Статья 15 подкуп национальных публичных должностных лиц
Подпункт (b)
Каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно:
b) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.
а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи
122. Частью первой статьи 290 УК установлена ответственность за получение взятки должностным лицом лично или через посредников за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе, которые рассматриваются как преимущества нематериального характера (см. Приложение II).
123. Ответственность должностного лица за совершение незаконного действия предусмотрена частью третьей данной статьи. Пунктом "б" ч. 5 ст. 290 УК предусмотрена ответственность за получение взятки, совершенное с вымогательством.
124. В соответствии с примечанием к статье 285, УК субъектом уголовного преступления - получения взятки, предусмотренного статьей 290 УК, может быть должностное лицо, т.е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (см. Приложение II).
125. Статьей 291.1 УК предусмотрена самостоятельная ответственность за посредничество во взяточничестве.
126. Как и в отношении статьи 15 (а), Понятие взятки закреплено в части 1 статьи 290 УК (деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера). По смыслу закона предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).
127. Вымогательство означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. По данному пункту также имеется соответствующая судебная практика (см Приложение II).
128. За случаи получения взятки высокопоставленными должностными лицами (лицами, занимающими государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации), а равно главой органа местного самоуправления, предусмотрена самостоятельная уголовная ответственность в соответствии с частью четвертой статьи 290 УК.
129. Квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность взяточничества (вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой и др.), учитываются при юридической оценке действий соучастников получения взятки, если эти обстоятельства охватывались их умыслом (части пятая и шестая статьи 290 УК).
130. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений - по части третьей статьи 290 УК и соответствующей статье УК (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств и т.п).
131. Специальная уголовная ответственность за пассивный подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов предусмотрена в частях третьей и четвертой статьи 184 УК.
132. Российская практика также признает в качестве уголовно наказуемых деяния, связанные с пассивным подкупом, когда взятка передается третьему лицу (не самому чиновнику). Согласно пункту 9 Постановления № 6, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
133. Кроме того, в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к коррупции, в частности, относится совершение преступления в виде получения взятки в интересах юридического лица. Также имеются примеры соответствующей судебной практики (см. Приложение II).
134. Статистические данные по числу расследований, судебных преследований и осуждений оправданий, имеющих отношение к имплементации данного положения Конвенции в целом по России, содержатся в Приложение III.
b) Комментарии в отношении осуществления статьи
135. Российская Федерация заявила о принятии и осуществлении вышеупомянутого положения, ссылаясь на статью 290 (Получение взятки) УК, в которой установлена ответственность за получение взятки должностным лицом лично или через посредников за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе, которые рассматриваются как преимущества нематериального характера, а также статью 184 (Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов) УК.
136. По результатам странового визита Российской Федерацией были предоставлены примеры практической реализации положений о пассивном взяточничестве в интересах третьих лиц (Определение Конституционного Суда N 331-О-О) (см. Приложение II).
137. Проанализировав представленную Российской Федерацией информацию эксперты, проводящие обзор, отметили, что Российская Федерация в целом исполнила требование пункта «b» статьи 15 Конвенции по криминализации пассивного взяточничества.