Международная ж/д перевозка.
ж/д перевозки были первым видом перевозок, которые затронула унификация. В 1890 г. была принята Венская Конвенция о международных ж/д перевозок грузов (СИМ), в ней участвовало 9 государств (РФ входила). На уровне Европы в 1923 г. была принята Бернская Конвенция о международных ж/д перевозках пассажиров и багажа. В этом же году была осуществлена переработка Конвенции СИМ и она стала действовать для европейских государств, а в 1980 г. обе Конвенции были переработаны и был принят единый документ – Бернская Конвенция о международных ж/д перевозках (КОТИФ). В настоящее время в число ее участников входят все государства Европы, государства Азии и Северной Африки. Данная Конвенция устанавливает порядок урегулирования спорных вопросов между сторонами, устанавливает претензионный порядок и содержит большие положения относительно ответственности перевозчика.
Вместе с тем СССР в КОТИФ не участвовал, а РФ тоже не участвует. Вместе с тем при осуществлении перевозок на территорию стран Европы положения КОТИФ применяются и для российских лиц. В 1950 г. между странами социалистического лагеря были заключены 2 соглашения: 1. Соглашения о международных грузовых сообщениях (СМГС) 2. Соглашение о международных пассажирских сообщениях (СМПС).
В настоящее время в рамках СНГ был образован Совет по Ж/Д транспорту для координации работы ж/д на международном уровне и для выработки согласованных принципов их функционирования. В рамках данного Совета было заключено соглашение Администраций Ж/Д стран СНГ и прибалтийских государств. 1.10.1997 г. – перевозки грузов между сторонами осуществляются на основании правил СМГС.
Дополнительно были разработаны соглашения: Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров, Соглашение о сотрудничестве в обществе технического переоснащения и обновления ж/д подвижного состава.
Легальное определение договора перевозки груза содержится в обеих Конвенциях и является идентичным. По договору международной ж/д перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначениями, выдать его управомоченному грузополучателю при условии, что пункты отправления и назначения находятся на территории 2-х различных государств.
В соответствии с КОТИФ договор перевозки грузов оформляется ж/д накладной, первый экземпляр которой является товарораспорядительным документом. Второй экземпляр докладной или дубликат остается у грузоотправителя для подтверждения факта заключения договора. В накладной указываются: полная характеристика груза и сроки доставки, грузоотправитель вправе сделать отметку о том, что плату за перевозку будет осуществлять грузополучатель. Не предусмотренные соглашением отметки в накладной могут привести к ее недействительности.
Соглашение КОТИФ направлено на подробное регулирование вопросов ответственности перевозчика. В случае нарушения договора перевозчик обязан составить акт, при отсутствии акта грузополучатель теряет право требования к перевозчику.
Ответственность перевозчика за не соблюдением условий перевозки возникает на принципах презюмируемой вины. Перевозчик может отклонить эту презумпцию только если представить доказательства о том, что убытки возникли в результате обстоятельств, за которых ж/д в соответствии с КОТИФ не отвечает.
К таким обстоятельствам относится: 1. Собственная вина лица, имеющего право на товар. 2. Негативные последствия, вызванные свойствами присущие самому товару. 3. Неизбежные обстоятельства. 4. Любое обстоятельство, указанное в числе специальных исков (список данный открыт - Перевозка на открытых платформах, ненадлежащая упаковка и перевозка животных).
Если перевозчик докажет, что ущерб вызван форс-мажорными обстоятельства, то он освобождается от ответственности полностью.
Перевозчик несет ограниченную ответственность за не сохранность груза и просрочку в его доставке. За несохранность груза ответственность составляет либо 51 франк пуанкаре за 1 кг. Груза, либо 17 СПЗ. За просрочку доставки предел ответственности составляет трехкратных размер провозной платы. Если будет обнаружен умысел перевозчика или его сотрудников, то предел ответственности не применяются. Срок исковой давности по соглашению установлен в 1 год. В случае неправомерных умышленных действий перевозчика – 2 года.
СМГС применяется в прямом международном ж/д грузовом сообщении между станциями открытыми для грузовых операций, расположенные на ж/д стран, которые участвуют соглашении. Транспортным документом является ж/д накладная, которая должна быть заполнена в строгом соответствии с положениями Конвенции. Накладная состоит из 5 листов: 1 лист – оригинал накладной, 2 лист – дорожная ведомость, 3 лист – дубликат накладной, 4 лист – лист выдачи груза, 5 лист – лист уведомления о прибытии груза. Все листы, кроме дубликата накладной сопровождают груз до станции назначения, дубликат накладной находится у грузоотправителя. В накладной грузоотправитель должен указать выходные пограничные станции страны отправления и транзитных стран. Если груз следует по территории более чем 2-х стран, то на каждую из стран составляется своя дорожная ведомость. В накладной существует графа – объявленная ценность груза, эта графа обязательна для заполнения при перевозке следующих видов груза: 1. Золото, серебро, платина и изделия из них. 2. Драгоценные камни. 3. Ценные меха и изделии из этих мехов. 4. Заснятых кинофильмов. 5. Предметы искусства и художественные изделия. 6. Антикварные вещи и домашние вещи.
При перевозке опасных грузов стороны договора должны также руководствоваться правилами перевозок опасных грузов. Эти правила были дополнительно разработаны к СМГС в 1998 г. таки же дополнительные правила действую в отношении скоропортящихся грузов, грузов перевозимых в контейнерах, грузы перевозимые в сопровождении. Кроме того, для порядка осуществления перевозки действует Служебная Инструкция к СМГС, особенность этого документа состоит в том, что она относится только к ж/д и не регулирует правовые отношения между отправителем и получателем. СМГС указывает какие предметы не могут быть допущены к перевозке, к таким грузам относится: 1. Предметы, перевозка которых запрещена хотя бы в одной из стран ж/д, которой участвую в перевозке. 2. Нельзя перевозить предметы составляющие монополию почтового ведомства. 3. Разрывные снаряды и огнестрельные боевые припасы. 4. Взрывчатые вещества и радиоактивные вещества. 5. Мелкие к отправке массой менее 10 кг на одном месте. 6. Грузы массой более 1,5 тонн в крытых вагонах с не открывающейся крышей. Законодательством каждый из стран могут быть введены дополнительные изменения.
Договор перевозки грузов считается заключенным с момента приема станцией отправления груза к перевозке. Прием удостоверяется наложением календарного штемпеля на накладную. Штемпель накладывается после оплаты грузоотправителем провозных платежей. Течение срока доставки начинается с 00 часов дня, следующего за днем принятия груза к перевозке. Перевозка может осуществляться 2 скоростями:
· Большая – срок на отправление груза – 1 сутки, скорость должна быть 320 км. в сутки.
· Малая – отправление – 1 сутки, скорость – 150 км. в сутки.
В любом случае срок доставки увеличивается на 1 сутки при перегрузки грузов. Ответственность перевозчика строится на принципе презюмируемой вины. СМГС устанавливает переделы ответственности перевозчика в пределах действительной стоимости груза. ж/д освобождается от ответственности в случае утраты груза при обстоятельствах: 1. Ненадлежащее качества груза и его упаковки. 2. В случае вины грузоотправителя. 3. Вследствие ненадлежащего исполнения таможенных или административных правил грузоотправителем или грузополучателем. 4. Отправитель сдал к перевозке предметы под неправильным, неточным или неполным наименованием.
В случае просрочки доставки ж/д освобождается от ответственности, если просрочка произошла в результате стихийных бедствий продолжающиеся более 15 дней или в результате обстоятельств, которые вызвали ограничение движения по распоряжению правительства соответствующей страны. Для возмещения ущерба необходимо соблюсти обязательный претензионный порядок. Претензии предъявляются в письменной форме с обязательным обоснованием претензий. Претензия должны быть рассмотрена в течение 180 дней, общий срок исковой давности составляет 1 год.