Оперативно-розыскная и социальная деятельность.
Полагаем, что первая является разновидностью социально полезной человеческой деятельности. Так ли это на самом деле?
Социальная деятельность — это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектами (обществом, классом, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов те или иные средства — экономические, социальные, политические и идеологические. Вполне понятно, что социальная деятельность может быть как полезной, так и вредной для общества. Отрицательные проявления социальной деятельности хорошо известны. Это противоправные общественно опасные деяния, а также различные социально-правовые негативные явления (коррупция, наркомания, проституция и др.) и социальные отклонения (бюрократизм, отклонения в сфере морали и др.). О различных негативных социально-правовых проявлениях учеными (в частности, криминологами) написано немало. Анализ такой литературы свидетельствует об отсутствии достаточных оснований для отнесения ОРД в разряд асоциальной с точки зрения права. Однако не все так гладко, как нам бы хотелось, применительно к рассмотрению вопроса об отклонениях в сфере морали.
Типология моральных отклонений может быть проведена различными способами и по различным основаниям. Существенное значение при этом имеет учет нормативного и поведенческого аспектов Если рассматривать проблему классификации в нормативной плоскости, то можно выявить разные варианты отношений (позитивных или негативных) как минимум между следующими компонентами системы социальной регуляции: а) индивидуальной моральной нормой; б) общепринятыми представлениями о нормах и принципах морали (сюда относятся общественные нравы, общепринятые нравственные ценности, обычаи, традиции и т.д.); в) моральными и нравственными идеалами, выражающими высшие цель и перспективу нравственного прогресса общества. Как представляется, наличие определенного диссонанса во взаимосвязи указанных норм морали применительно к ОРД и дает пищу для спекулятивных порой рассуждений об антиморальном ее характере.
Нравственная проблема соотношения цели и средств ее достижения является одной из наиболее острых для негласной работы спецслужб и правоохранительных органов. ОРД — это крайнее, вынужденное средство защиты социума от антиобщественных проявлений. Она должна проводиться только при наличии объективного затруднения или невозможности достижения цели защиты человека и общества от преступных посягательств посредством реализации иных законных средств (в частности, предусмотренных УПК).
Оперативно-розыскная и юридическая деятельность: особенности и общие черты. В научной литературе юридическая деятельность понимается неоднозначно. В частности, под ней понимают такую опосредованную правом трудовую, управленческую, государственно-властную деятельность компетентных государственных органов, которая нацелена на выполнение общественных задач и функций и удовлетворение тем самым как общесоциальных, групповых, так и индивидуальных потребностей и интересов. Анализ различных мнений о понятии юридической деятельности позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, она представляет собой разновидность социальной деятельности. Ей присущи основные черты, характерные для любой социальной деятельности, — предметность, целесообразность, упорядоченность, избирательность, системность, планомерность, самоорганизованность и др. Во-вторых, юридическая деятельность по своей природе — это политическая, исторически конкретная деятельность. В-третьих, эту деятельность если и не санкционирует государство, то по крайней мере и не запрещает.
Каково же соотношение юридической и ОРД? Они соотносятся как родовое и видовое явления, причем родовым, т.е. более «широким» и объемным, выетупает юридическая деятельность. Действительно, все вышеперечисленные черты юридической деятельности характерны и для оперативно-розыскной — начиная с ее социальной обусловленности и заканчивая политическим характером. Особо отметим тождество удостоверительно-поисковой направленности как первой, так и второй. Суть данной направленности заключается в том, что любой их субъект (будь то законодатель, судья или оперативник) вынужден для принятия решения вести поиск, собирать, официально подтверждать и закреплять соответствующую информацию.
Однако имеются и существенные отличия. В ОРД происходит видовая конкретизация, детализация тех или иных черт юридической деятельности применительно к вполне определенной разновидности деятельности социума. В этом и состоит их основное отличие друг от друга.
Соотношение ОРД и контрразведывательной деятельности. Согласно действующему законодательству ОРО ФСБ, СВР, ФСО, ГРУ правомочны проводить контрразведывательную деятельность (КРД). Законодатель определил КРД как деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России (см. ч. 1 ст. 9 ФЗ о ФСБ). Эта деятельность является разновидностью служебной деятельности ряда спецслужб России (ФСБ России, СВР России, ФСО России, ГРУ ГШ ВС), а ее суть заключается в противодействии разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств, иностранных организаций и их представителей (как правило, конспиративными средствами и приемами) с целью обеспечения безопасности России.
Перечислим основные отличия ОРД от КРД:
- целью первой является защита человека, общества и государства от преступных посягательств, а второй — обеспечение безопасности России посредством противодействия разведывательно-подрывной и иной деятельности, проводимой иностранными спецслужбами и организациями в ущерб ее жизненно важным интересам;
- круг субъектов, осуществляющих ОРД гораздо шире круга государственных органов, проводящих КРД;
- общие правила ОРД изложены в нормах ФЗ об ОРД, а контрразведывательной — в ФЗ о ФСБ, нормативных актах СВР, ФСО и ГРУ ГШ ВС; КРД кроме проведения ОРМ включает в себя и комплекс других специфических мер, часть из которых направлена на обеспечение некоторых административно-правовых режимов (режима защиты государственной тайны, режима въезда и пребывания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства и др.).
Соотношение оперативно-розыскной и разведывательной деятельности российских спецслужб. Законодателем впервые предпринята попытка раскрыть понятие разведывательной деятельности в тексте ФЗ «О внешней разведке» — через указание на средства ее проведения (см. ст. 2). Разведывательная деятельность — это системное применение специальных сил, средств и методов и совершение специфических действий, совершаемых с целью получения информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций (их представителей), потенциально или реально угрожающих безопасности России.
Как следует из изложенного, разведдеятельность имеет собственную цель, отличную от цели оперативно-розыскной. Она осуществляется в основном за пределами Российской Федерации (и это тоже отличает ее от ОРД). Ее основными «контрагентами» являются, с одной стороны, Российская Федерация (в лице своих представителей - СВР России, ФСБ России и ГРУ ГШ ВС), а с другой - иностранное государство или международная организация. Наконец, разведдеятельность регламентирована специальными законодательными актами - ФЗ «О внешней разведке» и ФЗ о ФСБ, нормативные предписания которых не распространяются на ОРД.
Помимо прямого назначения, термин «разведка» употребляется и в расширительном смысле слова, в том числе как элемент сыскной деятельности. Говоря об «извечном споре» о том, какое из понятий «оперативно-розыскная деятельность» или «разведка» шире, необходимо исходить из того, что ОРД включает в себя широчайший комплекс как гласных, так и негласных мероприятий, большинство из которых имеет разведывательный характер.
Безусловно, «разведка» в широком смысле является чрезвычайно емким понятием, вобравшим в себя огромное многообразие деятельности как по тайному, так и по открытому получению самой разнообразной информации и по применению для этого самых разнообразных средств и методов (радиоразведка, научно-техническая, космическая разведка и т.д.)- Более того, как уже отмечалось, понятие «разведка» в определенной степени отражает многовековой опыт борьбы за информацию, которая велась на протяжении всей истории человечества.
Однако применительно к проблемам борьбы с преступностью превалирующей остается такая позиция, что понятие «оперативно-розыскная деятельность» является более широким, чем понятие «разведка», и естественным образом включает в себя весь комплекс разведывательных мероприятий.
Приоритет ОРД в данном случае связан с тем, что ценность информации, получаемой в результате тех или иных оперативно-розыскных разведывательных мероприятий, в значительной степени определяется степенью ее правового статуса, т.е. тем, насколько она имеет доказательный характер и может быть использована в уголовном судопроизводстве. Это обстоятельство отличает оперативно-розыскные разведывательные мероприятия от других видов разведки, требует для их проведения обоснования согласно действующим законам, соответствующего правового оформления и документирования полученных разведданных.
В то же время современная преступность представляет собой настолько мощное социально-экономическое, транснациональное и в определенной мере уже и политическое явление, что достойно применения в борьбе с ним самых разнообразных методов и средств, включая весь комплекс разведывательных мероприятий и воздействий, основанных на информационных технологиях.
Необходимо иметь в виду, что именно разведка предполагает оценку тех угроз, которые таит в себе проникновение преступности не только в различные сферы деятельности, но и в сферы общественных отношений. Если мероприятия, которые проводятся в рамках ОРД, нацелены на предотвращение и расследование преступлений, то разведывательные мероприятия предполагают выявление тех угроз, которые могут лежать вне уголовно-правового поля. Именно в рамках разведывательной деятельности могут осуществляться поисковые мероприятия, з частности, в радиоэфире, в информационных системах, в «сетевом эфире» глобальной компьютерной сети Интернет и т.д. Наконец, разведывательная деятельность предполагает и самые разнообразные варианты реализации полученной информации (не только в рамках уголовного судопроизводства), что чрезвычайно важно при разработке нетрадиционных подходов в борьбе с современной преступностью.
Оперативно-розыскная и частная сыскная (детективная) деятельность. Частная детективная и охранная деятельность как некое социально-правовое явление современной российской действительности весьма молода. Вместе с тем, за рубежом частный сыск имеет долгую историю, а тенденция передачи ряда функций правоохранительных органов частным сыскным бюро весьма устойчиво «ползет» вверх. Например, в США еще во время Гражданской войны Севера и Юга широко практиковалось привлечение частных сыщиков для решения контрразведывательных задач. Одним из них был Пинкертон, впоследствии возглавивший контрразведку СевероАмериканских Соединенных Штатов.
В США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии и многих других странах достаточно хорошо поставлен частный сыск. Причины этого во многом кроются в возможности облегчить расходы государственного бюджета на содержание полиции. В России частная детективная (сыскная) деятельность легитимирована в 1992 г. В соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» под частной детективной (сыскной) деятельностью понимается оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями (частными детективами) в целях защиты законных прав и интересов клиентов. Причем на лиц, осуществляющих частную детективную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Кроме того, частные детективы не вправе осуществлять ОРМ, отнесенные законом исключительно к компетенции ОРО.
Таким образом, основные отличия ОРД от частной детективной (сыскной) состоят в следующем:
- ОРД осуществляется исключительно государственными органами, а сыскная — негосударственными организациями и частными лицами;
- целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от общественно опасных противоправных деяний лиц, а частной детективной — получение прибыли посредством совершения действий по защите законных прав и интересов своих клиентов.
Однако по содержанию и, в частности, по решаемым задачам между ОРД и частной сыскной деятельностью много общего. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о частном сыске и охране сыщики занимаются поиском без вести пропавших, сбором сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса и др. Аналогичные задачи по защите лиц от преступных посягательств и розыску без вести пропавших граждан решаются в ОРД. Кроме того, в ходе частного сыска проводятся объективно некоторые из ОРМ (например, устный опрос частных и должностных лиц, наведение справок, изучение предметов и документов, наблюдение для получения необходимой информации).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о частном сыске и охране частным сыщикам запрещается выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. Что касается оперативников, то законодатель позволяет им выдавать себя за должностных лиц иных учреждений и организаций (например, могут представиться работниками жилищно-коммунального хозяйства, агентами страховой компании и т.д.). Таким путем законодатель дал, по существу, «добро» оперативникам на проведение негласной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство. Несмотря на то, что ОРД и уголовное судопроизводство тесно связаны между собой, они не тождественны. Имеются существенные отличия первой от второго. ОРД осуществляется ОРО государственных органов, перечисленных в ст. 13 ФЗ об ОРД, а уголовное судопроизводство - исключительно субъектами, указанными в УПК. ОРД проводится в порядке, изложенном, как правило, в секретных ведомственных нормативных правовых актах, а уголовное судопроизводство - в порядке, предусмотренном УПК. В ОРД широко применяются негласные силы и средства, а в уголовном судопроизводстве их применение недопустимо.
Соотношение оперативно-розыскной, административной и административно-процессуальной деятельности. Глубокая связь их вполне реальна, но между тем имеются и кардинальные различия, не позволяющие считать ОРД исключительно частью административной или административно-процессуальной. Анализ соответствующей научной литературы свидетельствует, что сравнение названных видов юридической деятельности весьма затрудняет неразрешенность проблемы не только собственно ОРД, но и административного процесса как в теоретическом, так и в законодательном или ином юридическом вариантах. Все многообразие позиций по данному вопросу можно свести к двум основным: пониманию административно-процессуальной деятельности как административно-процедурной и как административно-юрисдикционной. В первом случае определенная часть ОРД вполне может быть представлена в виде совокупности административных процедур (например, процедур разрешительной системы, порядка делопроизводства и т.д.). Так, некоторые из возникающих в ОРД правоотношений регулируются, конечно же, административным и административно-процессуальным правом (например, изучение лиц в связи с оформлением допуска к работе с секретными сведениями и т.п.). Однако все многообразие ОРД нельзя свести только к административным процедурам. Такое достаточно узкое понимание ОРД обедняет ее природу, затушевывает ее цель — защиту от преступных посягательств. ОРД также доступна для сравнения и во втором случае — с административно-юрисдикционной деятельностью. В последней разрешаются исключительно административно-правовые споры, которые возникают в связи с нарушением административно-правовых отношений. Именно в этом заключается ее коренное отличие от сердцевины ОРД. Если предназначение ОРД (понимаемой в «узком» смысле слова) состоит в защите человека и общества от преступных посягательств, то административной — в борьбе с менее общественно опасными деяниями — правонарушениями административного свойства.