Международная автомобильная перевозка.
Это перевозка Т/С грузов или пассажиров за пределы территории РФ, либо транзитом через территорию РФ. Допуск российских перевозчиков к международным перевозкам осуществляется на основе положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, оно утверждено ПП РФ от 16.10.2001 г. №730. К ним допускаются ЮЛ вне зависимости от организацинно-правовой формы и ИП. Без допуска возможна только некоммерческая перевозка. Под ней понимается перевозка грузов для производственных нужд или перевозка свои работников на Т/С принадлежащих на праве собственности вместимостью не более 9 человек включая водителя. В настоящее время допуск российского перевозчика производится Федеральная Служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы.
Условиями допуска перевозчика являются:
· Наличие лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек
· Наличие Т/С принадлежащих на праве собственности, либо на ином законном основании. При условии, что данные Т/С соответствуют международным техническим стандартам
· Соответствие ответственных специалистов квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении.
· Устойчивое финансовое положение российского перевозчика. Оно определяется: в собственности должно находится имущество стоимостью не менее 300.000 руб. при использовании 1 Т/С осуществляющего международные перевозки. За каждое дополнительное Т/С требуется еще 170.000 руб.
· Обязательное страхование гражданской ответственности.
Для получения допуска заявитель должен представить следующие документы:
· Заявление с указанием основных реквизитов заявителя, а также должен быть указан вид перевозки, срок на который испрашивается удостоверение.
· Копия учредительных документов заверенных нотариусом.
· Сведения об ИНН.
· Копии лицензии на перевозку пассажиров.
· Документ, содержащий сведения о количестве и типе Т/С, а также документы подтверждающие их соответствие международным техническим стандартом.
· Копия документа, подтверждающего профессиональную компетенцию профессионального специалиста.
· Балансовый отчет за последний отчетный период.
· Копия полиса страхования гражданской ответственности.
· Для лиц, испрашивающих перевозку сроком более чем на 5 лет необходимо приложить документы, подтверждающие опыт работы по осуществлению международных автомобильных перевозок.
В сфере МЧП международные перевозки осуществляются на основе Конвенции о договоре международной перевозки грузов от 19.05. 1956 г. в соответствие с конвенцией под договором дорожной перевозки грузов – это договор, когда место погрузки груза и место доставки груза находятся на территории 2-х различных стран. При этом конвенция применяется в том случае, если хотя бы одна из этих стран является участницей Конвенции. В то же время применение Конвенции не зависит от национальности сторон договора. Договор перевозки устанавливается накладной. Накладная составляется в 3-х экземплярах, все экземпляры подписываются отправителем и перевозчиком.
Накладная должна содержать:
· Место и дата ее составления
· Имя, адрес отправителя, транспортного агента (перевозчика)
· Место и дата принятия груза к перевозке
· Место доставки груза
· Имя и адрес грузополучателя
· Обозначение характера груза и типа его упаковки
· Число занимаемых грузовых мест
· Вес груза брутто
· Связанные с перевозкой расходы
· Инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей.
Это обязательные сведения, но стороны могут вынести и дополнительные сведения:
· Инструкция относительно страхования.
При принятии груза перевозчик должен проверить точность записей, иначе считается, что груз принят в идеальном состоянии. Если перевозчик находит несоответствия, то он должен внести оговорку, они должны быть обоснованы. Дополнительное право – перевозчик может проверить вес брутто. Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза, за его повреждения, либо за опоздание доставки.
Освобождение от ответственности: форс-мажор или вина отправителя. Не возможно ссылаться на неисправность Т/С. Конвенция не установила пределов ответственности перевозчика, т.о. перевозчик несет ответственность в переделах стоимости утраченного груза. Если перевозка грузов осуществляется без их промежуточной перегрузки при этом предполагается пересечение 1 или нескольких границ от таможни места отправления до таможни места назначения, то к перевозке может применяться таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжек МДП от 14.11.1975 г. Необходимое условие применение Конвенции – участие в ней государств, на территории которых находится таможни места отправления и места назначения груза. В этом случае перевозимые грузы освобождаются от уплаты ввозных и вывозных пошлин на промежуточных таможнях. Кроме того, перевозка в этом случае освобождается от таможенного досмотра.
Книжка МДП выдается в стране отправления или в той стране, где ее держатель имеет постоянное место пребывания. Она печатается на французском языке, надписи дублируются на английском языке. Могут прилагаться дополнительные листы с переводом на необходимые языки. Книжка МДП действительна до завершения перевозки в таможне места назначения. На 1 Т/С выдается 1 книжка, но если Т/С являются сцепленными, то может выдана только 1 книжка, требуется подтверждение что это одно Т/С. В книжке указывается таможни места отправления и назначения, число промежуточных таможен, маршрут перевозки. Книжке не может превышать 4 книжки. Книжка МДП представляется вместе с дорожным Т/С в каждой таможне.
Данное Т/С не должны стоять в очереди на таможне. Для подтверждения наличия книжки МДП на Т/С наклеивается специальная лейба (ТIR).
В РФ книжки МДП выдаются Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков.