Анализ практики и эффективности проведения выездных и камеральных таможенных проверок

Теоретические разработки и системный анализ существующего состояния системы таможенного контроля после выпуска товаров необходим в целях обеспечения успешной работы ГУТКПВТ.

При рассмотрении действующей системы проверок необходимо особое внимание уделить эффективности таможенного контроля после выпуска товаров. Поэтому анализ конечных результатов деятельности всего механизма позволит найти и определить возможные пути для его совершенствования.

В настоящее время эффективность проведения проверочных мероприятий обусловлена снижением количества этих проверочных мероприятий при одновременном повешении их результативности. Другими словами, рост показателей должен достигаться не экстенсивным путем на основе увеличения числа проверок, а интенсивным на основе совершенствования существующих механизмов и внедрения новых подходов к проведению таможенной проверки [17].

Согласно данным ФТС России в 2016 г. подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 7304 проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки – 4125, что составляет 56% от общего количества проверочных мероприятий. Доля результативных таможенных проверок составила 87%.

В 2015 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 7 678 проверочных мероприятий из них 4782 в форме таможенной проверки, что составляет 62% от общего количества проверочных мероприятий. Доля результативных таможенных проверок в 2015 году составила 83,1% (рис 2.1.) [22].

Таким образом, сравнительные данные по практике проведения таможенных проверок приведены в таблице 1.

Таблица 1

Данные по практике проведения таможенных проверок за 2015-2016 гг.

Год Всего проверочных мероприятий Из них в форме таможенной проверки Доля таможенных проверок в общем количестве проверочных мероприятий, % Доля результативных таможенных проверок, % Прирост числа таможенных проверок, %
83,1  
87,2 -14

Таким образом за 2016 год отмечен рост эффективности работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России по обеспечению поступления в федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных средств и снижение нагрузки на участников ВЭД. Количество таможенных проверок снижено на 14%, их результативность выросла 4,1%.

Анализ практики и эффективности проведения выездных и камеральных таможенных проверок - student2.ru

Рис. 2.1. Количество таможенных проверок в общем числе проверочных мероприятий за 2015-216 гг.

По результатам таможенного контроля после выпуска товаров в 2015-2016 гг. наблюдалась тенденция к увеличению сумм доначисленных таможенных платежей, пеней, штрафов. Так за 2016 взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 4,3 млрд. руб., что на 13% больше, чем в 2015 году (3,8 млрд. руб.). Одним должностным лицом в среднем взыскано - 5,0 млн. рублей (на 14% больше, чем в 2015 году), (рис 2.2.).

Анализ практики и эффективности проведения выездных и камеральных таможенных проверок - student2.ru

Рис. 2.2. Суммы взысканных таможенных платежей, штафов и пеней за 2015 и 2016 гг.

По результатам одной таможенной проверки в среднем взыскано - 1,0 млн. рублей (на 31% больше, чем в 2015 году), (рис 2.3.).

Анализ практики и эффективности проведения выездных и камеральных таможенных проверок - student2.ru

Рис. 2.3. Средняя сумма таможенных платежей, пеней и штрафов, взысканных по результатам одной таможенной проверки за 2015 и 2016 гг.

Кроме того, за 2016 г. по материалам проверочной деятельности подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов возбуждено 3876 дел об административных правонарушениях и 304 уголовных дела (рис. 2.4.).

Анализ практики и эффективности проведения выездных и камеральных таможенных проверок - student2.ru

Рис. 2.4. Количество возбужденный АП и уголовных дел за 2015 и 2016 гг.

Основными статьями, по которым возбуждались АП в 2016 году являются:

— статьи главы 16 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (КоАП) [7];

— 7.12 (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав) КоаП России;

— 14.10 (незаконное использование средств индивидуализации товаров) КоАП России;

— 15.25. (нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования) КоАП России.

Наибольшее количество дел об АП возбуждено по части 1 статьи 16.2 КоАП России по фактам недекларирования товаров (14% от общего количесва дел об АП), по части 2 статьи 16.2 КоАП России за недостоверное декларирование товаров (11%), по части 3 статьи 16.1 КоАП России за сообщение недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров (9%) по статье 16.15 КоАП России за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности (9%), а также по статье 15.25 КоАП России по фактам нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (20%).

Способы совершения АП такие как:

1) фактическое перемещение иного товара;

2) превышение фактического количества товаров;

3) неполное или недостоверное описание товаров при декларировании;

Все они в конечном счете направлены на уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно представленным таможенными органами сведениям в 2016 году судами было рассмотрено 764 дела по спорам, связанным с обжалованием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их таможенного контроля после выпуска товаров.

При этом заявленные требования судами удовлетворены в 23% случаев (179 дел), в 77 % случаев судебные акты вынесены в пользу таможенных органов (585 дел).

Согласно сведениям, содержащимся в форме № 1-контроль, по итогам 2016 года по решению суда были признаны недействительными результаты 42 проверок.

Причинами, почему судами выносится решения не в пользу таможенных органов являются:

— недосказанность и неполное обоснование обстоятельств, послуживших для принятия обжалуемых решений;

— различное толкование положений нормативных правовых актов таможенными органами и судами;

— неправомерность применения таможенным органом метода определения таможенной стоимости;

— непредставление таможенным органом доказательств неправомерности действий декларантов, недействительности или недостаточности представленных декларантом документов и сведений (в части определения таможенной стоимости товаров, классификационного кода товаров);

— малозначительность административного правонарушения;

— нарушение норм процессуального права (в рамках административного производства);

— недоказанность вины (при привлечении к административной ответственности).

К должностным лицам таможенных органов, допустившим нарушения, повлекшие признание судами недействительными оснований и результатов проведения мероприятий по контролю, применяются преимущественно такие меры реагирования, как:

— меры материального воздействия;

— индивидуально-воспитательная работа.

Повышению эффективности таможенного контроля после выпуска товаров препятствовали следующие проблемы:

— разнообразие схем, используемых для уклонения от уплаты таможенных платежей;

— отсутствие механизма, позволяющего в полном объеме осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров на внутреннем рынке РФ.

А так как основой для начисления таможенных платежей в настоящее время является таможенная стоимость, то именно достоверность заявленной таможенной стоимости в настоящее время является наиболее слабым звеном в системе таможенного контроля, от совершенствования которого зависит полнота поступления доходов в федеральный бюджет.

Для того, чтобы более детально рассмотреть анализ практики и эффективности проведения выездных и камеральных таможенных проверок рассмотрим результаты деятельности ОТКПВТ Пермской таможни за 2016 год.

В 2016 году отделом проведена 71 таможенная проверка, из которых 53 камеральных таможенных проверки, 19 выездных таможенных проверок, 42 таможенных осмотра помещений и территорий. Результативность проведенных проверок составила 92,45%. По итогам данных форм таможенного контроля доначислено таможенных платежей и пени на сумму 26 256 628 руб., наложено штрафных санкций на сумму 1 361 002 руб., взыскано таможенных платежей и пени на сумму 13 912 236 руб., взыскано штрафных санкций на сумму 1 759 859 руб.

За год по результатам взаимодействия с подразделениями правоохранительного блока возбуждено 74 дела об административных правонарушениях и 12 уголовных дел.
В ходе выездных таможенных проверок в торговых точках Пермского края было выявлено 507 незадекларированных изделий из кожи и меха. По итогам проверки не совсем честные предприниматели воспользовались своим правом и задекларировали выявленные в ходе таможенной проверки товары и добровольно уплатили таможенные платежи на общую сумму 1 607 214 рублей.

По результатам скоординированных контрольных мероприятий, проведенных таможенными и налоговыми органами в 2016 году, проведено 13 таможенных проверок, по результатам которых Пермской таможней доначислено таможенных платежей в размере 7 038 тыс. руб., возбуждено 6 уголовных дел, налоговыми органами доначислено налогов в размере 33 350,65 тыс. руб., отказано в возмещении НДС в размере 7 196,49 тыс. руб., возбуждено 5 дел об административных правонарушениях[25].

Для сравнения данных о результатах проведения таможенного контроля после выпуска товаров за 2015-2016 годы я привела следующую таблицу 2.

Таблица 2

Результаты проведения таможенных проверок Пермской таможней за 2015-2016 гг.

Наименование 12 месяцев 2015 года 12 месяцев 2016 года 2016 к 2015 в %
Кол-во таможенных проверок (камеральных, выездных) 82 (69; 13) 71 (53, 19) 87 (77; 118)
из них результативных
Результативность проведенных проверок, %
Кол-во ДАП, возбужденных в результате проверочных мероприятий
Кол-во УД
Кол-во доначисленных таможенных платежей и штрафных санкций, в млн. руб.
Доля взысканных таможенных платежей и штрафов, %

Таким образом, мы видим, что, как по ФТС в целом, так и по отдельно приведенной таможне повышается эффективность проведения таможенных проверок за счет уменьшения проверочных мероприятий и увеличения доли их результативности. Также за год увеличивается значимость таможенного контроля после выпуска товаров в выполнении фискальной функции таможенных органов, так прослеживается увеличение довзысканных платежей, пеней и штрафов (в целом по ФТС). Данная положительная тенденция может говорить о более активном применении СУР в 2016 году, чем в 2015, что послужило более точному определению объекта проверка, в отношении которого стоило проводить таможенную проверку с целью довзыскания таможенных платежей и защиты от некачественного товара.

2.2 Исследование процесса планирования таможенных проверок в отношении участников внешнеэкономической деятельности

Как я уже говорила в Стратегии развития таможенной службы и Плане мероприятий «дорожная карта» таможенный контроль после выпуска товаров является одним их приоритетных направления деятельности таможенных органов, в связи со смещением акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Для осуществления таможенными органами совершенствуются и разрабатываются новые инструменты для упрощения таможенных процедур.

Так, в комплекс таких инструментов входит отнесение участников ВЭД к лицам, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения законодательства.

Отнесение основывается на двух подходах: отраслевом и категорировании.

При отраслевом подходе в рамках СУР к лицам данных категорий относятся:

– лица, осуществляющие импорт мясной продукции;

– крупные производственные предприятия, осуществляющие ввоз сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность (приказ ФТС России от 11.04.2016 № 732);

– лица, импортирующие рыбную продукцию;

– экспортеры товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины (приказ ФТС России от 11.04.2016 № 731);

– автопроизводители;

Второй подход – это категорирование участников ВЭД в СУР путем:

– разработки критериев оценки участников ВЭД;

– использования информационной базы «электронное досье»;

– внедрения единых критериев, исключающих субъективный фактор при категорировании участников ВЭД.

Еще одним важным этапом стала замена должностного лица таможенного органа, при совершенствовании технологий таможенных операций.

Разработаны алгоритмы автоматической регистрации и выпуска деклараций на товары, поданных лицами с низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства в форме электронного документа.

Смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров требует регулярного мониторинга деятельности таких участников ВЭД в целях выявления рисков возможного нарушения таможенного законодательства и выборочного проведения таможенных проверок, в том числе профилактического характера [12].

Подготовлены:

– временный порядок планирования таможенных проверок в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле, утвержденный приказом ФТС России от 30. 06. 2014 № 1236;

– инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении мониторинга и анализа информации о таможенном декларировании товаров участниками ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле, утвержденная приказом ФТС России от 16.06.2015 № 1167;

– технология организации таможенного контроля после выпуска товаров у участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ, утвержденная распоряжением ФТС России от 16.06.2015 № 172-р;

– методические рекомендации по проведению аналитической работы в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска несоблюдения права ЕЭС и законодательства РФ о таможенном деле, направленной на выбор объектов проведения профилактических таможенных проверок, утвержденные распоряжением ФТС России от 01.03.2016 № 51-р;

– распоряжение ФТС России от 26. 02. 2014 № 69-р «О ежеквартальном плане проведения профилактических проверок».

Посредством применения на практике данных правовых актов осуществляется выбор объектов таможенных проверок, отвечающих наибольшим рискам нарушения таможенного законодательства и требующих профилактического таможенного контроля со стороны таможенных органов.

Так, временным порядком планирования таможенных проверок в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства предусмотрено автоматическое формирование планов профилактических проверок с использованием комплексного программного средства (КПС) «Постконтроль» по следующим основных ориентирам:

– планирование и проведение профилактических проверок осуществляется ежеквартально;

– организация проведения проверок в том региональном таможенном управлении (РТУ), где зарегистрировано лицо;

– выбор количества профилактических проверок осуществляется, исходя из принципа равномерного распределения нагрузки на должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, оптимальное значение которых определяется, исходя из плановых значений количества таможенных проверок на квартал;

– выбор объектов таможенного контроля на основании анализа изменения показателей декларирования;

– мониторинг и анализ деятельности лиц за предшествующие 2,5 года.

Выбор объектов таможенного контроля и планирование таможенных проверок в условиях смещения таможенного контроля на этап после выпуска товаров являются достаточно трудоемким процессом и при условии предполагаемого роста числа данной категории лиц требуют внедрения новых технологий. В этой связи одним из основных направлений по проведению данной работы явилась автоматизация расчетов показателей декларирования и формирование отчетных форм, в том числе первичного плана профилактических проверок по результатам мониторинга с использованием КПС «Постконтроль» [12].

В настоящее время программное средство позволяет осуществлять ряд расчетов, в том числе: средний индекс таможенной стоимости, средний индекс уплаченных таможенных платежей, средневзвешенную ставку НДС (сумма НДС / таможенная стоимость), сумм возможных непоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет в связи с изменениями значений показателей декларирования.

Отклонения автоматических расчетных показателей декларирования, повлиявших на определение значительных сумм условных непоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет, ложатся в основу выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров с последующим его планированием.

В рамках проведения профилактических таможенных проверок перед подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров стоит задача по установлению причин возникновения автоматически рассчитанных условных непоступлений таможенных платежей.

При сопоставлении сведений, содержащихся в документах, представленных при декларировании, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в ходе таможенной проверки, получают документально подтвержденные обоснования выявленных рисков нарушения таможенного законодательства, минимизируя тем самым риски, выявленные на этапе декларирования.

В результате данной работы подразделениями таможенного контроля организованы и проведены таможенные проверки профилактического характера:

– в 2014 г. – 778 таможенных проверок, по результатам которых доначислено 117,3 млн. руб., взыскано с учетом штрафов 86,8 млн. руб., возбуждено 280 дел об административных правонарушениях.

– в 2015 г. – 1027 таможенных проверок, по результатам которых доначислено 1,1 млрд. руб., взыскано с учетом штрафов 112,7 млн. руб., возбуждено 221 дело об административных правонарушениях и одно уголовное дело.

– в первом квартале 2016 г. – 222 таможенных проверки, по результатам которых доначислено 25,4 млн. руб., взыскано с учетом штрафов 20 млн. руб., возбуждено 38 дел об административных правонарушениях и одно уголовное дело [22].

Данная статистика свидетельствует о том, что:

– разработанные и внедренные инструменты таможенного контроля после выпуска товаров позволили увеличить количество таможенных проверок на плановой основе, тем самым минимизируя риски, возникшие на этапе декларирования товаров;

– несмотря на представленные таможенными органами соответствующие решения в части неприменения отдельных мер по минимизации рисков в отношении рассматриваемых лиц, нарушения таможенного законодательства продолжаются.

Таким образом, выводы по второй главе можно сформулировать следующим образом:

1) В 2016 по сравнению с 2015 годом наблюдается повышение эффективности проведения выездных и камеральных таможенных проверок за счет снижения количества проведенных проверочных мероприятий при одновременном увеличении их результативности. В месте с тем сумма взысканных таможенных платежей и штрафов возросли как в общем, так и в среднем на одну таможенную проверку. Это говорит о том, что с каждым годом увеличивается роль таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной проверки в деятельности таможенных органов РФ.

2) Планирование таможенных проверок претерпевает значительную модернизацию и механизацию за счет внедрения дополнительных автоматизированных инструментов, таких как КПС «Постконтроль», а также отнесения отдельных участников ВЭД к категории, характеризующейся низкой степенью нарушения законодательства. Что значительно упростит задачи при определении объекта таможенной проверки.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации