Права, обязанности и юридическая ответственность агента.
Конфиденциальность как специфическое правовое отношение между двумя сторонами (представителем государства и гражданином) характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обеих сторон, а также соответствующей ответственности. В частности, у агента кроме общих прав и обязанностей, характерных для всех лиц, оказывающих содействие, и закрепленных в ст. 17 и других статьях ФЗ об ОРД (см. ч. 5 ст. 6, ч. 4 ст. 16 и ч. 5 ст. 18), возникают и специфические, так называемые исключительные права и обязанности. Они изложены либо в некоторых статьях ФЗ об ОРД, либо предусматриваются в контракте. Непосредственно в ФЗ об ОРД указаны следующие права агентов:
на заключение контракта с органом, осуществляющим ОРД (ч. 2 ст. 17); на расшифровку. Так, предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, а также о лицах, оказывающих или оказывавших ОРО содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12), а сведения об этих лицах представляются соответствующим прокурорам только с их письменного согласия, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21); на исчисление трудового стажа и пенсионное обеспечение. Так, период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими ОРД, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с российским законодательством (ч. бет.18);
на единовременное пособие и пенсию по инвалидности. Так, при получении лицом, сотрудничающим по контракту с ОРО, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении ОРМ и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с ОРО, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности (ч. 9 ст. 18). Для лица, изъявившего желание оказывать содействие в осуществлении ОРМ на конфиденциальной основе, законодатель установил две обязанности:
сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки или проведения ОРМ (см. ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД); эта обязанность обусловлена принципом конспирации и сутью конфиденциального сотрудничества, в ходе которого лицо становится обладателем конфиденциальной информации. В данном случае конфиденциальную информацию следует понимать не только как документированную, доступ к которой ограничен в соответствии с российским законодательством (см. ст. 2 Закона об информации и ст. 2 Закона об участии в международном информационном обмене), но прежде всего как сведения, представляющие повышенный интерес для законного обладателя - ОРО, имеющие ограничение на доступ к ним со стороны пользователей и защищаемые от несанкционированного доступа. Эта информация может содержать сведения, составляющие государственную, личную и другие виды тайн. 1) В деятельности российских правоохранительных органов и спецслужб фальсификация информации - это преднамеренное искажение фактических сведений или Умышленное изменение с какой-либо целью вида или свойства материальных носителей информации, функционирующей в разведывательной, контрразведывательной или ОРД. («1»Оперативно-розыскная деятельность)
не предоставлять заведомо ложную информацию (см. ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД); эта обязанность связана с необходимостью не допустить, с одной стороны, оговора кого-либо, а с другой стороны — отвлечения оперативных сил и средств на ложный объект, т.е. направления ОРО по ложному следу, заведомо не позволяющему решить конкретную задачу ОРД и достичь цели — обеспечить защиту охраняемого объекта от преступных посягательств.
Предоставление заведомо ложной информации агентом является разновидностью фальсификации информации. В данном случае заведомая ложность сведений означает следующее: агент сознает, что сообщает оперативнику информацию, которая полностью или частично не соответствует действительности, предвидит, что своим сообщением вводит в заблуждение ОРО (оперативника), и желает таким образом ввести его в заблуждение. Однако нет оснований для такой оценки, полученной от агента, хотя и не соответствующей действительности (полностью или частично) информации, но оцененной им так в силу добросовестного заблуждения.
Особо отметим, что сообщение агентом оперативнику информации (в любой форме), в которой изложены заведомо ложные сведения о совершении кем-либо преступления, следует квалифицировать как заведомо ложный донос, а лицо, совершившее это преступление, подлежит уголовной ответственности (см. ст. 306 УК). Кроме того, подлежит правовой оценке ситуация, в которой агент, участвуя в осуществлении ОРМ, может получить достоверные сведения о готовящемся или совершенном преступлении, однако по той или иной причине умышленно скроет их от оперативника. В такой ситуации поведение агента может послужить не только основанием для прекращения с ним сотрудничества, но и при определенных обстоятельствах основанием для его привлечения к уголовной ответственности по ст. 316 УК за укрывательство преступления.
Отметим и то, что для оперативников и ОРО в данной связи также возникают обязанности, и среди них такие, как: защита сведений об агентах (функционирующих в информационных системах, ДОУ и т.п.), сведение к минимуму числа должностных лиц, знающих личности агентов, выполнение специальных правил конспирации в работе с агентами в соответствии с установленным ведомственными нормативными актами порядком и др.