Предмет истории государства и права россии

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет истории Отечественного государства и права.

2. Методология истории Отечественного государства и права.

3. Периодизация истории Отечественного государства и права.

4. Зарождение Древнерусского государства и возникновение Древнерусского государства.

5. Общественный строй древнерусского государства.

6. Государственный строй древнерусского государства.

7. Источники права Древнерусского государства.

8. Основные институты древнерусского права,

9. Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальские земли) в период феодальной раздробленности.

10. Галицко-Волынская земля в период феодальной раздробленности.

11. Новгородская и Псковская феодальные республики.

12. Право Новгорода и Пскова.

13. Становление Русского централизованного государства.

14. Общественный строй периода становления Русского централизованного государства.

15. Государственный строй периода становления и развития Русского централизованного государства.

16. Право периода становления Русского централизованного государства.

17. Основные моменты истории Российского государства в сер. XVI - сер. XVII вв.

18. Общественный строй в период сословно-представительной монархии.

19. Государственный строй в период сословно-представительной монархии.

20. Источники права в период сословно-представительной монархии.

21. Развитие отдельных отраслей права в период сословно-представительной монархии.

22. Основные этапы развития России в период абсолютной монархии в России.

23. Общественный строй в период абсолютной монархии.

24. Государственный строй в период абсолютной монархии в России.

25. Система источников права в период абсолютной монархии в России.

26. Гражданское право в период абсолютной монархий в России.

27. Уголовное право в период абсолютной монархии в России.

28. Процессуальное право в период абсолютной монархии в России.

29. Основные моменты развития Российского государства в первой половине XIX в.

30. Общественный строй в период кризиса абсолютизма в России.

31. Государственный строй в период кризиса абсолютизма в России.

32. Источники права в период кризиса абсолютизма в России.

33. Гражданское право в период кризиса абсолютизма в России.

34. Уголовное право в период кризиса абсолютизма в России.

35. Основные моменты развития Российского государства во вт. пол. XIX в.

36. Крестьянская реформа 1861 г. и изменения в общественном строе России вт. пол. XIX в.

37. Государственный строй России вт. пол. XIX в.

38. Право в период развития Российского государства во вт. пол. XIX в.

39. Первая российская революция и ее государственно-правовые последствия.

40. Общественный строй России в начале XX в.

41. Государственный строй России в начале XX в.

42. Изменение гос. аппарата в годы первой мировой войны

43. Право России в начале XX в.

44. Изменения в государственном строе в период февральской буржуазно-демократической революции.

45. Законодательная политика Временного правительства.

46. Возникновение Советского государства и права. II Всероссийский съезд Советов и его правовое значение.

47. Изменения общественного строя в период создания советского государства и права.

48. Слом старого и создание нового советского государственного механизма (октябрь 1917 -1918 гг.).

49. Изменения в государственном единстве в период создания советского государства и права.

50. Первая Советская Конституция 1918 г.

51. Создание основ советского права октябрь (1917-1918 гг.).

52. Гражданская война, интервенция, военный коммунизм.

53. Развитие формы государственного единства в период гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.).

54. Советский государственный механизм в период гражданской войны и интервенции (1918 -1920 гг.).

55. Развитие права в период гражданской войны и интервенции (1918 - 1920 гг.).

56. Создание Союза Советских Социалистических Республик.

57. Развитие государственного аппарата в период НЭПа.

58. Источники права в период НЭПа.

59. Развитие отдельных отраслей права в период НЭПа.

60. Преобразования общественного строя в СССР в период тоталитаризма (1930 - 1940 гг.).

61. Развитие формы государственного единства в период тоталитаризма (1930 - 1940 гг.).

62. Государственный строй в период тоталитаризма (1930 - 1940 гг.).

63. Источники права в период тоталитаризма (1930 -1940 гг.).

64. Развитие публичных отраслей права в период тоталитаризма (1930 - 1940 гг.).

65.Развитие частных отраслей права в период тоталитаризма (1930 - 1940 гг.).

66. Перестройка государственного аппарата на военный лад в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.).

67. Общественный и государственный строй оккупированной территории СССР в период ВОВ (1941-1945гг.)

68. Изменения в праве в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). Гражданское и хозяйственное право. Семейное право. Трудовое право. Колхозное право. Уголовное право. Процессуальное право.

69. Советский государственный аппарат в послевоенный период (1945 - начало 50-х гг. XX в.).

70. Развитие права Советского государства в послевоенный период (1945 - начало 50-х гг. ХХ в.).

71. Форма государственного единства в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.).

72. Государственного механизма в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.).

73. Развитие права в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.).

74. Форма государственного единства в период «застоя» (середина 60-х - середина 80-х гг. ХХв.).

75. Государственный механизм в период «застоя» (середина 60-х - середина 80-х гг. XX в.).

76. Источники права в период «застоя» (середина 60-х - середина 80-х гг. XX в.). Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. История принятия. Структура. Основные моменты содержания. Кодификационные работы.

77. Развитие отдельных отраслей права в период «застоя» (середина 60-х - середина 80-х гг. ХХв.).

78. Изменение формы государственного единства в период перестройки (1985 - 1991 гг.).

79. Ломка политической системы в период перестройки (1985 - 1991 гг.).

80. Направления развития права в период перестройки (1985 - 1991 гг.).

81. Декларация прав и свобод граждан России 1991 г.

82. Государственный аппарат суверенной России.

83. Развитие публичных отраслей права Суверенной России.

84. Развитие частных отраслей права Суверенной России.

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Восточные славяне в VI-VIII вв. составляли значительную часть населения Восточной Европы. Исследования славянских поселений свидетельствуют о том, что славяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложения первобытно-общинного строя, зарождения классов, развития имущественной дифференциации.

В первой половине I тысячелетия в более развитых южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточно-славянские племена. По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как тягловой силы, возрастала производительность труда. Необходимость в коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела хозяйство самостоятельно.

Появляются частная собственность на земледельческие орудия, хозяйство, продукт труда и частное пользование и владение участком пахотной земли (до очередного передела земли в общине). Родовая община заменяется территориальной соседской общиной.

Развивается ремесло, все большее значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его производительности создавали возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения богатой верхушки, обогащавшейся за счет эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, "большим" хозяевам (боярам).

Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. Из родоплеменной знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян-общинников.

Разложению первобытно-общинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленные войны, ставшие средством обогащения путем захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов. В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьянобщинников от князей-военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее добровольно приносимая военачальникам дань (полюдье) становится обязательной, превращается в подать. Кроме того, князья облагали данью покоренные соседние племена, что также способствовало княжескому обогащению.

Таким образом, социально-экономический строй восточного славянства во второй половине I тысячелетия н.э. характеризуется разложением первобытно-общинного строя, формированием классового антагонистического общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и наконец появлением государства.

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Образованию этого государства способствовало развитие ремесел, техники обработки земли, торговых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племен. Усилению объединительной тенденции способствовали и внешняя торговля (известный водный торговый путь "из варяг в греки"), сложные политические отношения с Византией, а также необходимость борьбы против половцев-кочевников, хазар и других племен, нападавших на восточных славян. Все это требовало создания объединенных вооруженных сил, лучшей организации внешней торговли. Важным фактором, стимулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований. Однако главным было то обстоятельство, что киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой Классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. В Киевском княжестве процесс преобразования родовых органов в органы государственной власти произошел раньше, нежели в других славянских землях. Киевский князь, собирая дань (полюдье) с обширных земель, мог содержать многочисленную челядь, различных дворцовых слуг, дружину, наместников и волостелей. Созданные в Киеве специальные органы власти могли играть роль центрального управления, оказывать определенное содействие местным князьям.

Складывание крупного Древнерусского государства началось еще в первой половине IX в. Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства - Киевское и Новгородское (Славия). Несколько позднее киевскому князю (великому, как он стал себя титуловать) подчинились все основные восточнославянские земли. Древнерусское (Киевское) государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономическим, этническим и культурным признакам населением: к концу Х в. его земли простирались от устья Дуная до устья Волги и от предгорий Кавказа до Финского залива. Древняя Русь была одним из самых сильных государств Европы, имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая ее заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе. Русские торговые корабли плавали по Черному и Каспийскому морям. Новгород, связанный с Ганзейским союзом городов, уже в то время был крупнейшим торговым центром Европы. Объединение восточных славян в единое государство обеспечило дальнейшее развитие их экономики, культуры, усилило военную мощь, помогло укреплению международных связей. Древняя Русь имела большое значение в развитии трех братских народов (русского, украинского и белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка - древнерусской народности.

Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладения, усилению власти феодалов-землевладельцев, угнетению феодально-зависимого населения.

ПРАВО НОВГОРОДА И ПСКОВА

Важная роль в развитии права Новгородской республики принадлежала Русской Правде. Она применялась непосредственно и оказала заметное влияние на правовые документы всего периода существования самостоятельной государственности Новгорода (а затем и Пскова).

Интереснейшим памятником права является Новгородская судная грамота XV в., сохранившаяся в отрывке, в единственном списке. Она содержала нормы судоустройства и процессуального права. Особое место занимает Псковская судная грамота XV в. Псковская судная грамота содержала 120 статей, включавших нормы гражданского права, положения о судоустройстве и процессе, нормы уголовного права.

Особенностью правовой системы Новгорода и Пскова была значительная разработка институтов гражданского права по сравнению с Русской Правдой и документами других русских земель периода феодальной раздробленности. Так, довольно подробно определялось вещное право. Кроме права собственности, Новгороду и Пскову известны право пожизненного пользования ("кормля"), залоговое право.

Псковская судная грамота уделяла большое внимание охране права собственности (отличая право собственности на недвижимость - земли, лес, двор, рыболовный участок от права собственности на движимое имущество). Способы приобретения права собственности могли быть разными: купля, получение по наследству, получение так называемого приплода, истечение срока давности владениями и т.д.

Другой вид вещного права - "кормля" (временное пользование чужой собственностью) - устанавливался для пережившего супруга (до его смерти или заключения нового брака). Залог движимого имущества отличался от залога недвижимости. В первом случае заложенная вещь передавалась заимодавцу до уплаты долга. При залоге недвижимости она не переходила во владение залогодержателя, собственник давал ему лишь соответствующие документы.

Бол-е развитие получило обязательственное право. Известны 3 способа заключения договоров: устный, "запись" и "доска". К заключению устного договора иногда привлекались свидетели. "Запись" - письменный документ, передававшийся на хранение в Софийский собор в Новгороде (или в Троицкий собор в Пскове). "Доска" - письменный документ, который составляли без особых формальностей и не сдавали в архив собора.

Документам Новгорода и Пскова известны следующие виды договоров: купля-продажа, мена, дарение, заем, ссуда, поклажа, имущественный и личный наем. Купля-продажа недвижимости оформлялась письменно, при свидетелях. Большое внимание уделялось договору поклажи (хранения имущества). Он оформлялся письменно (составлялась "запись"). Псковская судная грамота предусматривала случаи потери товара от пожара, грабежа, восстания, в пути или в чужой земле. Подробно регламентировался договор займа: он должен был совершаться в письменном виде (если сумма займа превышала один рубль), или на "доске" (частная расписка), или "записью". Возвращение долга оформлялось распиской, копия которой могла сдаваться в государственный архив.

Новгороду и Пскову было известно наследование по закону и завещанию. Наследниками по закону признавались переживший супруг, дети, родители, братья и сестры. Завещание оформлялось письменно, с составлением "записи", с передачей на хранение в архив.

Уголовное право рассматривало как преступление (уголовно наказуемое деяние) не только причинение вреда отдельному частному лицу, но и государству ("Господину Великому Новгороду" или Пскову). Складывалось, таким образом, понятие преступления как общественно опасного деяния. Субъектом преступления признавались все (кроме холопов).

Псковская судная грамота упоминала государственную измену, каравшуюся смертной казнью. Этот вид преступления был известен и Новгороду. Известны преступления против судебных органов - тайный посул судье, насильственное вторжение в помещение судебного учреждения, оскорбление судебного должностного лица. Подробно определялись имущественные преступления: татьба (простая и квалифицированная, например, конокрадство или кража, совершенная в третий раз), разбой, грабеж, поджог, наход (разбой, произведенный шайкой). Наиболее серьезным преступлением против личности было убийство.

Наиболее тяжким наказанием, применявшимся за государственные и иные наиболее опасные преступления (поджог, конокрадство, кража в третий раз), была смертная казнь. Второй вид наказания (чаще всего применяемый) - штрафы (денежные взыскания). Их размеры колебались в зависимости от тяжести преступления.

Система штрафов была сложной. Псковская судная грамота называла продажу - штраф, поступавший в пользу князя; возмещение ущерба потерпевшему или его родственникам (в случае убийства); Новгородская судная грамота говорила о штрафах в пользу князя и Великого Новгорода; о судебных пошлинах, шедших владыке, посаднику, тысяцкому и иному судье.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер. На форму процесса в Новгороде и Пскове повлияла Русская Правда, но в обоих государствах досудебное следствие и судопроизводство значительно более подробно и четко определялись законом. Роль суда и судебных должностных лиц возросла; изменилась в определенной мере система судебных доказательств.

Дело начиналось, как правило, с подачи искового заявления. Но суд (в отличие от Русской Правды) д.б. произвести расследование ("обыскать"). Этот термин понимался и современном смысле. Было и понятие о выемке: изъятые вещи сдавались на хранение в суд. На суд ответчика вызывал пристав вручением официальной повестки. В случае сопротивления применялся привод. Устанавливался и спец-й порядок вызова в суд свидетелей ч/з судебных агентов. Допускалось судебное представительство для защиты интересов женщин, монахов, увечных, стариков и малолетних.

Судебное дело оформлялось документами: сторона, выигравшая судебный спор, получала "правую" грамоту. Решение суда оформлялось судной грамотой. При судах имелись канцелярии с дьяками, ведавшими делопроизводством. Судебные доказательства в основном совпадали с известными по Русской Правде: свидетельские показания, показания послухов, присяга, вещественные доказательства (поличное). Значительно более важную роль играли письменные доказательства: "записи" и "доски".

ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств - закономерный процесс развития феодализма, в основе которого лежали прежде всего социально-экономические факторы: интенсификация сельскохозяйственного производства, связанные с ней рост феодального землевладения и включение феодального хозяйства в торговые связи; появление новых и укрепление старых городов - центров торговли и ремесла; расширение экономических связей и товарноденежных отношений. Изменения социально-экономического порядка неминуемо приводили к более интенсивной эксплуатации крестьян и закрепощению их. Рост сопротивления со стороны крестьянства, обострение массовой борьбы требовали от господствующих классов проведения политических реформ, которые могли бы способствовать упрочению их власти.

Развитие городов - центров ремесла и торговли - обусловливало необходимость упразднения многочисленных таможенных барьеров, политических границ. Дальнейший прогресс в области экономики был возможен только на основе ликвидации бесконечных столкновений, феодальных войн, характерных для всего периода феодальной раздробленности. Укрепление экономических связей, как и обострение классовой борьбы, требовало совершенствования аппарата управления, ставило перед государственной властью задачи, ранее решавшиеся отдельными крупными феодалами: организация управления, суда, сбора податей и новые: создание дорог, почтовой связи и т.п. Политически вадсным моментом в процессе централизации могла быть (и она имела значение в истории ряда государств Европы) необходимость зашиты от внешних врагов. Процесс создания Русского централизованного государства во многом идентичен общим закономерностям исторического развития феодального государства, но он имел и свои особенности.

Предпосылки ликвидации феодальной раздробленности на Руси наметились еще в XIII в., особенно на северо-востоке, во Владимирском княжестве. Однако дальнейшее развитие русских земель было прервано монгольским завоеванием, нанесшим большой ущерб русскому народу и значительно замедлившим его прогресс. Только в XIV в. русские княжества начали постепенно возрождаться: восстанавливалось сельскохозяйственное производство, отстраивались города, возникали новые торгово-ремесленные центры, усиливались экономические связи. Большое значение приобретала Москва, Московское княжество, территория которого постоянно (начиная с XIII в.) расширялась.

Крупными городами были Владимир, Дмитров, Можайск, Переяславль, Углич, Тверь, Нижний Новгород, Рязань и др. Многие из них стали укрепленными пунктами (например, Москва с каменным Кремлем XIV в.). Это играло немаловажную роль в борьбе с внешними врагами и соперниками - князьями, давало определенные гарантии защиты жителям. В связи с развитием торговли возрастало значение старых торговых путей и появившихся новых. Стремление овладеть ими было причиной острой политической борьбы, требовало расширения территории княжеств, политической централизации.

В условиях развития производительных сил в сельском хозяйстве существенно изменялся характер феодального землевладения. Земля приобретала все большую ценность, свободных площадей становилось все меньше, и борьба за них усиливалась. Стремление удержать за собой (в порядке верховного собственника) огромные земельные владения, обеспечить их защиту во время междоусобиц и эксплуатацию крестьянского населения приводило в XIV-XV вв. к раздаче князьями земель в условное, "служилое" владение, к развитию поместной системы. Владельцы поместий, средние и мелкие феодалы-землевладельцы, получившие землю за службу (или на время службы), становились важной опорой великокняжеской власти. Рассматриваемый период был переломным в истории русского крестьянства. Интенсификация сельскохозяйственного производства происходила не только (и не столько) в связи с развитием производительных сил, совершенствованием орудий труда, но и за счет усиления эксплуатации крестьян. Рост феодальных повинностей вызывал все больший протест зависимого сельского населения, уход от старых владельцев в поисках лучшего, требования зафиксировать в особых грамотах размер оброка или барщины. Крестьяне открыто выступали против феодалов (разбой, поджоги, душегубство). Острая классовая борьба велась и в городах. Так называемый "черный посад" городские низы - не раз поднимался на восстания, протестуя против увеличения поборов, податей, усиления гнета. Развитие классовых противоречий заставляло господствующий класс феодалов действовать с большим единством, применять новые формы политических связей, усиливать государственный аппарат. Таковы основные предпосылки образования Русского централизованного государства. Важную роль в этом процессе сыграло внешнеполитическое положение русских земель, необходимость военного объединения перед лицом иноземных захватчиков, и особенно борьба с Золотой Ордой. Только объединившись, русские княжества сумели выиграть сражение на Куликовом поле, а в конце XV в. окончательно сбросить гнет монгольского владычества, продолжавшегося двести с лишним лет.

Процесс образования единого Российского государства выразился, во-первых, в объединении территорий ранее независимых государствкняжеств в одно - Московское великое княжество; а во-вторых, в изменении самого характера государственности, в преобразовании политической организации общества.

Объединение земель вокруг Москвы и Московского княжества начинается в конце XIII в. и заканчивается в конце XV в. - начале XVI в. В это время к Москве были присоединены Новгородская республика и Псков, Рязанское княжество, Смоленск и др. Иван III и его сын Василий III - великие князья Московские - стали именовать себя "государями всея Руси".

По мере складывания единого государства менялся и его характер. Определившиеся во второй половине XV в. - начале XVI в. процессы изменения политического строя не получили, однако, завершения одновременно с объединением земель Русского государства. Политический аппарат централизованного государства в полной мере сложился только во второй половине XVI в. В конце XV в. был принят первый судебник централизованного государства - Судебник 1497 г., положивший начало созданию общегосударственной системы права. Объединение русских княжеств произошло на территории, на которой в то время формировалась великорусская народность. Но наряду с русскими землями в состав государства вошли территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы. Централизованное Русское государство складывалось как многонациональное.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В ПЕРЕОД ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

В рассматриваемый период на Руси происходили довольно существенные изменения в формах феодальной собственности на землю и в правовом статусе основных группировок господствующего класса феодалов.

Класс феодалов подразделялся на несколько разрядов. Во главе иерархической лестницы стоял великий князь - крупнейший феодал, владевший дворцовыми и черносошными (чернотяглыми) землями. Дворцовые земли принадлежали князю и его семье непосредственно и зачастую раздавались приближенным за службу ("служни" земли). Крестьяне дворцовых земель несли оброк или барщину и управлялись дворцовыми слугами. Черносошные земли принадлежали князю как главе государства. Крестьяне этих земель несли тягло, повинности в пользу великокняжеской власти (государства) и управлялись его наместниками. Служилые князья (княжата) превратились (по мере подчинения их власти великого князя Московского) в крупных вотчинников, сначала вассалов, а затем подданных великого князя, обязанных ему службой. Бояре - крупные землевладельцы, вотчинники, также были вассалами великого князя, а затем - его подданными. Боярское землевладение уже к XV в. не совпадало с оставшимися от политической раздробленности границами удельных княжеств. Вассальные отношения с удельными князьями разрушались и заменялись службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти правовой статус бояр-вотчинников существенно изменялся: было ограничено, а затем и отменено "право отъезда" (переход от 1го князя к др.); вотчины стали приобретать характер условного землевладения (иначе говоря, устанавливалась зависимость владения вотчиной от службы великому князю); были сокращены их иммунитетные привилегии (ряд судебных дел о душегубстве, разбое, татьбе передавался из их ведения в суд княжеских наместников). Эти изменения привели к некоторому ограничению власти бояр, что еще не означало утрату ими привилегированного положения. Бояре - по-прежнему крупные землевладельцы, эксплуатировали крестьян, кабальных людей, холопов. Они были свободны от податей и повинностей, судили (за исключением некоторых дел) своих крестьян и управляли ими. Бояре входили в состав феодального совета при князе (так называемой Боярской думы), занимали важнейшие должности в системе управления государством и в вооруженных силах, имели привилегии в суде. Боярское звание ранее могло быть получено только по наследству. С изменением положения старой феодальной знати звание бояр стало придворным чином, жалуемым великим князем. Появились "введенные" бояре, окольничий (наиболее привилегированные бояре), принадлежность которых к верхушке феодальной знати устанавливалась князем. Другие слои феодалов имели чины думных дворян, думных дьяков, стольников, дворян московских и городовых, детей боярских и др.

Служилые люди - дворяне - владели землей на так называемом поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Дворянство становилось все более многочисленной группой господствующего класса, причем группой, теснейшим образом связанной с великокняжеской властью и становившейся ее важной политической опорой. Дворянство было крайне заинтересовано в укреплении власти единого государя, так как не могло само справиться ни с внутренними, ни с внешними врагами. Оно было заинтересовано в захвате новых земель и расширении предоставляемых ему "дач", в активизации развития торговли, появлении новых торговых путей, так как хозяйство среднего и мелкого феодала могло быть эффективным только в условиях связей с рынком, развития барской (господской) запашки, увеличения повинностей (что вело к усилению эксплуатации крестьян, прежде всего в дворянских хозяйствах). В последующем права дворян на землю (а равно и их политические привилегии) были значительно расширены.

К средним и мелким феодалам относились слуги вольные и дети боярские. Среднее и мелкое дворянское землевладение имело более прогрессивный и жизнеспособный по сравнению с боярско-княжеской вотчиной характер, о чем свидетельствовали многочисленные факты разорения бывших княжат и бояр, их долги, заклады земель, продажа их новым владельцам.

Монастыри и церковь - крупнейшие землевладельцы-вотчинники имели до трети всех частновладельческих земель в Русском государстве. Церковное и монастырское землевладение продолжало интенсивно развиваться на протяжении XIV-XV вв. Оно, как правило, не совпадало с границами отдельных княжеств. Духовенство, естественно, связывало свою политику с великим князем, поддерживало его стремление к политическому объединению Руси, укреплению государственного аппарата. Только великокняжеская власть могла помочь церковникам справиться с крестьянским движением. Крестьяне все чаще поднимались на борьбу, захватывали земли феодалов, убегали на окраины страны. Только сильная власть могла защитить интересы духовенства, создать необходимые условия для усиливавшейся эксплуатации непосредственных производителей. Но в то же время широкие привилегии, иммунитета церковных феодалов мешали централизации государства. В начале XVI в. определилась тенденция к некоторому их изменению, ограничению: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты государственных податей, из юрисдикции суда духовенства изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях (с передачей великокняжескому суду). Была сделана попытка ограничить дальнейший рост монастырско-церковного землевладения путем запрещения продажи монастырям земли или передачи ее "на помин души" без разрешения великого князя.

Городское население. Рост городов, ремесленного производства и торговли привел к увеличению численности городского населения и к усилению социальной дифференциации его состава. Верхушку городского (посадского) населения составляли купцы - гости (они вели иноземную торговлю), сурожане, торговавшие с Крымом, люди "суконной сотни" и др. "Лутчие" люди посада получали привилегии - освобождались от части государевых повинностей, создавали свои корпорации ("сотни", "ряды", у ремесленников - "улицы") с некоторыми правами самоуправления. Крупные купцы и ремесленники эксплуатировали городские низы, "черных", "молодших" людей. Часть торгово-ремесленных дворов была собственностью церковников. Население слобод, принадлежавших духовным и светским феодалам, не платило городского тягла (поэтому эти слободы и получили название "белых").

Крестьяне подразделялись на несколько основных групп: чернотяглые (черносошные), т.е. государевы, дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие. Чернотяглые крестьяне платили подати и несли другие натуральные повинности великому князю-государю. Их число постоянно и существенно сокращалось, так как они вместе с землей передавались, жаловались феодалам. Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов, имея от них земельный надел, за что собственники земли получали ренту, либо оброк (натуральный или денежный), либо барщину. Аналогичным было положение дворцовых крестьян. В рассматриваемый период происходит усиление эксплуатации крестьян, увеличение размеров оброка, барщины. Обеспечить выполнение этих повинностей феодалы могли лишь за счет усиления внеэкономического принуждения, укрепления государственного аппарата. При его помощи с середины XV в. начался процесс всеобщего закрепощения крестьян. Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян-старожильцев (находившихся в давней, длительной зависимости от феодала), серебренников (взявших в долг у господина деньги), затем в особых грамотах, жалованных великими князьями, был определен общий срок перехода крестьян - Юрьев день. При уходе крестьянин должен был уплатить определенную сумму - пожилое. В это время сохранялся институт холопства, но появилась новая группа - кабальные люди (попавшие в зависимость в связи с долгом).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ В ПЕРЕОД ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Во главе Русского государства стоял великий князь, именовавшийся начиная с конца XV в. "государем всея Руси". В начальный период объединения русских земель в одно государство великий князь был типичным монархом раннефеодального государства, хозяином в своей вотчине и первым среди равных ему удельных князей. Его власть определялась заключенными с вассалами договорами, ограничивалась широкими иммунитетными правами не только князей, но и бояр, и монастырей. По мере ликвидации политической самостоятельности отдельных княжеств и подчинения их Московскому великому князю его власть значительно усиливалась. Удельные князья и бояре постепенно превращались в подданных великого князя, сначала ограничивавшего, а затем полностью отменившего их иммунитет.

Великий князь не мог управлять государством без совета боярской аристократии - Боярской думы. Члены Боярской думы "жаловались" великим князем из среды княжеско-боярской аристократии, высших чинов дворцового управления (а с начала XVI в. - и из дворянства). Боярская дума была постоянно действовавшим органом, заседавшим регулярно и решавшим вместе с князем все основные вопросы управления, законодательства, внешней политики и суда.

На первом этапе создания централизованного государства продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой важную роль играл княжеский двор во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами ("путями"). Существовали конюший, стольничий, сокольничий и прочие "пути" под началом "путных" бояр. В их ведении находилось не только дворцовое управление, но и земли, угодья, деревни, приписанные к определенной отрасли. Население этих земель подчинялось "путным" боярам и в финансово-административном, и в судебном отношениях.

Начиная с конца XV в. стали возникать новые органы государства, получившие название приказов. Это название возникло в связи с тем, что боярину или дьяку (либо группе дьяков) давался приказ-поручение великого князя по какой-то отрасли управления, а те создавали штат из подьячих и других чиновников. Приказы имели определенные штаты, специальные <

Наши рекомендации