стороны соотечественников, местных ОПФ, отдельных лиц. Кроме того, можно использовать временные затруднения иностранца, связанные с его обустройством, паспортно-визовыми и таможенными оформлениями, пропиской, постановкой на учет автотранспортного средства, регистрацией его коммерческого предприятия, оказывая в рамках закона соответствующую помощь в решении этих и других возникающих бытовых проблем.

После выбора конкретного кандидата для содействия ОРО начинается процесс его изучения и проверки, во время которого должны быть выяснены и оценены степень его надежности и оперативно-поисковые возможности — это наиболее сложное звено процесса выбора конфидента-иностранца. Если в отношении российских граждан, привлекаемых к сотрудничеству, механизм проверки достаточно отработан, то проверка иностранцев четко не определена. Подавляющее большинство кандидатов для сотрудничества с ОРО из числа иностранцев ранее не привлекались к уголовной ответственности в России, поэтому оперативно-справочные учеты ОРО зачастую не располагают сведениями об их преступных связях, образе жизни, судимости, и проверка кандидатов из числа иностранцев по этой причине крайне ограничена и затруднительна. В связи с этим предлагается следующая схема проверки:

  • в обязательном порядке проверить кандидатов для конфиденциального содействия по оперативно-справочным учетам ГИЦ, ЗИЦ, ИЦ, МВД, ГУВД,УВД;
  • через НЦБ Интерпола МВД России проверить наличие сведений на этих граждан в базах данных Интерпола;
  • все сведения об иностранных гражданах (фамилия, имя, год рождения, место рождения и проживания за рубежом, время и цель прибытия в РФ) через МВД России направить в спецслужбы РФ для последующей их проверки по имеющимся спецучетам;
  • использовать оперативно-технические и оперативно-поисковые возможности ОРО в местах проживания и длительного нахождения кандидата;
  • собрать информацию о положении кандидата в землячестве, имеющихся у него связях как в РФ, так и за ее пределами.

Конфидентов-иностранцев условно можно разделить на три основных группы в зависимости от направления их деятельности:

  • конфиденты по национальному признаку;
  • конфиденты в местах проживания и проведения досуга иностранных граждан; конфиденты по раскрытию конкретных видов преступлений, совершенных иностранцами.

Конфиденты по национальному признаку — это источники относительно национальной принадлежности иностранных граждан. Их основная задача - оперативное освещение деятельности землячеств, а также религиозных и этнических групп, живущих вне своей исконной территории на положении национально-культурного меньшинства (диаспоры), с целью борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера; выявление иностранцев, проживающих на нелегальном положении, а также совершающих преступления различной категории тяжести. Информация от этой категории должна проверяться, по возможности, через третьих лиц. Кроме этого, конфиденты-иностранцы по национальному признаку необходимы для работы в условиях ИВС либо в ОПФ, организованных по национальному признаку. Конфиденты в местах проживания и проведения досуга иностранных граждан (гостиницы, общежития, частные квартиры, казино, Дискотеки, рестораны и т.д.), — это действенная форма контроля за поведением иностранных граждан, склонных к совершению противоправных действий, и их эффективное использование в пресечении и раскрытии преступлений, совершенных гражданами зарубежных государств. Данных источников на указанных объектах целесообразно выбирать из числа их сотрудников либо иностранцев, постоянно их посещающих. Информацию можно получать, сочетая гласные и негласные формы содействия. Гласные формы содействия — это поддержание оперативником легальных, в форме оперативного контакта, отношений с администрацией гостиниц, общежитий, мотелей, ресторанов и т.д. с целью обеспечения общественного порядка на объектах. На объектах, наиболее часто посещаемых иностранцами (казино, дискотеки, рестораны, бары и т.д.), подбор негласных источников осуществляется, в первую очередь, исходя из целей содействия (получение оперативной информации общего характера об объекте и лицах, его посещающих; сбор сведений о конкретном лице или группе иностранцев; оперативная разработка и др.). При подборе конфидентов в местах проживания иностранцев следует учитывать их контингент, социальное положение, интересы, длительность проживания, цель приезда и др. Актуальным является оперативное освещение частных квартир, снятых иностранцами в наем. В 80% преступлений, совершаемых в этих квартирах, выяснялось, что договоров с иностранцами на право их проживания не заключалось. В таких квартирах часто скрываются лица, незаконно проживающие на территории РФ, совершаются преступления различной тяжести (убийства, разбои, переработка наркосодержащих веществ и др.). Нелегальные квартиры имеют практически все ОПФ из числа граждан зарубежных стран (Вьетнама, Пакистана, Азербайджана, Грузии, Китая и др.). В данной ситуации наиболее эффективны три направления использования конфидентов: оперативное внедрение в ОПФ; приобретение конфидентов из членов действующей ОПФ; создание квартир-ловушек.

Конфиденты по раскрытию конкретных видов преступлений используются для работы по совершенным преступлениям (убийства, кражи, разбои, вымогательства и другие) с учетом личности преступника-иностранца, его социального положения как в стране пребывания, так и у себя на родине, национальности преступника и потерпевшего, цели приезда потерпевшего и времени его нахождения в РФ, места и способа совершения преступления.

В достижении положительного результата немаловажное значение имеет правильное использование конфидентов-иностранцев по раскрытию преступлений — например, нереально использовать для раскрытия преступлений возможности источника, исповедующего иную религию, чем подозреваемый.

Раскрытие каждого конкретного преступления имеет свои особенности: так, при раскрытии краж, грабежей и разбоев, совершенных иностранцами, следует учитывать, что, во-первых, до 60% таких преступлений совершается в отношении соотечественников; во-вторых, их организаторами в большинстве случаев бывают лица, которых потерпевший знает лично; в-третьих, преступники осведомлены о наличии ценных вещей, денег у потерпевшего и требуют именно их; в-четвертых, преемники знают о месте хранения денег и ценных вещей. Следовательно, источники для раскрытия указанных преступлений должны выбираться в основном из числа граждан одной национальности с потерпевшим иностранцем либо из его окружения.

Наши рекомендации