Составитель: Старший преподаватель Гусев В.А.

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Калининградский филиал

Кафедра государственных и уголовно-правовых дисциплин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По изучению

ПО ДИСЦИПЛИНЫ

«КРИМИНАЛИСТИКА»

Дисциплина для учебного плана направления подготовки (специальности) 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Профиль подготовки квалификация (степень) – бакалавр

Калининград - 2017

Составитель: Старший преподаватель Гусев В.А.

Методические рекомендации по дисциплине «Криминалистика» рассмотрен и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Калининградского филиала МФЮА

Протокол № «_________ »__ 2017 года

Содержание

1.Пояснительная записка …………………………………………………………..…4

2.Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………….9

3.Литература.……..………………………………………………………………......72

4.Вопросы к зачету и экзамену………………………………..……………..………75

5.Словарь терминов (глоссарий)………………………………………….…………79

Государственный образовательный стандарт специальности «Юриспруденция»:

Криминалистика

Понятие, предмет, методы криминалистики, криминалистическая идентификация и диагностика, криминалистическая техника, криминалистическая тактика, следственные ситуации, версии, дактилоскопия, трасология, габитология, судебная баллистика, судебная фотография, судебная видеозапись, почерковедение, техническое исследование документов, автороведение, организация и планирование расследования, взаимодействие при расследовании преступлений, использование специальных познаний при расследовании преступлений, Тактика осмотра места происшествия, освидетельствования, обыска, выемки, допроса, очной ставки, задержания, следственного эксперимента, проверки показаний на месте, методика расследования отдельных видов и групп преступлений, частные методики расследования.

1.Пояснительная записка:

Степень подготовленности выпускника юридических факультетов университетов к работе в полиции, прокуратуре, суде, адвокатуре в значительной степени зависит от того, как было поставлено преподавание криминалистики.

Студенты обязаны в совершенстве владеть научными методами и средствами, которые позволяют раскрывать преступления, как бы тщательно они не были завуалированы, разоблачать преступников, как бы они ни маскировались.

Криминалистика (от лат. crimen - преступление, criminalis - преступный)- динамично развивающаяся наука, чутко реагирующая на совре­менные достижения других областей науки и техники и вбирающая в себя все, что мо­жет способствовать разработке новых средств, приемов и методов раскрытия и рассле­дования преступлений.

Сам термин «криминалистика» был предложен Г. Гроссом в 1897 г. С момента своего зарождения криминалистика была предназначена ее основателем Г. Гроссом для того, чтобы сделать деятельность по раскрытию и расследованию преступлений наиболее оптимальной, научно-продуманной и технически оснащенной.

В направлении решения этой главной задачи отечественная криминалистика разви­валась с самого начала своего возникновения и развивается до сих пор.

Таким образом, общей и основной задачей криминалистики является содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью своими специфическими средствами и силами.

В развитии отечественной криминалистики общепринято выделять три этапа: этап ее ста­новления и накопления эмпирического материала (конец XIX в. - 1930-е годы XX в.), этап формирования частных криминалистических теорий (конец 1930-х - конец 1960-х годов) и, наконец, с конца 1960-х годов - этап формирования общей теории кри­миналистики и дальнейшего развития ее частных теорий.

Первый оте­чественный учебник криминалистики для юридических вузов в двух книгах вышел в 1935-1936. До войны вышел и второй учебник также в двух книгах - в 1938-1939.

С конца 90-х гг. про­шлого века до настоящего времени в криминалистической литературе проводится четкая грань между объектом и предметом криминалистики.

В настоящее время большинство ученых совершенно справедливо в криминалистике выделяют два объекта. В качестве одного из объектов познания науки криминалистики выделяют преступную (криминальную) деятельность лиц, подготавливающих, совершающих и скрывающих свои общественно опасные деяния , а в качестве другого - выделяют судебно-следственную практику или деятельность, которую все чаще называют криминалистической, по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Таким образом, криминалистика- область специфических научных знаний о преступной деятельности и ее антиподе - деятельности по выявлению, раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений. Выявляя закономерности этих видов деятельности, на базе их познания криминалистика разрабатывает средства и методы борьбы с преступностью.

Предмет криминалистики составляет совокупность объективных закономерностей, познание которых необходимо для успешного расследования и предотвращения преступлений. А именно, закономерности:

1. механизма преступления и возникновения информации о преступлении и его участниках,

2. собирания, исследо­вания, оценки и использования доказательств,

3. применениятехнических средств, тактических и методических рекомендаций при расследовании и предотвращении преступлений.

Таким образом, криминалистика– это наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках; закономерностях собирания и исследования доказательств, и, разрабатывающая на познании данных закономерностей технические средства, тактические и методические рекомендации расследования и предотвращения преступлений.

Криминалистика как никакая другая наука, своими знаниями обеспечивает надлежащий уровень квалификации будущих практи­ческих работников.

Основная цель преподавания криминалистики как учебной дисциплины: сформировать у студентов систему кри­миналистических знаний о преступлении и преступной деятельно­сти, методах и средствах раскрытия и расследования преступных посягательств. Достижение указанной цели возможно за счет решения следующих задач:

1. овладение знаниями в соответствии с требованиями программы курса;

2. формирование навыков криминалистического мышления;

3. выработку умения быстро раскрывать и расследовать преступле­ния, проводить эмпирические исследования.

Основная задача изучения криминалистики заключается в выработ­ке у студентов умений и навыков применения полученных знаний о специальных приемах, методах и средствах сбора, фиксации, исследо­вания и использования доказательств в процессе раскрытия, расследо­вания и предупреждения преступлений.

Достижение указанной цели и решение поставленных задач достигается путем проведения лек­ций и семинарских (практических) занятий, а также самостоятельно­го изучения студентами отдельных тем и необходимых источников.

Криминалистическая наука тесно связана с другими науками уго­ловно-правового комплекса, способствует более глубокому усвоению социологического содержания важнейших положений уголовного пра­ва, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминоло­гии и других юридических дисциплин.

При изучении данного предмета следует использовать рекомендован­ную литературу, современные публикации по криминалистической проблематике, журнальные статьи и газетный материал, законодатель­ные акты, ведомственные нормативные документы. При изучении особое внимание следует обращать на специальные криминалистические термины, понятия и определения.

Учебно-методический комплекс составлен по темам, предусмотренным го­сударственным стандартом по дисциплине «Криминалистика» для юридических вузов и содержит разделы: общая теория криминали­стики, криминалистическая техника, криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая методика). К каждому разделу имеются методические указания по его изучению.

Каждый раздел разбит на темы. Материал по каждой теме изло­жен в краткой форме и призван не подменять собой содержание лекций, учебников и другой литературы, а лишь ориентировать сту­дентов в направлениях самостоятельной работы, в основных поло­жениях изучаемой темы, подлежащих более глубокому изучению.

Лекции несут проблемный или обзорно-консультативный характер (первая лекция установочная, остальные читаются полностью по всем разделам курса) и широко освещают не только основы учебой дисциплины, но и новое в законотворчестве и практике раскрытия и расследования преступлений, то семинары проводятся в учебных группах по основным и наиболее сложным темам с целью углублённого изучения студентами теоретических вопросов и привития им навыков научного анализа правовых явлений.

На практических занятиях отрабатывается умение: провести юридический анализ конкретных ситуаций, возникающих в практике работы лиц, производящих расследование, принять обоснованное и тактически грамотное решение, а также правильно спланировать свои действия на том или ином этапе расследования.

На семинарских и практических занятиях уместны дискуссии, обмен мнениями, анализ допускаемых на практике нарушений. Преподаватель может на основе своих знаний и опыта смоделировать практическую ситуацию и предложить студентам попробовать найти правильное решение.

Для успешного проведения занятий необходима тщательная предварительная подготовка студентов к ним. Для этого необходимо основательно изучить материал соответствующего раздела учебника, а также ознакомиться с учебными пособиями, указанными в списке литературы в данной программе, использовать материал, полученный на лекциях по курсу «Криминалистика».

Важно определить наиболее сложные вопросы темы, посмотреть для их усвоения дополнительный библиографический материал. К каждой теме приведены контрольные вопросы и список лите­ратуры для подготовки к зачету и экзамену, семинарским (практи­ческим) занятиям.

Готовясь к семинарскому занятию, студент должен определить примерный объем темы, выделить наиболее сложные вопросы и посмотреть по ним дополнительный материал, ознакомиться с перечнем законодательных актов и литературных источников в целом по всей теме. При решении задач по данной дисциплине студент должен выработать свою линию, умело, используя нормы необходимых в данном случае законов. Если возникают сомнения, студенты могут обратиться за консультацией к преподавателю. Консультации являются одной из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в изучении учебного материала. Они проходят регулярно и носят индивидуальный характер.

Серьезная форма изучения криминалистики - самостоятельная работа студентов с нормативными и литературными источниками, а также методическими указаниями и выполнение, по результатам их изучения, устных и письменных работ. Формами текущего контроля за самостоятельной работой студентов являются проверки 1. грамотности написания фрагментов протоколов описания следов и иных объектов, 2. составления протоколов следственного действия с учетом тактических особенностей последних и иных документов, 3. подготовки докладов согласно пла­нам проведения семинаров.

Для студентов, которых особенно заинтересовал тот или иной вопрос курса, предусмотрена такая форма научного исследования как курсовая или дипломная работа. Исследование в форме курсовой или дипломной работы проводится под руководством преподавателя. В учебно-методическом комплексе изложена примерная тематика курсовых и дипломных работ и методические указания по их выполнению. Кроме того, примерный перечень тем имеется на кафедре. Студент, посоветовавшись с преподавателем, может выбрать одну из предложенных тем, разработав затем план самостоятельного исследования, определив вместе с преподавателем сроки выполнения работы.

По темам малоразработанным в науке, либо представляющим определенные трудности при реализации на практике, студентами могут быть подготовлены научные рефераты, руководство которыми осуществляет преподаватель.

Лучшие работы могут быть представлены на ежегодной весенней научно-практической конференции студентов, а также конференциях внешних ВУЗов.

Итоговым контролем является экзамен. Его цель - проверка теоретических знаний студентов и навыков применения этих знаний при решении повседневных ситуаций, возникающих в работе лиц, производящих раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Данный комплекс завершается списком вопросов к зачету и экзамену.

Первой задачей изучение дисциплины является практическое освоение криминалистических средств и методов, используемых в раскрытии и расследовании преступлений. В этой связи необходимо показать ведущую роль криминалистики в работе с информацией о событии преступления. Учащиеся должны усвоить, что знание криминалистики и умелое использование ее возможностей является непременным условием профессиональной подготовки.

Вторая, не менее ответственная задача состоит в том, чтобы научить учащихся правильно распознавать по следам и другим последствиям преступления личность и характер преступника, уме­ло использовать криминалистически значимую информацию в его розыске и установлении состава преступления.

Третья задача - овладение тактическими приемами произ­водства следственного осмотра, обыска, допроса, иных следствен­ных действий, а также методикой расследования отдельных видов преступлений.

Изучив раздел I. слушатели должны знать:

1. предмет, систему, задачи и методы советской криминали­стики;

2. теоретические основы криминалистической идентифика­ции и диагностики, установления групповой принадлежности в криминалистике.

Уметь:

1. использовать теоретические знания раздела;

2. владеть и применять в практической деятельности мето­дику криминалистической идентификации, диагностики и ус­тановления групповой принадлежности.

Изучив раздел II. слушатели должны знать:

1. современные технические средства, используемые подраз­делениями органов внутренних дел в процессе раскрытия, рас­следования и предотвращения преступлений;

2. классификацию признаков внешнего облика человека;

3. механизм образования и классификацию следов;

4. методы и способы обнаружения, осмотра, фиксации и изъятия следов;

5. характеристику и классификацию огнестрельного и хо­лодного оружия, следов его применения;

6. способы подделки документов;

7. основные положения криминалистического исследования рукописных и машинописных текстов, методы технико-криминалистического исследования документов;

8. систему и виды криминалистической регистрации (криминалистических учетов).

Уметь:

1. владеть всеми технико-криминалистическими средствами и приемами обнаружения, изъятия и фиксации следов преступ­ления и преступника; предотвращения преступлений; фикса­ции хода и результатов следственных действий;

2. обнаруживать, осматривать, фиксировать и изымать раз­личные следы преступлений и преступника, вещественные до­казательства, описывать их в протоколе следственного дейст­вия и эффективно использовать в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений;

3. описывать человека по методу "словесного портрета", со­ставлять ориентировки для розыска лиц, пропавших без вести или совершивших преступления, а также неопознанных тру­пов;

4. выявлять признаки подделки документов, использовать признаки почерка и письменной речи для установления лично­сти исполнителя документа;

5. пользоваться всеми видами криминалистических учетов.

Изучив раздел III. слушатели должны знать:

1.общие положения и задачи криминалистическойтактики;

2.понятие и виды криминалистических версий;

3.понятие, значение и виды планирования расследования преступлений;

4.тактические и организационные основы производства от­дельных следственных действий.

Уметь:

1. выдвигать криминалистические версии и осуществлять их проверку;

2. использовать тактические приемы при производстве отдельных следственных действий;

3. подготавливать, планировать, организовывать и проводить следственные действия;

4. фиксировать ход и результаты следственных действий, в том числе и с использованием технико-криминалистических и иных средств.

Изучив раздел IV, слушатели должны знать:

1. систему и задачи криминалистической методики;

2. понятие, структуру криминалистической характеристики преступления и ее значение:

3. методику планирования и организацию расследования отдельных видов преступления.

Уметь:

1. давать криминалистическую характеристику отдельным видам преступлений;

2. выдвигать и планировать проверку следственных версий по отдельным видам преступлений, планировать расследование;

3. использовать современные достижения психологии, криминологии, социологии при организации расследования преступления;

4. выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления и принимать меры к их предотвращению.

2.Методические рекомендации по изучению дисциплины

Действующая программа курса криминалистики включает: “Предмет, система, задачи и методы криминалистики”, “Криминалистическая идентификация и установление групповой принадлежности”, “История криминалистики, ее возникновение, развитие и современное состояние”, “Криминалистическая техника”, “Криминалистическая тактика” и “Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступления”.

Внимательное ознакомление студентов с программой - важное условие успешного освоения ими курса криминалистики. Она дает полное представление о курсе в целом - его предмете и системе, тематическом содержании, круге вопросов по каждой теме, последовательности изложения материала. Изучение курса криминалистики должно быть тесно увязано с задачами укрепления законности и правопорядка, бескомпромиссной борьбы с преступностью.

Студентам рекомендуются новые учебники: Криминалистика/Под ред. В.А. Образцова. - М.: Юрист,2011; Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования/Под ред. Т.В. Аверьяновой и Р.С. Белкина. - М.: Новый юрист, 2007; Криминалистика/Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. - М.: Юрид. лит., 1993; Белкин Р.С. Криминалистика: Проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. - М.: Юрид. лит., 1987; Успех изучения курса криминалистики во многом зависит от того, насколько систематически и регулярно студент работает над учебным материалом.

Теоретический материал необходимо усваивать не отвлеченно, а в неразрывной связи с практикой, опытом работы органов дознания, следствия и суда, с задачами правоохранительных органов на современном этапе.

Раздел 1.

РАЗДЕЛ II

Криминалистическая техника

Тема3.Общие положения криминалистической техники. Криминалистическая фотографии, видеоаудиозапись.

Криминалистическая техника как раздел криминалистики представляет систему теоретических положений и принципов разработки и применения научно - технических средств и методов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования информации о расследуемом событии, а также технических средств и способов предупреждения преступлений.

Криминалистическая техника возникла на основе использования естественных технических наук в целях расследования преступлений.

Методы физики, химии, биологии и других наук приспосабливались для исследования вещественных доказательств и разрешения задач уголовного судопроизводства. Наряду с этим разрабатывались и специальные криминалистические приемы и технические средства. В целом криминалистическая техника использует данные естественных и технических наук.

Применяется криминалистическая техника в предусмотренных законом следственных действиях, а также при проведении экспертных исследований. Применение ее фиксируется в протоколах следственных действий или заключении эксперта. Если же криминалистическая техника применялась в следственных действиях без соблюдения предусмотренных законом правил, результаты такого применения не будут иметь доказательственного значения.

В настоящее время криминалистическая техника состоит:

1. общие положения;

2. криминалистическая фотография и видеозапись;

3. криминалистическая трасология;

4. криминалистическое оружеведение;

5. криминалистическая габитология;

6. криминалистическая документология;

7. криминалистические учеты.

Криминалистическая техника включает в себя также:

1. учение о следах запаха человека (одорология);

2. об установлении человека по голосу (фоноскопия);

3. о криминалистическом исследовании материалов, веществ и изделий.

Классификация технико - криминалистических средств производится по различным основаниям:

1. источнику происхождения;

2. субъекту применения;

3. назначению.

В зависимости от источника происхождения и степени приспособления к нуждам судопроизводства технико - криминалистические методы и средства делятся на три группы:

1. методы и средства, разработанные в криминалистике специально для собирания и исследования розыскной и доказательственной информации;

2. методы и средства заимствованные криминалистикой из других отраслей науки и техники, но приспособленные для решения технико - криминалистических задач;

3. методы и средства, которые заимствованы криминалистикой из других отраслей науки и техники и применяются без каких - либо конструктивных изменений.

По субъекту применения криминалистической техники они подразделяются: средства, рассчитанные на применение следователем и средства, применяемые работником дознания.

По целям применения выделяются:

1. средства, используемые для поисковых целей;

2. средства, фиксации и изъятия объектов;

3. средства, исследования объектов;

4. технико - криминалистические следообразующие вещества.

Средства поиска невидимых, маловидимых и микроскопических объектов предназначены для обнаружения следов пальцев, волокон одежды, пыли, волос и других микрочастиц.С этой целью применяется:

1. криминалистическая лупа с подсветкой;

2. порошки сажи, графита, алюминия, восстановленное водородом железо;

3. пары йода.

Для поиска микрообъектов используются:

1. лупы с большим увеличением;

2. ультрафиолетовые осветители УК - 1 (с автономным питанием);

Средства поиска металлических объектов предназначены для обнаружения холодного и огнестрельного оружия, пуль, гильз и других металлических предметов. Наиболее широкое распространение получили:

1. магнитный искатель - подъемник;

2. миноискатель;

3. электронный металлоискатель "Гамма";

Что же касается средств, предназначенных для фиксации и изъятия объектов, то к ним можно отнести липкие ленты (дактилоскопические) как прозрачные, так и темные. Слепочные материалы:

1. гипс;

2. силиконовая паста;

3. пластилин;

4. слепочные массы, применяемы в зубопротезной практике.

Фотографическая, и видеозаписывающая аппаратура применяется в криминалистике для запечатления следов на месте происшествия, при обыске и выемке и др.

Аппаратура магнитной звукозаписи. Она находит применение в беседе со свидетелями - очевидцами на месте происшествия, потерпевшим, при допросе, при проверке показаний на месте и в некоторых других случаях.

Исследование обнаруженных объектов бывает двух видов:

1. предварительное;

2. экспертное.

Из технических средств при предварительном исследовании используются:

1. лупы криминалистические;

2. линейки, рулетки, циркуль, штангенциркуль и другие измерительные предметы и инструменты;

3. приспособления для составления композиционных портретов разыскиваемых лиц;

4. ртутно - кварцевые лампы и электронно - оптические преобразователи;

5. набор для экспресс - анализа наркотических веществ;

6. прибор для обнаружения при осмотре транспортных средств признаков изменения заводских номеров.

В процессе экспертных криминалистических исследований применяются:

1. унифицированная лабораторная репродукционная установка, предназначенная для фотографирования и исследования следов рук, взлома, документов и других объектов;

2. микроскоп сравнительный криминалистический (МСК) для исследования мельчайших следов на пулях, гильзах, патронах и других объектах (позволяет не только выявлять следы, но и проводить оптическое совмещение);

3. прибор оптического наложения, предназначенный для исследования бумажных и металлических денег, оттисков печатей и штампов, бланков документов и других подобных объектов;

4. установка предназначена для отстрела огнестрельного оружия, поступившего на исследование и другие.

В составе экспертно - криминалистических подразделений функционируют физико - химические, пожаро - технические и другие лаборатории. Они также оснащены специальными приборами, позволяющими проводить экспертиз вещественных доказательств. В названных лабораториях применяются различные методики (спектральный анализ, люминесцентный анализ, электроанализ и др.).

Следы рук человека

Следы рук человека традиционно занимают первое место в группе следов - отображения. Объясняется это тем, что в процессе подготовки и совершения преступления человек чаще всего прикасается руками к различным объектам. Существует образное выражение, что собственная рука преступника - его злейший враг. Это связанно с двумя обстоятельствами:

1. следы рук чаще всего остаются на месте преступления;

2. позволяют кротчайшим путем изобличить преступника.

Марк Твен еще в 1882 году в романе "Жизнь на Миссисипи" описал поиск преступника по сохранившемуся на месте преступления следу пальца, оставленному на месте происшествия.

В следах рук (пальцах и ладонях) содержится информация, которая позволяет установить конкретного человека, что упрощает выяснение ряда обстоятельств содеянного. Эта возможность обусловлена индивидуальностью строения кожи пальцев и ладоней рук (такие же свойства имеют пальцы и ступни ног человека).

В трасологии изучением строения кожных узоров пальцев и ладоней рук с целью их использования для идентификации человека, розыска, регистрации преступников, решения других задач занимается специальная отрасль криминалистики, называемая дактилоскопией.

Ладонная поверхность руки содержит несколько групп признаков, позволяющих идентифицировать человека:

1. флексорные линии;

2. "белые линии" (сгибательные);

3. папиллярные линии;

4. тонкие линии;

5. рубцы (шрамы);

6. поры.

Флексорными линиями называются крупные складки кожи, образующиеся в местах сгиба ладони и между фалангами пальцев. Четкость их образования зависит в определенной степени от развития некоторых мышц, поэтому их принято считать непостоянными складками. Данные следы рекомендуется использовать в качестве ориентирующих и вспомогательных признаков. Кроме того, по краям флексорных линий имеются многочисленные микродетали - выступы, впадины. Микроскопический анализ именно этих признаков превращает флесорные линии в важный источник идентификационной информации.

"Белые линии" - это мелкие складки кожи (морщинки), которые расположены на ладонной поверхности руки и на фалангах пальцев.

Анатомическая природа "белых линий" до настоящего времени не выяснена. Предполагают, что они образуются под влиянием движения мышц в тех местах, где слабо развита подкожно - жировая клетчатка. На ногтевых фалангах белые линии встречаются реже. На пальцах правой руки - чаще, чем на левой, на больших пальцах - чаще, чем на других.

Около 80% белых линий сохраняются долго, не меняя размеров и формы, но в ряде случаев такие линии в течение одного - двух месяцев могут появиться, исчезнуть или изменить свои форму и размеры. Отсутствие у белых линий свойств устойчивости вынуждает использовать их для идентификации.

Папиллярные линии. Это линейные возвышения, очень небольшие по высоте и ширине. Они располагаются по всей ладонной поверхности и разделяются мелкими бороздками (углублениями) шириной от 1,2 до 0,4 мм. Общая площадь ладонной поверхности кисти рук у взрослого человека достигает 400 - 450 мм в квадрате. Общая длина папиллярных линий на ладонных поверхностях достигает 50 метров. Папиллярные линии изгибаются и образуют сложные построения, называемые папиллярными узорами.

Пальцевые узоры в виде их оттисков в давние времена использовали в качестве подписи многие народы, главным образом в странах Востока и Китая.

Научное обоснование отожествления (идентификации) человека по следам рук непосредственно связано с анатомическими особенностями строения кожного покрова человека.

Кожу пальцев и ладоней рук человека характеризуют следующие основные свойства: индивидуальность; относительная неизменяемость; восстанавливаемость; возможность классификации; способность отпечатываться на предметах.

Самое значимое их свойство - это индивидуальность, обуславливающая их неповторимость. Даже у однояйцевых близнецов, совокупность деталей в строении кожных покровов никогда не повторяется. За сто последних лет в мировой практике не выявлено ни одного случая совпадения кожных узоров у разных людей. Более того, мелкие особенности папиллярных узоров в совокупности создают комбинации - макруструктуру, неповторимую даже на разных пальцах одного человека. Поэтому при идентификации криминалисты активно используют не только макруструктуру папиллярного узора, но и микроструктуру, выражающуюся в особенностях строения папиллярных линий (эджескопия) и пор (пороскопия).

Поры имеются на любой части тела человека, но больше всего их содержится в папиллярных линиях. На папиллярной линии длиной около одного сантиметра находится от 9 до 18 пор. Важный признак - форма пор - при следообразовании отображается стабильно.

При идентификационных исследованиях пор изучаются их общие и частные признаки. К общим признакам относятся: количество пор на определенном локализованном участке папиллярных линий. К частным: форма; диаметр; размер; расположение лучей и некоторые другие.

Папиллярные узоры поддаются классификации. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Большинство папиллярных узоров на конечных фалангах состоят их трех токов линий. Один находится в центральной части узора и образует внутренний рисунок. Два других - верхний и нижний, огибают внутренний рисунок сверху и снизу. Участок узора, где эти потоки сближаются, напоминают букву " дельта " из греческого алфавита, в результате чего этот участок узора получил название - дельта.

В зависимости от количества потоков папиллярных линий, формы внутреннего рисунка, по принятой в России классификационной системе, папиллярные узоры пальцев рук делятся на три группы:1. дуговые; 2. петлевые; 3. завитковые.

Дуговые узоры встречаются приблизительно у 5% людей. Это наиболее простые по своему строению узоры. Они состоят из не более двух потоков папиллярных линий, которые берут начало у одного бокового края пальца и идут к другому, образуя в средней части узора дугообразные фигуры. В дуговых узорах отсутствует внутренний рисунок и дельта.

Петлевыми узорами обладает 69% людей. Этот тип узоров состоит не менее чем из трех потоков линий, имеет одну дельту, а их внутренний рисунок содержит, как минимум, одну папиллярную линию в виде свободной петли, состоящей из головки, ножек и открытой части. Петлевые узоры, в зависимости от положения открытой части, подразделяются на мизинцевые (ульнарные) и большие (радиальные).

Завитковые узоры (имеются более, чем у 30 % людей) характеризуются более сложным по сравнению с дуговыми и петлевыми узорами строением.

Так, как они имеют три потока папиллярных линий, центральный из которых имеет форму круга, овала, спирали, петли - спирали, систему петель, огибающая одна другую, и иные не менее сложные образования.

Характерной особенностью для завиткового узора является наличие в нем не менее двух дельт, одна из которых расположена слева, а другая - справа от внутренней части узора.

Кроме общего строения, в каждом узоре обнаруживается множество частных (мелких) морфологических образований, наличие которых позволяет отличить один тип узора от другого.

К таким частным признакам папиллярного узора относятся: начало и окончание линий; разрывы и разветвления линий; мостики; глазки; обрывки; точки; изломы и изгибы; выпуклости и вогнутости.

Возможность классификации папиллярных узоров послужила основой для теоретических и практических разработок, успешно используемых в борьбе с преступностью.

Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов

1. Физические методы основаны на использовании различных свойств веществ: оптических - люминесцентный анализ; молекулярных - порошки и жидкие красители; адгезии - термическое вакуумное напыление; электростатических - электростатическая потенциалография.

2. Химические методы выявления невидимых следов рук заключается в обработке предмета химическими соединениями и веществами, вступающими в реакцию с потожировыми выделениями, что позволяет делать следы видимыми.

Наиболее часто для выявления следов применяется водный раствор (2,5 - 10 %) азотнокислого серебра (ляпис) или нингидрина в ацетоне (0,2 - 0,8 %). Вместо нингидрина с успехом может быть применен аллоксан (1 - 1,5 % в ацетоне).

Обработанные раствором участки (бумаги, фанеры, картона) подвергаются нагреву (в лучах солнца, под электролампой). Следы, обработанные азотнокислым серебром, приобретают коричневую или черную окраску; нингидрином - розово - фиолетовую, аллаксаном - оранжевую.

После проявления следов нингидрином или аллаксаном их обязательно нейтрализуют 1,5 % раствором нитрата меди в ацетоне, чтобы прекратить реакцию и предотвратить от потемнения фон.

К физико - химическим методам относятся: использование паров йода; обугливание органических веществ наслоения; авторадиография.

На коже человека следы папиллярных узоров могут быть выявлены в пределах 20 - 30 минут после их возникновения, что делает подобную ситуацию маловероятной в условиях расследования

На коже трупа следы рук можно обнаружить лишь в тех случаях, когда они оставлены после наступления трупный изменений, в частности, охлаждения тела до температуры окружающей Среды.

С объемных следов рук (на сургуче, пластилине) могут быть получены слепки с использованием полимерных соединений: паста "К и др.

Следы ног

Следы ног человека приобретают значение в качестве доказательств по делу в тех случаях, когда они найдены на месте происшествия (например, при поджогах, убийствах, кражах, при переходе через границу, в случаях контрабанды и т.д. ). По ним можно судить о количестве лиц, находившихся на месте происшествия, характере совершаемых ими действий, путях подхода и ухода с места преступления, в некоторых случаях приблизительно судить о времени происшествия - до выпадения осадков или после.

По следам ноги можно получить поисковую и доказательственную информацию.

1.

Наши рекомендации