Российская государственность в XX веке
Наступил XX век, а вместе с ним череда потрясений - революций и войн. Попытки царского режима воспрепятствовать нарастающему всестороннему кризису в обществе не принесли успеха. В то же время появившиеся идеи революционного преобразования находят понимание у части населения страны, что и предопределило крах системы старого порядка.
С отречением 3 марта 1917 года императора Николая II от престола прекратило свое существование российское самодержавие.
Февральская революция 1917 года открыла историческую перспективу свободного демократического развития. Однако ситуация развивалась так, что в стране сложился режим двоевластия: через учредительное собрание, которое готовило Временное правительство или через Советы.
25 октября (7 ноября) 1917 года после вооруженного захвата резиденции Временного правительства - Зимнего дворца - и ареста министров этого правительства, власть окончательно переходит в руки Советов рабочих и солдатских депутатов.
Основные контуры советской государственности были закреплены в первой конституции Российской Советской Федеративной социалистической республики (РСФСР), принятой летом 1918 года.
Несмотря на некоторые временные ограничения демократических прав и свобод для отдельных слоев населения, нельзя не признать, что первые годы Советской Власти ознаменовали собой такой громадный скачек в развитии демократии для народа, какого не знала история за все времена существования российской государственности.
В годы гражданской войны (1918 - 1922 гг.) государственное строительство характеризуется резким ограничением демократических начал, распространением принуждения и революционного насилия.
Дорога к единому союзному государству оказалась сложной и противоречивой. Большевикам, нужно отдать им должное, пришлось немало потрудиться в интересах сплочения народов бывшей российской империи, чтобы создать новое государство на постимперском пространстве.
Особенно активно этот процесс развивался в конце 1921 года и в течение 1922 года. В самой правящей партии. И.В. Сталин, считавшийся тогда одним из заметных специалистов в национальном вопросе, выдвинул идею "автономизации", т.е. создание единого федерального государства с явными тенденциями к унитаризму. Суть проекта сводилась к тому, чтобы обеспечить добровольное объединение в рамках РСФСР на правах автономии всех советских республик.
Однако эта идея встретила серьезные возражения со стороны республик Закавказья, особенно Грузии, а также Украины и др. Развернулась острая борьба по вопросу о будущем советском государстве. В этих условиях была найдена новая формула - все республики входили в состав союза на равных условиях.
Важным этапом в развитии советской государственности и национально-территориального устройства стало принятие в 1936 году Конституции СССР, которая закрепила федеральную систему, состоящую из разных субъектов.
По своему содержанию, по провозглашенным правам и свободам человека, конституция СССР была огромным шагом вперед. При негативном отношении значительной части населения России к эпохе 30-х - 50-х годов, следует, однако отметить, что такого Основного закона страна еще не знала.
Событием мировой исторической значимости стала победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. После войны существенно изменилось и международное положение страны, социализм превратился в мировую систему. Неизмеримо выросли международный авторитет и влияние СССР. В этих условиях на повестку дня встал вопрос разработки новой конституции СССР. Разработка проекта началась в 1947 году, однако осуществить задуманное тогда не удалось. Разработка новой конституции началась лишь спустя 30 лет.
После смерти Сталина в 1953 году, который руководил страной без малого 30 лет, его наследник Н.С. Хрущев пытался реформировать государственное устройство СССР. Но его противоречивые и двойственные реформы (1956 - 1964 гг.) носили порой разрушительный характер и таили в себе опасность для самой системы управления страной. В результате он был отстранен от управления страной своими же соратниками.
На смену ему пришел Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.
С середины 60-х до середины 80-х годов никаких принципиальных изменений государственное устройство и система государственного управления в СССР не претерпела.
К маю 1977 года был подготовлен проект новой Конституции СССР.
Советская государственность получила дальнейшее развитие. Провозглашено, что вся власть в СССР принадлежит народу.
Прошло не более 10 лет после принятия Конституции и на повестку дня были поставлены вопросы реформирования, а затем и капитальной перестройки политической системы общества.
Высшим органом государственной власти становится съезд народных депутатов с широкими полномочиями. Съезд народных депутатов формировал Верховный Совет. Исполнительные органы власти формировались под контролем съезда и Верховного совета.
Выборы проводились на альтернативной основе.
Созданная система оказалась плохо управляемой. На повестку дня встал вопрос о ее дальнейшем реформировании. Был введен институт президента. Первым Президентом Советского Союза стал М.С. Горбачев.
Начало реформирования политической системы привело к ослаблению руководящей роли КПСС и ослаблению государства как такового. Быстро стали набирать силу центробежные силы.
1989 - 1991 гг. стали годами трагедии для многих народов страны.
Предпринимавшиеся попытки спасти союзное государство путем "Огаревских встреч" к политическим результатам не привели. Новоогаревские собеседники были больше озабочены собственным имиджем, чем интересами Великой страны.
В середине 1991 года всеобщий кризис охватил Советский Союз.
8 декабря 1991 г. главы Республики Беларусь, РСФСР и Украины заявили о создании содружества Независимых Государств.
История перестройки, которая так славно началась в 1983 году, так громко объявившая о себе в 1985-м и так стыдливо скончавшаяся в декабре 1991-го вошла в историю и в сознание людей.
Начало нового этапа развития российской государственности связано с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации. Россия получила возможность встать на путь становления и развития демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной.