Статья 15. подкуп национальных публичных должностных лиц

Подпункт (a)

Каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно:

а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

а) Резюме информации, касающейся обзора хода осуществления статьи

102. В части первой статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) (см. Приложение I) установлена ответственность за дачу взятки должностному лицу лично или через посредника. Определение должностного лица предусмотрено в примечании 1 к статье 285 УК, согласно которому должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. (см. Приложение I). На основании Постановления Пленума Верховного Суда от 10.02.2000 № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (далее Постановление № 6), к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями) (см. Приложение II).

103. В квалифицированном составе (часть третья статьи 291 УК) предусмотрена ответственность за дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

104. Понятие взятки закреплено в части 1 статьи 290 УК (деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера) (см. Приложение I). Согласно пункту 9 Постановления №6 по смыслу закона предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера (нематериальная взятка), оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п.). Получая ту или иную выгоду имущественного характера, должностное лицо не приобретает имущество, а фактически избавляется от материальных затрат. При этом не имеет значения – существует ли какая-либо объективная стоимость такой услуги, предоставляемой взяткодателем. В ряде случаев, когда получаемое или полученное должностным лицом нематериальное преимущество не подлежит денежной оценке, такие действия можно рассматривать в контексте преступления в виде злоупотребления должностными полномочиями, предусмотренного статьей 285 УК Российской Федерации.

105. По аналогии с пунктом 9 Постановления № 6 (см. Приложение II), если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия взяткодателя являются уголовно наказуемыми и должны быть квалифицированы как дача взятки в соответствии со ст. 291 УК России.

106. Пунктом 11 Постановления № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" установлено, что не может образовать состав покушения на дачу взятки явно высказанное намерение лица дать (получить) взятку, т.е. "обещание" (см. Приложение II). Данное деяние квалифицируется как приготовление к совершению преступления (часть первая статьи 30 "Приготовление к преступлению и покушение на преступление" УК) (см. Приложение I).

107. Согласно части второй статьи 30 УК уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению, за совершение которых максимальное наказание не более десяти лет лишения свободы (тяжкое) и свыше десяти лет лишения свободы (особо тяжкое). Дача взятки должностному лицу (часть первая статьи 291 УК) относится к категории преступлений небольшой тяжести, поскольку предусматривает наказание до двух лет лишения свободы. Дача взятки в значительном размере (часть 2 ст. 291 УК) относится к категории преступлений средней тяжести (наказание до трех лет лишения свободы). Совершение данного деяния за заведомо незаконные действия (бездействие) в пользу лица дающего взятку (либо представляемых им лиц), согласно части третьей статьи 291 УК, относится к тяжкому преступлению, так как предусмотренное в санкции данной статьи наказание - до восьми лет лишения свободы.

108. Следовательно, ответственность за обещание активного подкупа предусмотрена в квалифицированных составах преступления, предусмотренных частями 3-5 статьи 291 УК (в случае обещания взятки за незаконные действия или в крупном размере (свыше 150 тыс. рублей) или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или в особо крупном размере).

109. Кроме того, самостоятельная ответственность за обещание или предложение посредничества при взяточничестве предусмотрена ч. 5 ст. 291.1 УК (см. Приложение I).

110. Kасательно криминализации предложения взятки, в российском праве преобладает позиция, в соответствии с которой пассивное предложение есть обнаружение умысла не влекущее (согласно классическому принципу уголовного права о ненаказуемости мыслей), уголовной ответственности до тех пор, пока оно не переросло в действия по созданию условий для передачи взяткодателем предмета взятки в будущем (приготовление к даче взятки), либо конкретную попытку передачи предмета взятки взяткополучателю (покушение на дачу взятки).

111. Если предложение указанного характера завершилось исполнением высказанных намерений – дачей взятки, то содеянное квалифицируется как оконченное преступление, предусмотренное соответственно статьями 204 или 291 УК. В случае, когда за предложением о даче взятки данное действие не состоялось по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе.

112. Также предложение дачи взятки может рассматриваться как осуществление посредничества во взяточничестве. Данный вывод следует из части первой статьи 291.1 УК, согласно которой посредничеством во взяточничестве является непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

113. Помимо вышеизложенного специальная уголовная ответственность за активный подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов предусмотрена в частях первой и второй статьи 184 УК.

b) Комментарии в отношении осуществления статьи

114. Эксперты, проводящие обзор отметили, что в целом УК охватывает большинство основных элементов состава преступления описанного в пункте «а» статьи 15 Конвенции.

115. Обозревающие эксперты подчеркнули, что в Российской Федерации:

- ответственность за обещание активного подкупа (дачи взятки) установлена в квалифицированных составах преступления, предусмотренных частями 3-5 статьи 291 УК (в случае предусмотренных частями 3-5 статьи 291 УК (в случае обещания взятки за незаконные действия или в крупном размере (свыше 150 тыс. рублей) или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или в особо крупном размере).

- криминализированы, как дача взятки лично или через посредника за законное (в рамках закона) исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей, так и дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

- понятие «взятка» в уголовном законодательстве РФ охватывает неправомерную выгоду имущественного характера;

- определение «должностного лица» не являясь дословным воспроизведением определения Конвенционного термина «публичное должностное лицо», по мнению экспертов в целом отвечает целям Конвенции, отражая его суть.

116. В ходе странового визита эксперты, проводящие обзор, отметили, что такие элементы состава взятки, предусмотренные статьей 15 (а) КПК как «предложение» и «обещание» неправомерного преимущества не были ясно закреплены в формулировке статьи 291 УК. Представители РФ отметили, что данные элементы закреплены в положениях Общей части УК, касательно приготовления к совершению преступления (даче взятки) (статья 30 УК). В русском языке терминами «обещание» и «предложение» охватываются случаи одностороннего выражения намерения что-либо совершить.

117. В соответствии с Руководством для законодательных органов по осуществлению Конвенции ООН против коррупции (далее Руководство) под обещанием понимается достижение договоренности о передаче (получении взятки). Такого рода действия в российском законодательстве именуются сговором и оцениваются как частный случай приготовления.

118. В соответствии с Руководством в Конвенции под предложением понимается одностороннее намерение что-либо совершить. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. устанавливает, что явно высказанное намерение лица дать (получить) взятку, т.е. «обещание» не может образовать состав покушения (т.е. согласно российскому праву конкретную попытку передачи предмета взятки взяткополучателю) на дачу (получение) взятки. Данное деяние квалифицируется как приготовление к совершению преступления. По результатам странового визита отдельно РФ предоставила примеры дел о покушении на взятку должностному лицу (3 ст. 30 и ч. ст. 291 УК) где лица осуществляли умышленные действия непосредственно направленные на дачу взятки и преступления не были доведены до конца по независящим от этих лиц обстоятельствам. Предложение взятки не предполагает соглашение между сторонами. Установление уголовной ответственности в отношении «обещания», как приготовления к совершению преступления зависит от степени общественной опасности и того, насколько такое обещание является созданием условия для совершения преступления. Расширение криминализации за пределы данной оценки может повлечь чрезмерное наказание и уголовные санкции в отношении частных переговоров, что согласно представителям РФ не являлось намерением российских законодателей. Представители РФ также сделали ссылку на принцип, содержащийся в статье 30 (9) КПК согласно которому определение преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей КПК, входит в сферу внутреннего законодательства каждого Государства-участника, а уголовное преследование и наказание за такие преступления осуществляются в соответствии с этим законодательством.

119. Принимая во внимание разъяснения российских властей, обозревающие эксперты вместе с тем отметили необходимость продолжать усилия относительно разработки разъяснений с целью четкого разграничения предложения и обещания взятки.

120. Также обозревающие эксперты обратили внимание на то, что в соответствии с частью 2 статьи 30 УК, уголовная ответственность может наступить только за приготовление к тяжким или особо тяжким преступлениям, максимальное наказание за которые не может превышать 10 лет лишения свободы (тяжкое преступление) и более 10 лет лишения свободы (особо тяжкое преступление). Уголовная ответственность за обещание взятки предусмотрена в УК только за преступления, предусмотренные в соответствии с пунктами 3-5 статьи 291 УК (дача взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий; дача взятки в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере). Таким образом, обозревающие эксперты отметили необходимость искать пути обеспечения применения статьи 30 УК по криминализации приготовления преступления не только к тяжким и особо тяжким преступлениям, но и к преступлениям, по крайней мере, средней тяжести, включая основные составы активного взяточничества.

121. Одним из вопросов, поднимавшихся во время визита, было применение положений об активном взяточничестве к случаям, когда неправомерное преимущество предназначается в пользу третьей стороны (третьей стороны-выгодоприобретателя). В ходе странового визита российские власти сообщили о последней судебной практике в этой области и отметили, что в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, Верховному суду РФ рекомендовано обобщить судебную практику и подготовить разъяснение по применению законодательства в таких случаях.

Наши рекомендации