КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

КонсультантПлюс: примечание.

С 14 мая 2018 года Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ в примечание к статье 2.4 вносятся изменения.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Вопрос 11

Предметом административного права являются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами

Вопрос 12

Административная ответственность военнослужащих предусмотрена Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст. 28), УВС ВС РФ (ст. 28) и конкретизирована ст. 2.5 КоАП РФ, а также рядом иных статей КоАП РФ.

Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения и реализуется в форме применения к правонарушителю административных санкций.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП РФ это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

При этом, к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний[50].

Особо следует подчеркнуть, что конкретные виды административных проступков определены не только в КоАП РФ, но и в законодательстве субъектов Российской Федерации, поэтому их нарушение также влечет привлечение к административной ответственности.

Административным правонарушением(проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законодательством субъектов Российской Федерации, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда личности и обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причиненного вреда или других обстоятельств.


Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Наравне с другими гражданами нашей страны и иностранными гражданами военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности за административные правонарушения, например, в области безопасности дорожного движения или правил рыболовства.

Существуют административные правонарушения, субъектом которых могут быть только должностные лица. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, предоставления информации, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Так, например, в административном порядке подлежат наказанию военнослужащие за нарушение правил размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (ст.ст. 7.29 – 7.31 КоАП РФ), нарушение порядка предоставления государственных услуг (ст. 5.63 КоАП РФ), нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) и т. д. Складывающаяся по данному вопросу судебная практика исходит из того, что под должностными лицами понимаются и военнослужащие, исполняющие какие-либо функции нештатно, т. е. сверх обязанностей по занимаемой штатной должности[51].

Особенность ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за административные правонарушения заключается в том, что за ряд административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. В последнее время в российском законодательстве наблюдается тенденция увеличения доли административных правонарушений, за которые военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, и соответственно уменьшения доли административных правонарушений, за которые военнослужащие могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Административная ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, на общих основаниях, согласно КоАП РФ, наступает за следующие правонарушения:

– за административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст.ст. 5.1 – 5.26);

– за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст.ст. 5.45 – 5.52, 5.56);

– за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

– за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст.ст. 7.29 – 7.32, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4);

– за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

– за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

– за административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12);

– за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);

– за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

– за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст. 17.3);

– за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (ст. 17.5);

– за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

– за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (ст. 17.8);

– за некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст.ст. 18.1 – 18.4);

– за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

Когда административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы (за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях), производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ).

В указанном случае постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ). В остальных случаях военнослужащий может быть привлечен к административной ответственности, но без применения к нему административного ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).

Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, но действовавшее в состоянии:

1) крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный;

2) необходимой обороны, т. е. при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Также не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронического либо временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Военнослужащие в таком случае не привлекаются и к дисциплинарной ответственности.

Привлечение военнослужащих к административной ответственности осуществляется органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся судьи, а также федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов, а также иные государственные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (ст. 22.1 КоАП РФ).

Право органов исполнительной власти применять административную ответственность предоставляется им в тех областях общественных отношений, в которых они действуют. Примерами таких органов могут служить органы внутренних дел, таможни, государственные инспекции (автомобильная, охотничья, рыбнадзора и др.), военные комиссариаты и т. д. На указанные органы возлагается обязанность выявления административных правонарушений, оценка их характера, принятие решения о дальнейшем ходе дела, назначение административного наказания и обеспечение его исполнения.

Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по службе. Этим административная ответственность отличается от дисциплинарной, к которой привлекаются работники, как правило, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

При установлении в действиях военнослужащего признаков административного правонарушения в большинстве случаев компетентными представителями государственных органов составляется протокол об административном правонарушении с указанием в нем даты и места его составления, должности, фамилии, имени и отчества лица, составившего протокол, сведений о личности нарушителя, места, времени совершения и существа административного правонарушения, нормативного акта, предусматривающего ответственность за это правонарушение, фамилий и адресов свидетелей, объяснений нарушителя, а при необходимости и иных сведений.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.

Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к протоколу. При составлении протокола нарушителю должно быть разъяснено, что он вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать постановление по делу.

В ряде случаев, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении направляется органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении.

В случае если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, протокол об административном правонарушении составляется в обязательном порядке.

В случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

За совершенное правонарушение лицо, его совершившее, может быть подвергнуто административному взысканию.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий (ст. 3.2 КоАП РФ):

– предупреждение;

– административный штраф;

– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

– лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

– административный арест;

– административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

– дисквалификация;

– административное приостановление деятельности.

В ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ к военнослужащим и гражданам, проходящим военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007 г. с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006 г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных взысканий:

– административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается граждан, призванных на военные сборы;

– административный арест не может быть применим ко всем категориям российских военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к ним в этом случае может быть применен дисциплинарный арест;

– административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ст. 3.10 КоАП РФ).

Лишение военнослужащих права управления транспортными средствами является лишением физического лица специального права (ст. 3.2 КоАП РФ), которое назначается судьей военного суда (ст. 3.8 КоАП РФ).

В то же время в отдельных случаях у военнослужащих может быть изъято водительское удостоверение на месте совершения административного правонарушения, т. е. до назначения судом указанного наказания. Согласно ст. 27.10 (п. 3) КоАП РФ при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 207-ФЗ военная автомобильная инспекция с 1 января 2012 г. также получила полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях и вынесению решений по некоторым административным делам.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При этом, если военнослужащий уже привлечен компетентным органом или должностным лицом к административной ответственности, за тот же самый проступок он не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Предупреждение– мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 000 руб.; для должностных лиц – 50 000 руб.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискация назначается судьей. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Конфискация охотничьего оружия и боевых припасов, других орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения правонарушителя орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению их законному собственнику, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном его владении.

Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца. Лишение специального права назначается судьей.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средствомне может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого оно являлось.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником существования.

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Вместе с тем, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

– раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

– добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

– совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

– совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

– совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

– продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

– повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек одногодичный срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

– совершение административного правонарушения группой лиц;

– совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

– совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения правонарушения. При длящемся правонарушении указанные сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня его обнаружения. Административное взыскание не применяется по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки привлечения правонарушителя к ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Пропуск компетентным органом и его должностными лицами срока привлечения к административной ответственности даже по уважительным причинам является своеобразным «освобождением» правонарушителя от административной ответственности.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Вопрос 13

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это - методы правового регулирования общественных отношений. Вместе с предметом они дают наиболее емкую характеристику любой отрасли права, включая и административное.

Под методом правового регулирования понимают определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод регулирования часто выступает в роли определяющего критерия при разграничении правовых отраслей.

Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности:

· предписание,

· запрет,

· дозволение.

Они в совокупности составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты - фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Подобная характеристика указанных правовых средств подтверждает вывод о том, что они едины для всех отраслей права. Используются же они с учетом особенностей предмета данной отрасли, т.е. регулируемых общественных отношений.

На подобной основе представляется возможным оттенить особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права.

1. для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты). Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне. Последняя обязана подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав. Такого рода полномочия не могут находиться в распоряжении обеих сторон; иное превратило бы их в равноправных субъектов. Административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления). Подобного рода отношения всегда предполагают известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, выразителем которой является тот или иной субъект исполнительной власти (исполнительный орган). Это - аксиома государственного управления. Соответственно административно-правовое регулирование рассчитано преимущественно на такие общественные отношения, в к

Наши рекомендации