Составьте логическую схему базы знаний и терминологический словарь.

2. Вопросы для подготовки к экзаменам:

Какие предпосылки вызвали отмену крепостного права?

Как готовилась крестьянская реформа, какие позиции сталкивались в Главном комитете по крестьянским делам и губернских дворянских комитетах?

Каковы основные черты крестьянской реформы 1861 г.?

Какой смысл имели понятия: "временно-обязанные", "минимальные, максимальные и царственные наделы", "выпускные платежи", "отрезки"?

Каковы основные черты земской и городской реформ?

Каковы основные различия в судебной системе до и после 1864 г.?

Какую роль играли в судебном процессе присяжные заседатели?

Каковы основные черты военной реформы?

Что произошло 1 марта 1881 г.? Каковы последствия этого события?

В чем заключались контрреформы Александра III?

Что общего и в чем различия в характеристике личностей и политики Александра II, Александра III, Николая II?

Каковы важнейшие черты развития права в период "неоабсолютизма"?

Какие либеральные партии возникли в России в начале XX в.? Каковы их

программы?

Какие возникли крайне правые, черносотенные организации? Чего они

добились?

Что общего и чем различаются разные социалистические партии?

Чем было вызвано издание Манифеста 17 октября? Какое он имел значение?

Каковы были полномочия I и II Дум, причины их конфликта с царем?

С какими программами выступили разные политические партии в 1917 г.?

Какую позицию заняли разные политические силы во время выступления

генерала Корнилова?

3. Темы рефератов (факультативно):

Крестьянская реформа 1861 г. Ее предпосылки. Споры вокруг нее [4] 107-110, [6] 107-117, [7] 189-195, [10] 83-84.

Земская реформа Александра II. Дайте ее характеристику [4] 113-114, [6] 117-119.

Судебная реформа. Почему ее считают самой радикальной из реформ Александра II? [4] 110-112, [6] 119-120, [7] 200-206, [10] 84-87.

Дайте сравнительную характеристику личностей и политики Александра II, Александра III, Николая II. [4] 106-107, 117, 120 [6] 100-102, 167, 171-172, 186-188.

Контрреформы Александра III. [6] 167, 171-174, [7] 211-214, [10] 90-94.

Какие причины привели к изданию Манифеста 17 октября 1905 г.? Дайте правовую и политическую характеристику Манифеста. [4] 131-132, [5] 66-67, [8] 226.

Правовые и политические предпосылки конфликта между Думой, императором, правительством, Госсоветом. [4] 131-132, [7] 239-242, [10] 108-112.

Дайте сравнительную характеристику личностей и политики В.К.Плеве, С.Ю.Витте, П.А.Столыпина. [4] 122-123, 133-136 [5] 49-51, 76-77, 83-86 [8] 217-226,237-247.

Дайте сравнительную характеристику личностей и политики А.Ф.Керенского, Л.Г.Корнилова, В.И.Ленина. [4] 144-148, [5] 146, 150, 153-157, 166-167, 266-268, [8] 359-361,368-376.




4. Задание докладчикам-"юристам":

Составить сравнительную таблицу анализируемых правовых актов (письменно).

    Документ Состав избирателей Полномочия Думы Полномочия Совета Полномочия императора
N 1. Манифест 6 авгус­та и Положение о выборах в Думу.                
N2. Манифест 17 ок­тября.                  
Указ 11 декабря                
N 4 Учреждение 20 февраля.                
N5 Манифест 20 фев­раля                

4.2. Задание докладчикам-"политикам":

Составить письменно таблицу, выражающую отношение "их" партий к перечисленным правовым актам (одобряет или отвергает партия данный документ, подвергает уничтожающей критике или критике конструктивной - в надежде на внесение в него поправок).

Партии Документ N1 N2 N3 N4 N5
РСДРП (б)                        
РСДРП (м)                        
Эсеры                        
Трудовики                        
Кадеты                        
Октябристы                        
Черносотенцы                        

ДЕЛОВАЯ ИГРА

ТЕМА: Выборы в I Государственную Думу.

ЦЕЛЬ: Отработать навыки анализа правовых актов.

ВРЕМЯ: 180 мин.

УЧАСТНИКИ: Группа делится на "юристов", "политиков", "членов избирательной комиссии", "избирателей".

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(Домашнее задание)

Изучить литературу из списка на стр. 3.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

I. Доклады "юристов".

5 докладчиков рассказывают о порядке выборов в Думу и избирательную часть Госсовета, о полномочиях императора, Думы, Госсовета. Для этого они анализируют официальные акты царской власти с августа 1905 г. по февраль 1906 г.:

II. Вопросы "избирателей" и ответы докладчиков.

III. Доклады 7 "политиков" на "предвыборном митинге".

IV. Вопросы "избирателей" и ответы докладчиков.

V. Свободная дискуссия.

VI. Проведение "выборов". После "тайного голосования", подсчета голосов "председатель" избирательной комиссии сообщает их итоги, а затем сравнивает % голосов, поданных за разные партии студентами, с действительными итогами выборов в 1906 г.

VII. Краткие речи "политиков" по итогам выборов.

VIII. Итоговые доклады 6-го "юриста" и 8-го "политика".

.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Вступительное слово тьютора -10 мин

Доклады "юристов" -35 мин

Вопросы и ответы -20 мин

Доклады "политиков" -35 мин

Вопросы и ответы -15 мин

Свободная дискуссия -20 мин

"Выборы" -15 мин

Итоговые речи "политиков" -10 мин

Итоговые доклады -10 мин

Подведение итогов тьютором -20 мин

ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Наши рекомендации