Международные воздушные перевозки.
Действует сейчас 2 Конвенции одновременно: Варшавская Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., Монреальская Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. вступила в силу в 2004 г.
Обе системы одинаково определяют сферу применения Конвенций, т.е. конвенции применяются к любой перевозке пассажиров, багажа или груза, которая осуществляется за вознаграждение посредством воздушного судна. Обе Конвенции одинаково определяют понятие международной воздушной перевозки – любая перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены на территории 2-х государств-участников Конвенции, либо на территории одного и того же государства-участника Конвенции, если договором предусмотрена остановка на территории другого государства не зависимо от его участия в Конвенции.
Обе Конвенции применяются к перевозкам, которые также совершаются лицами публичного права.
Согласно Варшавской Конвенции при перевозке перевозчик обязан выдать проездной пассажирский билет, при перевозке багажа – багажную квитанцию. Пассажирский билет является свидетельством заключения договора перевозки и его условий. Во время выдачи билета перевозчик обязан указать место отправления и назначение, срок необходимый для перевозки, количество мест и массу зарегистрированного багажа.
В Монреальской Конвенции изначально предусмотрен единый перевозочный документ. Она вводит дополнительное правило, которое касается не зарегистрированного багажа. Данная Конвенция устанавливает, что единым пределом ответственности за не зарегистрированный багаж составляет 1.000 СПЗ в отношении каждого пассажира.
Договор перевозки грузов по обеим Конвенциям оформляется составлением авиагрузовой накладной. Варшавская Конвенция предусматривает право перевозчика требовать от отправителя составление накладной.
Накладная составляется в 3-х подлинных экземплярах:
1 – имеет пометку для перевозчика и подписывается отправителем,
2 – имеет пометку для получателя, подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с товаром,
3 – подписывается перевозчиком и возвращается грузоотправителю. Перевозчик должен поставить свою подпись до погрузки груза на борт судна.
По Монреальской конвенции ответственность перевозчика наступает вне зависимости от его вины (кроме разве задержки груза). Однако это не означает, что ответственность абсолютная, ибо есть обстоятельства: акт гос-ва, упаковка груза недостаточная, дефекты в грузе, военные действия.
Отправитель отвечает за правильность сведений относительно груза. В обязательном порядке указываются данные о весе, размере, количестве, объеме товара, о состоянии упаковки товара. В число обязательных реквизитов перевозочной документации по обеим Конвенциям входит уведомление об ограничении ответственности перевозчика. В целом оформление накладной по Монреальской конвенции было значительно упрощено за счет уменьшение количества обязательных реквизитов.
Согласно Варшавской Конвенции авиаперевозчик несет ответственность за смерть или телесное повреждение пассажира, за исключением, если перевозчик докажет что им и его служащими были приняты все необходимые меры во избежание вреда. Ответственность перевозчика ограничена суммой в 125.000 франков Пуанкаре. В 1955 г. Был принят дополнительный Гаагский протокол – предел ответственности был увеличен.
Монреальская Конвенция устанавливает, что если размер взыскиваемого вреда не превышает 100.000 СПЗ, то ответственность перевозчика наступает по принципу причинения. Суммы пределов ответственности по обеим Конвенциям не могут быть уменьшены.
По особому соглашению сумма пределов ответственности перевозчика могут быть увеличены.
Обе Конвенции регулируют ответственность перевозчика за задержку перевозки пассажиров и багажа. Но по обеим Конвенциям перевозчик освобождается от ответственности, если докажет отсутствие вины.
Согласно Монреальской Конвенции при задержке перевозки пассажиров – ответственность перевозчика ограничивается суммой 4.150 СПЗ, при задержке багажа 1.000 СПЗ, Варшавская Конвенция – не устанавливает пределов ответственности, говорит о том, что ответственность перевозчика наступает только в случае своевременного предъявления претензии. Сроки – для просрочки доставки багажа – 21 день, при пассажиров – 14 дней.
Варшавская Конвенция в отличие от Монреальской устанавливает правило выбора подсудности – иск может быть предъявлен по выбору истца либо 1)в суде по месту нахождения перевозчика или 2)в суд по месту назначения.