Раздел x. заключительные положения
Статья 153. Вступление в силу настоящего Кодекса
Статья 154. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Кодексом
Статья 155. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе
Статья 1551. Порядок хранения документов по выборам, референдуму, отзыву депутата, члена Совета Республики
Статья 156. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА (НАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ)
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом
Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - Палата представителей), членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (далее - Совет Республики), депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь (далее - местные Советы депутатов), а также при подготовке и проведении референдума (народного голосования) (далее - референдум), и устанавливает гарантии, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан Республики Беларусь.
Статья 2. Правовая основа избирательной системы, референдума
Правовую основу избирательной системы, референдума составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее - Центральная комиссия).
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,
ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА
Статья 3. Основные принципы проведения выборов и референдума
Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам.
Выборы членов Совета Республики проводятся на основе равного и косвенного избирательного права при тайном голосовании.
Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.
Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдум являются всеобщими: право избирать, участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.
В выборах, референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.
Статья 5. Свободные выборы и участие в референдуме
Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, участие в референдуме являются свободными: избиратель, участник референдума лично решает, участвовать ли ему в выборах, референдуме, за кого голосовать на выборах, за что голосовать на референдуме.
Статья 6. Равное избирательное право и право на участие в референдуме
Избиратели, участники референдума участвуют соответственно в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдуме на равных основаниях: каждый избиратель, участник референдума имеет один голос.
Выборы членов Совета Республики являются равными: каждый депутат местного Совета депутатов базового уровня имеет один голос.
Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 7. Прямое избирательное право, право на прямое волеизъявление на референдуме
Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов являются прямыми. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом Республики Беларусь. Депутаты избираются гражданами непосредственно.
Граждане участвуют в референдуме на основе прямого волеизъявления.
Статья 8. Косвенное избирательное право
Выборы членов Совета Республики являются косвенными: члены Совета Республики избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.
Статья 9. Тайное голосование
Голосование на выборах и референдуме является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей, участников референдума в ходе голосования запрещается.
Статья 10. Основные принципы проведения отзыва депутата, члена Совета Республики
Отзыв депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, депутата местного Совета депутатов осуществляется с соблюдением основных принципов избирательной системы.
РАЗДЕЛ VII
РЕФЕРЕНДУМ
ГЛАВА 22
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛЬ РЕФЕРЕНДУМА.
ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА РЕФЕРЕНДУМ
Статья 111. Понятие, виды и цель референдума
Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы.
Статья 112. Вопросы, выносимые на референдум
На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь.
На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:
которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;
о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов, сборов (пошлин);
об амнистии, о помиловании.
На местный референдум не выносятся вопросы, перечисленные в части третьей настоящей статьи, вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, вопросы, урегулированные законодательными актами Республики Беларусь, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.
ГЛАВА 23
ИНИЦИИРОВАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА
Статья 113. Право инициативы на проведение республиканского референдума
Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь.
Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь.
Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысячами граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысячами граждан от каждой из областей и города Минска.
Статья 114. Инициативная группа по проведению республиканского референдума
В случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.
Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемом на референдум, избрании руководителя группы и координаторов по областям и городу Минску, список участников собрания, подписанный председателем и секретарем собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинность которых подлежит нотариальному засвидетельствованию.
Собрание инициативной группы правомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативной группы. Решения собрания принимаются большинством голосов его участников.
В списке инициативной группы в отношении каждого члена группы указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта гражданина Республики Беларусь. В списке инициативной группы также указываются руководитель группы и координаторы по районам, городам областного подчинения, районам в городах, если сбор подписей будет проводиться на их территории.
Выносимый на республиканский референдум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Формулировка вопроса (проекта решения), предлагаемого на референдум, может быть уточнена с согласия инициативной группы, о чем должен быть представлен протокол собрания группы.
Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы.
Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной комиссией. В регистрации отказывается в случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь руководителем инициативной группы.
После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан в поддержку предложения о проведении республиканского референдума (далее - подписной лист), а членам инициативной группы - соответствующие удостоверения.
Статья 1141. Фонд инициативной группы по проведению республиканского референдума
Финансирование расходов, связанных со сбором подписей граждан в поддержку предложения о проведении республиканского референдума и проведением агитации по инициированию республиканского референдума гражданами, осуществляется за счет средств фонда инициативной группы по проведению республиканского референдума (далее - фонд инициативной группы).
Фонд инициативной группы может формироваться за счет следующих денежных средств:
1) добровольных пожертвований членов инициативной группы, иных граждан Республики Беларусь. Размер пожертвования гражданина не может превышать 15 базовых величин;
2) добровольных пожертвований юридических лиц. Размер пожертвования юридического лица не может превышать 30 базовых величин.
Предельная сумма всех расходов из средств фонда инициативной группы не может превышать 3000 базовых величин.
В фонд инициативной группы не вправе вносить пожертвования субъекты, указанные в части четвертой статьи 481 настоящего Кодекса.
Для формирования фонда инициативной группы руководитель инициативной группы не позднее чем в десятидневный срок со дня регистрации инициативной группы должен открыть в подразделении открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк» специальный счет по проведению республиканского референдума (далее - специальный счет). Основанием для открытия специального счета являются заявление руководителя инициативной группы и копия решения Центральной комиссии о регистрации инициативной группы.
Руководитель инициативной группы вправе открыть только один специальный счет. Плата за услуги банка по открытию специального счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, проценты банком не выплачиваются. Центральная комиссия направляет в печать для опубликования информацию об открытии специального счета.
Порядок открытия специального счета, проведения операций по счету, закрытия счета определяется Центральной комиссией по согласованию с открытым акционерным обществом «Сберегательный банк «Беларусбанк».
Право распоряжаться средствами фонда инициативной группы принадлежит руководителю инициативной группы.
Руководитель инициативной группы вправе назначить представителя инициативной группы по финансовым вопросам (далее - представитель по финансовым вопросам). Регистрация представителя по финансовым вопросам осуществляется Центральной комиссией на основании заявления руководителя инициативной группы. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства представителя по финансовым вопросам, серия, номер и дата выдачи паспорта гражданина Республики Беларусь. Центральная комиссия в трехдневный срок со дня поступления заявления регистрирует представителя по финансовым вопросам и выдает ему удостоверение.
Представитель по финансовым вопросам вправе открыть специальный счет, распоряжаться средствами, находящимися на этом счете, и представлять отчеты о поступлении и расходовании средств. Руководитель инициативной группы имеет право в любое время отозвать представителя по финансовым вопросам, сообщив об этом в Центральную комиссию, а также в подразделение банка, в котором открыт специальный счет.
Средства фонда инициативной группы могут использоваться для оплаты расходов и услуг, связанных со сбором подписей граждан, в том числе для оплаты труда членов инициативной группы по сбору подписей граждан в поддержку предложения о проведении республиканского референдума, а также для оплаты других расходов, непосредственно связанных с проведением агитации по референдуму, в порядке, устанавливаемом Центральной комиссией.
Подразделение банка, в котором открыт специальный счет, еженедельно представляет в Центральную комиссию сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном счете. Центральная комиссия в двухдневный срок после получения сведений направляет в печать для опубликования информацию об общей сумме средств, поступивших в фонд инициативной группы, и об общей сумме израсходованных средств.
Контроль за поступлением и расходованием средств фонда инициативной группы осуществляется Центральной комиссией и финансовыми органами.
Внесение пожертвований в фонд инициативной группы, возврат пожертвований и прекращение банковских операций по специальному счету осуществляются применительно к требованиям, предусмотренным частями восьмой, одиннадцатой, шестнадцатой и семнадцатой статьи 481 настоящего Кодекса.
Руководитель инициативной группы обязан представлять в Центральную комиссию финансовые отчеты о расходовании средств фонда инициативной группы со следующей периодичностью:
первый отчет - через 20 дней после регистрации инициативной группы;
второй отчет - не позднее чем в пятидневный срок со дня окончания срока для сбора подписей граждан;
третий отчет - через 20 дней после назначения референдума;
итоговый отчет - не позднее чем в пятидневный срок со дня голосования по референдуму.
К отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление, возврат и расходование средств фонда инициативной группы, справки об оставшихся средствах и (или) о закрытии специального счета. В случае отклонения Центральной комиссией предложения о проведении референдума руководитель инициативной группы представляет в Центральную комиссию финансовый отчет не позднее чем в пятидневный срок со дня принятия Центральной комиссией решения об отклонении предложения о проведении референдума.
В случае отклонения Центральной комиссией предложения о проведении референдума Центральная комиссия письменно информирует об этом подразделение банка, которое прекращает все операции по специальному счету.
Статья 115. Сбор подписей граждан
Сбор подписей граждан в поддержку предложения о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы.
Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан по требованию гражданина представить для ознакомления полный текст решения (законопроекта), предлагаемого на референдум.
В подписном листе должны быть подписи граждан, проживающих на территории только одного города областного подчинения, района, а в городах с районным делением - одного района.
В подписном листе в отношении гражданина, поддерживающего предложение о проведении референдума, указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта гражданина Республики Беларусь или реквизиты иного документа, определяемого Центральной комиссией. Данные о гражданине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются.
Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о проведении референдума только один раз.
Подписной лист заверяется членом инициативной группы, собиравшим подписи. Член инициативной группы при заверении подписного листа ставит подпись и дату ее внесения, а также указывает фамилию и инициалы.
Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей запрещается.
Статья 116. Рассмотрение инициативы граждан о проведении республиканского референдума
Подписные листы сдаются координаторами по районам, городам, районам в городах не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей, в районный, городской исполнительный комитет, в местную администрацию, которые в десятидневный срок проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах. При этом должно быть проверено не менее 20 процентов подписей граждан в подписных листах, сданных координаторами по районам, городам, районам в городах.
Определение порядка проверки и учета подписей граждан в подписных листах, представленных в органы, указанные в части первой настоящей статьи, а также признание недостоверными подписей граждан проводятся в порядке, предусмотренном частями шестнадцатой и восемнадцатой статьи 61 настоящего Кодекса. Недостоверными считаются также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы. Проверке и учету не подлежат подписи граждан, если в подписном листе отсутствует формулировка вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта). Если в подписном листе, поступившем в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию, содержатся подписи граждан, проживающих на территории разных районов, городов областного подчинения, районов в городе, проверке и учету подлежат только подписи, собранные на территории того района, города, района в городе, в исполнительный комитет которого, местную администрацию сдан этот подписной лист. Остальные подписи не проверяются и не учитываются.
В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15 процентов от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от количества подписей в подписных листах, сданных в соответствующий районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию.
В случае, если суммарное количество недостоверных подписей граждан, выявленных при проверках, составит более 15 процентов от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах районным, городским исполнительным комитетом, местной администрацией прекращается, и все подписи граждан в сданных подписных листах не учитываются при определении результата сбора подписей в районе, городе, районе в городе.
О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы о проведении республиканского референдума принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, местной администрации, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы; количество подписей, достоверность которых проверялась; количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными.
Областной, Минский городской исполнительный комитет при необходимости в пятидневный срок может также проверить достоверность подписей граждан в подписных листах. На основании решений районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций об установлении количества граждан, поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку инициативы о проведении референдума, и результатов проведенных областным, Минским городским исполнительным комитетом проверок достоверности подписей граждан в подписных листах областной, Минский городской исполнительный комитет подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение и направляет его в Центральную комиссию. В решении указываются данные, предусмотренные частью шестой настоящей статьи. Копия решения передается координатору инициативной группы по области, городу Минску.
После принятия решений областными и Минским городским исполнительными комитетами инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.
Центральная комиссия:
проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных, Минского городского исполнительных комитетов требованиям настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь;
составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований настоящего Кодекса и протокол о результатах сбора подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от каждой из областей и города Минска.
Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.
Центральная комиссия отклоняет предложение о проведении референдума и сообщает об этом инициативной группе и Президенту Республики Беларусь в случаях:
нарушения срока для сбора подписей граждан;
отсутствия требуемого количества подписей;
выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора подписей, зафиксированных в установленном Центральной комиссией порядке;
представления инициативной группой более 15 процентов недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей граждан в подписных листах;
отсутствия специального счета;
превышения более чем на 20 процентов предельного размера расходования средств фонда инициативной группы, указанного в части третьей статьи 1141 настоящего Кодекса, или использования в этих же размерах денежных средств помимо средств избирательного фонда;
установления в представленных документах других нарушений требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Решение Центральной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь руководителем инициативной группы.
Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через три года после проведения референдума по этому вопросу.
Статья 117. Решение о назначении республиканского референдума
Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с настоящим Кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.
В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются:
дата проведения референдума;
юридическая сила решения, принятого референдумом;
формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов);
иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума.
Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума.
Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента Республики Беларусь о назначении референдума.
Указ Президента Республики Беларусь о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума оформляется указом.
Статья 118. Бюллетень для голосования
В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «за» или «против», под которыми помещаются пустые квадраты.
При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования и последовательно нумеруются. Если предлагаются альтернативные проекты решения (закона) по одному и тому же вопросу или альтернативные варианты какой-либо нормы проекта решения (закона), они также последовательно нумеруются.
При вынесении на референдум проекта закона Центральная комиссия может принять решение о публикации в печати текстов проекта закона, выносимого на референдум, и действующего закона, который предлагается отменить, изменить или дополнить. Указанные тексты должны находиться в помещении каждого участка для голосования для всеобщего ознакомления.
В случае проведения одновременно республиканского и местного референдумов бюллетени для голосования, используемые в каждом из них, должны различаться по цвету или иметь отличительный знак.
Изготовление бюллетеней для голосования по республиканскому референдуму обеспечивает Центральная комиссия.
При проведении республиканского референдума допускается изготовление бюллетеней участковыми комиссиями, расположенными за пределами Республики Беларусь.
Число изготавливаемых бюллетеней не может быть меньше числа участников референдума, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Число запасных бюллетеней не должно превышать 5 процентов от числа участников референдума. Конкретное число изготавливаемых бюллетеней определяет Центральная комиссия.
Передача бюллетеней в нижестоящие комиссии по проведению республиканского референдума, в том числе в участковые комиссии, производится по акту. Участковые комиссии обеспечиваются бюллетенями не позднее дня, предшествующего дню досрочного голосования, а участковые комиссии, в которых не проводится досрочное голосование, - не позднее дня, предшествующего дню референдума. Ответственность за сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющие получение, передачу и хранение бюллетеней.
Бюллетени для голосования печатаются на белорусском или русском языке.
Бюллетень для голосования должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
На оборотной стороне бюллетеня для голосования ставятся подписи не менее двух лиц, входящих в состав участковой комиссии по референдуму.
Бюллетени для голосования по республиканскому референдуму после установления результатов голосования вместе с протоколами участковых комиссий сдаются в районные, городские, районные в городах комиссии.
ГЛАВА 24
УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА
Статья 119. Установление результатов референдума по району, городу, району в городе
На основании протоколов, полученных от участковых комиссий по референдуму и составленных в соответствии с требованиями статьи 55 настоящего Кодекса, районные, городские, районные в городах комиссии по референдуму устанавливают:
общее число граждан в районе, городе, районе в городе, имеющих право участвовать в референдуме;
число граждан, получивших бюллетени для голосования;
число граждан, принявших участие в голосовании, в том числе число граждан, принявших участие в досрочном голосовании, число граждан, принявших участие в голосовании по месту нахождения, и число граждан, принявших участие в голосовании в день референдума в помещении участка для голосования;
число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения;
число бюллетеней, признанных недействительными;
число бюллетеней, выданных участковым комиссиям по референдуму;
число испорченных бюллетеней;
число неиспользованных бюллетеней.
Результаты референдума в районах, городах, районах в городах устанавливаются на заседаниях районных, городских, районных в городах комиссий по референдуму и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами соответствующей комиссии по референдуму и передается не позднее чем на третий день после окончания голосования лично председателем или заместителем председателя либо секретарем комиссии в областную, Минскую городскую комиссию по референдуму и в органы, образовавшие комиссию, для информации. К протоколу, направляемому в областную, Минскую городскую комиссию по референдуму, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии.
В случае обнаружения органами, образовавшими комиссию, нарушений требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, об этом немедленно сообщается в вышестоящую комиссию по референдуму или Центральную комиссию.
Статья 120. Установление результатов референдума по областям и городу Минску
На основании протоколов районных, городских, районных в городах комиссий по референдуму областные, Минская городская комиссии по референдуму устанавливают:
общее число граждан в области, городе Минске, имеющих право участвовать в референдуме;
число граждан, получивших бюллетени для голосования;
число граждан, принявших участие в голосовании, в том числе число граждан, принявших участие в досрочном голосовании, число граждан, принявших участие в голосовании по месту нахождения, и число граждан, принявших участие в голосовании в день референдума в помещении участка для голосования;
число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения;
число бюллетеней, признанных недействительными;
число бюллетеней, выданных районным, городским, районным в городах комиссиям по референдуму;
число испорченных бюллетеней;
число неиспользованных бюллетеней.
Результаты референдума в областях, городе Минске устанавливаются на заседаниях областных, Минской городской комиссий по референдуму и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами областных, Минской городской комиссий по референдуму и передается не позднее чем на четвертый день после окончания голосования лично председателем или заместителем председателя либо секретарем комиссии в Центральную комиссию и в органы, образовавшие областные, Минскую городскую комиссии по референдуму, для информации. К протоколу, направляемому в Центральную комиссию, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии.
В случае обнаружения органами, образовавшими областную, Минскую городскую комиссию по референдуму, нарушений требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, об этом немедленно сообщается в Центральную комиссию.
Статья 121. Подведение итогов референдума
На основании протоколов областных, Минской городской комиссий по референдуму Центральная комиссия устанавливает:
общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
число граждан, получивших бюллетени для голосования;
число граждан, принявших участие в голосовании, в том числе число граждан, принявших участие в досрочном голосовании, число граждан, принявших участие в голосовании по месту нахождения, и число граждан, принявших участие в голосовании в день референдума в помещении участка для голосования;
число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения;
число бюллетеней, признанных недействительными.
Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для