Государство и право россии в период капитализма (с середины xix в. по октябрь 1917 г.)

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД КАПИТАЛИЗМА (С СЕРЕДИНЫ XIX в. ПО ОКТЯБРЬ 1917 г.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Содержание 3

2. Литература 5

3. Курсовые задания 5

4. Государство и право в период перехода к буржуазной монархии 9

5. Государство и право в период буржуазно-демократической республики

(февраль-октябрь 1917г.). 34

6. Тесты 39

Курс: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

Часть1. Русское государство и право в IX-XVII веках.

Часть 2. Государство и право Российской империи в период абсолютизма.

Часть 3. Государство и право России в период капитализма (с середины XIX в. по октябрь 1917 г.).

Часть 4. Советское государство и право. Государство и право суверенной России (с октября 1917 до 1996 гг.).

ЧАСТЬ 3

В пособии освещено развитие Российского государства и права в период капитализма.

Часть 3 охватывает период с середины XIX века по октябрь 1917 года.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД КАПИТАЛИЗМА (С СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА ПО ОКТЯБРЬ 1917 Г.)

СОДЕРЖАНИЕ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)

1. Российское государство и право в период перехода к буржуазной монархии.

Предпосылки буржуазных реформ. Кризис 1850-х гг. Борьба реакционеров и реформистов. Реформистский курс правительства. Крестьянская реформа. Основные акты 1861 г. Временно-обязанное состояние. Изменения в сословном статусе крестьянства. Выкупные платежи. "Отрезки". Земская реформа 1864 г. Городовое положение 1870 г. Всесословное самоуправление. Отсутствие центрального и местных (на уровне волости) земских учреждений. Пороки старого суда. Судебная реформа 1864 г. Новые принципы судебной системы. Новая судебная организация: мировой суд, общие суды, сословные и ведомственные суды. Суд присяжных. Формирование адвокатуры. Реформы полицейского и уголовного законодательства. Военная реформа. Всесословная воинская повинность. Реформа военной юстиции. Реорганизация центрального государственного управления. Министерство внутренних дел и его структура. Минфин и другие отраслевые министерства. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Контрреформы Александра III. Консервативное и чрезвычайное законодательство. Положение о земских начальниках. Усиление роли местного дворянства. Обновление Свода законов. Судебная практика Сената. Правовое регулирование экономики. Фабричное законодательство. Наследственное и семейное право. Уголовное уложение 1903 г. Источники права. Кодификация. Работа над Гражданским уложением. Торгово-промышленное законодательство.

Формирование конституционной монархии.

Дворянство и буржуазия. Плеве и Витте. Война с Японией. Убийство Плеве эсерами. "Политическая весна" Святополк-Мирского. Кровавое воскресенье. Революция 1905 г. Всероссийская стачка. Манифест 17 октября - шаг к конституционной монархии. Совет Министров. Ответственность министров перед царем. Смена премьеров. Земская оппозиция. Либеральное движение. Кадеты, октябристы. Атаки на либералов справа и слева. Погромы в октябре 1905 г. Правые, монархические, черносотенные организации. Эсеры. Революционный террор. РСДРП. Большевики и меньшевики. Лозунг Учредительного собрания и идея диктатуры пролетариата. Государственная дума. Избирательные законы. Многостепенные и неравные выборы. Основные законы. Ограничение самодержавной власти царя. Полномочия Думы. Конфликт Думы с царем и Госсоветом. Политические партии в Думе. Разгон I и II Думы. "Бесстыжий закон". Законодательная деятельность Думы. Аграрное законодательство 1905-1906 гг. Аграрная реформа 1906 г. П.А.Столыпин. Уголовное и административное законодательство. Убийство Столыпина. Начало I мировой войны. Прогрессивный блок. Борьба за ответственное правительство. Милитаризация экономики.

Государство и право России в период буржуазно-демократической республики.

Февральская революция. Свержение царизма. Двоевластие. ВЦИК. Июльские события. Поражение Корнилова. Демократическое совещание. Предпарламент. Роспуск Думы и Госсовета. Временное правительство. Декларация 3 марта. Реформа госаппарата. Административная юстиция. Самоуправление. Суды в 1917 г. Распад монархических партий. Партии, входившие в коалиционные Временные правительства. Советы. Тактика большевиков. Демократизация политической жизни. Юридическое совещание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов А.В. и др. История России конца XIX - начала XX в.в. Тесты Кн. 2. М., 1993.

2. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права Ростов-на-Дону 1995.

4. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1994.

5. Жарова М.Н., Мишина И.А. История Отечества. М., 1992.

6. Зырянов П.Н. История России XIX в. М, 1994.

*7. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996. С. 189-190 192-234,236-237, 239-265.

*8. Кулешов С.В. и др. Наше Отечество Ч. 1. М., 1991. С. 239. 9. Николаевский Б.Н. История одного предателя. М., 1991.

*10. Рогов В.А. История государства и права России IX - начала XX веков М 1995. С. 83, 100.

11. Савинков Б.В. Воспоминания. М., 1990.

12. Сашонко В.Н. Кони в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Ленинград, 1991.

*13. Степанов С.А. Черная сотня в России (1905-1914 гг.). М., 1992. С. 24, 31.

14. Учебники дореволюционной России по истории. Составитель Естеферова Т.В. М., 1993.

15. Чулков Г.И. Императоры. М., 1991.

16. Щеголев П.Е. Последний рейс Николая II. М., 1991.

Примечание. Знаком (*) отмечены работы, выдержками из которых сформирован файл материалов для изучения.

КУРСОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЕЛОВАЯ ИГРА

ТЕМА: Выборы в I Государственную Думу.

ЦЕЛЬ: Отработать навыки анализа правовых актов.

ВРЕМЯ: 180 мин.

УЧАСТНИКИ: Группа делится на "юристов", "политиков", "членов избирательной комиссии", "избирателей".

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(Домашнее задание)

Изучить литературу из списка на стр. 3.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

I. Доклады "юристов".

5 докладчиков рассказывают о порядке выборов в Думу и избирательную часть Госсовета, о полномочиях императора, Думы, Госсовета. Для этого они анализируют официальные акты царской власти с августа 1905 г. по февраль 1906 г.:

II. Вопросы "избирателей" и ответы докладчиков.

III. Доклады 7 "политиков" на "предвыборном митинге".

IV. Вопросы "избирателей" и ответы докладчиков.

V. Свободная дискуссия.

VI. Проведение "выборов". После "тайного голосования", подсчета голосов "председатель" избирательной комиссии сообщает их итоги, а затем сравнивает % голосов, поданных за разные партии студентами, с действительными итогами выборов в 1906 г.

VII. Краткие речи "политиков" по итогам выборов.

VIII. Итоговые доклады 6-го "юриста" и 8-го "политика".

.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Вступительное слово тьютора -10 мин

Доклады "юристов" -35 мин

Вопросы и ответы -20 мин

Доклады "политиков" -35 мин

Вопросы и ответы -15 мин

Свободная дискуссия -20 мин

"Выборы" -15 мин

Итоговые речи "политиков" -10 мин

Итоговые доклады -10 мин

Подведение итогов тьютором -20 мин

ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

До 1864 г. рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. На деятельность суда сильное давление оказывали различные административные органы, ведение следствия и исполнение приговора предоставлялись органам полиции, которые, кроме того, могли принимать на себя и судебные функции по "маловажным" делам. По словам А.Ф.Кони, "следствие было в грубых и нечистых руках".

Делопроизводство могло тянуться годами.

Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся в 50-х гг., особенно интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы.

В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлении, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим -окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судов и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятельность старых. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы.

Прокурорская система возглавлялась генерал-прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах - должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором по представлению министра юстиции.

Формирование принципов состязательности в судебном процессе потребовало создания нового специального института - адвокатуры (присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах в процессе (по разрешению суда и по договоренности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных. Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

Путаницы в системе старых судебных учреждений не стало вместе с отменой принципа сословности судов. Однако пережитки сословности сохранились в виде судебных учреждений с особой компетенцией (волостные, духовные, военные, коммерческие и инородческие суды). Да и само разделение системы на общие и местные судебные учреждения не способствовало ее унификации.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Достаточно высокий имущественный и образовательный ценз практически закрывал доступ на эту должность представителям низших классов. Кроме того, занимать должность почетного мирового судьи, которая не была оплачиваемой, могли позволить себе только состоятельные люди.

Споры о праве собственности на недвижимое имущество были у мировых судей изъяты.

Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела "о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ".

Избранная континентальная модель института присяжных заседателей (они отвечали на вопрос: "Виновен ли подсудимый?") определила организацию и порядок их работы. присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающее цензом оседлости (два года). Для выборов присяжных составлялись общие списки, в которые включались: почетные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные должностные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица, располагающие недвижимостью или доходом. Не могли включаться в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. Общие списки служили основой для составления списков очередных и запасных заседателей на год. За три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал тридцать очередных и шесть запасных заседателей. В заседании оставалось двенадцать присяжных. Присяжные заседатели могли быть отведены как подсудимым (двенадцать присяжных), так и прокурором (шесть человек). Из числа не отведенных избирались двенадцать присяжных, из них - один старший.

После рассмотрения дела по существу и окончания прений председатель суда разъяснял присяжным правила о силе приведенных доказательств, "законы о свойствах рассматриваемого преступления" и предупреждал их против "всякого увлечения в обвинении или в оправдании подсудимого". Для судьи-профессионала это был способ влияния на неискушенных в судейских делах присяжных заседателей. Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными по большинству голосов. Отмена вердикта была возможна лишь в случае, если суд единогласно признавал, что "решением присяжных осужден невиновный". В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Закон подчеркивал, что "приговор, постановленный судом с участием присяжных заседателей, считается окончательным".

При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокурора предварительное расследование преступления на закрепленных за ними участках. До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния. Реформа отделяет предварительное следствие от судебного расследования.

На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии "сословных представителей": губернского и уездного предводителей дворянства, городского головы губернского города и волостного старшины. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение "прямого смысла законов", просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства). В 1872 г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривавшее политические дела особой важности.

Было отвергнуто предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия.

Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала несла на себе ряд пережитков прошлого.

Предание государственных чиновников суду осуществлялось постановлениями их начальства, а не по решению суда. Присяжные заседатели устранялись от рассмотрения дел, имеющих политический характер. Эти и другие изъятия из общего порядка постепенно готовили почву для надвигающихся контрреформ.

В 1862 г. городская и уездная полиция были объединены в единую полицейскую систему, которая стала представлять собой сложную иерархию, начинающуюся с урядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником.

С отменой крепостного права достаточно длительное время готовилась "тюремная реформа". В 1879 г. все руководство тюремными заседателями сосредоточилось в Главном тюремном управлении. Изменилось положение заключенных, стал активно использоваться их труд, была создана система медицинского обслуживания. Но к заключенным могли применяться специальные виды наказаний, не предусмотренные в законе: розги, помещение в карцер, перевод на хлеб и воду. Предусматривались другие виды заключения: в крепость, исправительный дом, арест, а также ссылка и каторга (срочная и бессрочная). Каторгу отбывали в Сибире и на Сахалине. Отбывшие каторгу переводились в состояние ссыльных поселенцев. Ссылка заключалась в принудительном поселении (чаще всего в Сибирь).

Указом 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин, дополнительные телесные наказания, клеймение, ограничивалось применение розг. В армии отменялись шпицрутены, но сохранялись розги.

В 1871 г. были отменены шпицрутены для ссыльных, в 1885 г. вовсе отменяются розги.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны. На первом этапе реформы был сокращен срок службы рекрутов (с 25 до 15 лет), у несколько улучшена подготовка офицерских кадров. Однако рекрутская повинность как способ комплектовать армии сохранялась вплоть до 1874г. Только угроза быстрого усиления западноевропейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской повинности, заставила правительство ввести аналогичный порядок в русскую армию.

1 января 1874г. был утвержден "Устав о воинской повинности", вводившийся для всего мужского населения "без различия состояний". Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла 6 лет и служба в запасе - 9 лет). Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года. Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним - до полутора лет.

Для получения офицерского звания требовалось специальное военное образование. Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративного и сословного, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы.

Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на полицию и войска). Еще ранее, в 1863г., в связи с польским восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи с чем многие дела переходили в ведение военных судов.

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ "НЕОАБСОЛЮТИЗМА"

Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Главный комитет железных дорог, Министерство финансов.

Министерство финансов образовывало на местах казенные палаты, ведавшие прямыми налогами, акцизные управления, ведавшие косвенными налогами, фабричные инспекции. Для проведения выкупной операции потребовалось создание Крестьянского и Дворянского банков, осуществлявших кредитование. Наряду с Государственным банком возникла целая сеть частных коммерческих банков.

Старые дореформенные подати, такие как подушная и винные откупа, были заменены поземельными акцизным налогами. Реорганизация налоговой системы вызвала значительный рост государственного бюджета. Вместе с тем резко возросли и государственные расходы, большая их часть уходила на содержание административного, полицейского аппарата и армии. Главными потребителями государственных средств были Министерство двора, Военное министерство, Министерство флота и Министерство внутренних дел.

Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. На него же возлагались обязанности генерал-прокурора. В 1881 г. Министерству юстиции было поручено разработать новое Уголовное уложение. В 60-70 гг. в ходе реформ неоднократно выдвигалась идея представительства, причем не только либеральными, но и консервативными кругами. Генерал-губернатор М.Т.Лорис-Меликов выдвинул в конце 70-х гг. идею привлечения "наиболее благонадежных элементов" из земской цензовой общественности к участию в обсуждении ряда государственных дел, император одобрил идею, но не успел подписать "первую русскую конституцию". Он был убит 1 марта 1881г.

Либеральный период в развитии российской государственности заканчивался, начиналась эпоха контрреформ.

КОНТРРЕФОРМЫ 1880-1890-Х ГГ.

В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было официально поручено корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции, который мог направить их в судебные инстанции, а мог принять меры к решению дела в административном порядке.

В 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей.

В 1874 г. из ведения общих судов изымаются дела о "противозаконных сообществах" и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям и о покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду.

После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 г. было принято специальное "Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия", закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка.

Согласно этому Положению, министру внутренних дел, генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени.

Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 г. мог производиться на дому.

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело "деликатным", "конфиденциальным" или "секретным".

В 1889г. вступает в действие "Положение о земских участковых "начальниках", разрушившее раздельность судебной и административной властей. Этим актом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем, вплоть до 1913 г., они исчезают вовсе.

В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались высшее образование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.

Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.

Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состоявший из уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлялся уездным предводителем дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия, находившиеся под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Земские начальники отбирали кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей волостных судей.

В 1890 г. было пересмотрено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов представительства по первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах в дворянской курии снижался имущественный ценз. Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - земских начальников, губернатора: губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание. Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно "не соответствовало общим государственным пользам и нуждам" либо "нарушало интересы местного населения".

РАЗВИТИЕ ПРАВА В УСЛОВИЯХ "НЕОАБСОЛЮТИЗМА"

На основе материалов кодификаций, проведенных в дореформенный период, были изданы второе и третье Полное собрание законов. В него вошла значительная часть нового пореформенного законодательства. Такие же новеллы включались в Свод законов.

В ограниченном виде применялись нормы обычного права: в крестьянских волостных судах, в некоторых областях торгово-промышленной деятельности. С 1863 г. издается периодическое Собрание указаний и распоряжений правительства, издаваемое под контролем Сената. В него входили уставы акционерных обществ, кредитных обществ, постановления министров и сенатская практика.

Толкование законов и решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Разъяснения Сената стали обязательными для юридической практики. Отдельные постановления Сената, утвержденные императором, приобретали статус законов.

Правовое регулирование экономики осуществлялось набором правовых норм из различных отраслей права. В пореформенный период в России происходил быстрый рост различных организационно-правовых форм экономической деятельности. В 1870 г. в Петербурге состоялся торгово-промышленный съезд с участием представителей правительства.

В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. Вначале оно

применялось к государству, монастырям, учебным заведениям. Развитие товарно-денежных отношений выдвинуло на первый план купеческие, промышленные организации, товарищества, акционерные общества. Правоспособность юридических лиц определялась в соответствии с целями их деятельности: соответствие мог устанавливать Сенат, предписывающий санкции против нарушителей.

Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц, учреждения.

Вещи по закону делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. (Особую группу недвижимостей составляли заповедные и майоратные земли. Заповедные земли могли принадлежать только потомственным дворянам и иметь соответствующие размеры; они не отчуждались ни в какой форме, не облагались налогами, на них не распространялись сроки давности, они не могли дробиться; с 1899 г. появилась новая категория недвижимости –временно заповедные земли.)

Закон давал определение собственности: "Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно". Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в десять лет.

Практика также знала ряд ограничений, налагаемых на право собственности. Прежде всего, это были сервитуты ("право участия общего", или личные сервитуты). В 1895 г. крестьянским обществам было запрещено отдавать свои надельные земли в залог частным лицам, решением Сената 1895 г. было определено, что усадебная оседлость является не личной, а мирской собственностью.

При отсутствии завещания супруги получали седьмую долю, сестры при братьях - четырнадцатую часть недвижимого и восьмую часть движимого имущества. Усыновленные наследователи получали только благоприобретенное имущество, не законнорожденные вовсе устранялись от наследства. Ближайшие родственники устраняли от наследства последующих, нисходящие - боковых, первые нисходящие (дети) - вторых (внуков)

Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю - лица, приписанные к сельскому обществу. К наследованию в крестьянских семьях допускались посторонние лица, ставшие членами крестьянского двора: усыновленные, приемыши и незаконнорожденные дети. Дочери допускались к наследству в равной степени, если выходили замуж за приймака и жених входил в семью невесты. Раздел крестьянского двора мог производиться только с согласия большинства сельского общества. В 1886 г. законодатель существенно ограничил разделы крестьянских хозяйств.

Церковь осуждала смешанные браки и браки, заключенные без согласия родителей (по жалобе родителей непослушных детей можно было подвергнуть тюремному заключению, лишению наследства).

До 1904 г. сохранялось наказание за прелюбодеяние - осуждение на безбрачие.

Основаниями для возникновения обязательств служили: договор, "как бы договор"(промежуточная форма), правонарушение, "как бы правонарушение", "прочие факты". Практика и закон знали большое число договоров: подряда и поставки, казенного подряда, имущественного найма(допускалась аренда предприятий на срок до тридцати шести лет), займа и ссуды(допускалась шестипроцентная ссуда), товарищества(полного, на вере, на паях). В 1870 г. принимается положение об акционерных компаниях, о страховании, личном найме(правила, регулирующие этот договор, были разбросаны по разным актам), доверенности или поручительстве.

Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка залога, неустойки, поручительства. Специфическими договорами, известными русскому праву, были договор запродажи и мировая сделка.

Договоры могли заключаться в разных формах: крепостным порядком, засвидетельствованием "у крепостных дел" или "у дел маклерских", домашним порядком.

Развитие "хозяйственного" права столкнулось с рядом анахронизмов:

сохранялось трехлетнее право выкупа недвижимости, были изъяты из оборота (на них также не распространялось обложение по взысканиям) заповедные имения. Сохранялись майоратные имения (для западных губерний империи). Право разработки недр закреплялось за всей общиной, а не за отдельными лицами.

Закон стремился преодолеть установленные ранее традиции и порядки:

запрещалась средневековая по своему характеру мена недвижимости и безвозмездные сделки с нею. Родовые недвижимости теряли свой сословно-дворянский характер: из них выделялись крестьянские наделы, на них строились фабрики и заводы.

Формулируется понятие вечной собственности. Появляются новые виды договоров: комиссии, страхования, товарищества (новые виды его), издательский.

В 1861 г. принимается положение "О найме рабочих для казенных и общественных работ". В 1870-1874 гг. разрабатывается проект закона о найме рабочей силы, новых принципах трудового права. В ходе контрреформ (в 1886 г.) издается особое положение о найме на сельские работы, включавшее некоторые архаичные элементы: заключение договора по особой форме (договорные листы выдавались волостными правлениями), использование полиции для розыска самовольно ушедших рабочих. В 1882, 1886 и 1897 гг. издаются новые законы о фабричных рабочих; в 1886 г. для регулирования фабричных порядков создаются специальные губернские присутствия.

Быстро развивалось коммерческое законодательство. Издаются "Устав о промышленности заводской и фабричной" (регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), новый "Ремесленный устав", типовые "Торговый устав" и "Биржевой устав", "Вексельный устав" и "Устав о торговой несостоятельности".

Система уголовного права пореформенного периода строилась на основе "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных", новые редакции которого появились в 1857, 1866, 1885 гг. (в нем предусматривалось 180 видов наказаний и не менее 2 тысяч составов преступлений).

Разработка нового уголовного уложения была стимулирована рядом существенных недостатков, содержавшихся в Своде законов. К ним И.С.Таганцев относил противоречия, формализацию, неполноту, неопределенность санкций и отсутствие четкой иерархии наказаний.

В 1865 г. делается попытка сочетать "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" с Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В редакции 1885 г. Уложение включает более широкий круг актов: законы об оскорблении государя (1882 г.), о взрывчатых веществах (1882 г.), об отмене работных домов (1884г.), об изменении паспортного устава (1885 г.), о рабочих и сельскохозяйственных работниках (1886 г.). Однако противоречия, различие организующих принципов и боязнь теоретических обобщений сохранились в этой редакции. Кроме того, в нее проникает "принцип аналогии", дающий право суду дополнять закон в случаях пробелов в праве.

В течение двадцати лет разрабатывалось новое уголовное уложение (подготовленное лишь к 1903 г.), а источниками действующего права в тот же период были Уложение о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.), Военно-уголовный кодекс (1875 г.), Военно-морской устав( 1886 г.).

Вплоть до 1903 г. применялись церковные наказания (покаяние, заточение в монастырь), оказавшие влияние на полицейский устав. Субъектом преступления до 1903 г. могли быть юридические лица, например, крестьянская община.

Закон различал следующие категории преступлений: тяжкие преступления (за которые могли быть назначены смертная казнь, каторга, поселение);

преступления (за которые могли назначаться заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом); проступки (за которые назначались арест, штраф). Закон предусматривал случаи, когда ответственность за убийство и иные преступления исключались: когда совершивший деяние действовал во исполнение закона или приказа, с дозволения власти или осуществляя профессиональные обязанности, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны.

Закон разделял умысел на предумышленный и внезапный, умышленные преступления - на совершенные хладнокровно или в состоянии аффекта. Практика Сената часто руководствовалась принципом объективного вменения: достаточно было факта преступления, хотя вина отсутствовала, для применения наказания. По Своду законов наказывалась неосторожная вина (на основании особых постановлений или по усмотрению суда при наличии особых обстоятельств).

В "Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями" предусматривались наказания за неосторожные проступки и преступления, совершаемые по небрежности. В проекте Уложения преступная неосторожность не наказывалась, а неосторожные проступки наказывались только в случаях, предусмотренных законом. Уложение предусматривало три типа неосторожности: тяжелая, средняя, легкая.

Предусматривалось наказание за голый умысел в разряде государственных преступлений, за угрозу (даже нереальную) поджога. Приготовление к преступлению наказывалось, если приобретение средств для совершения преступления само по себе являлось незаконным или было связано с угрозой лицу или обществу.

Покушение на преступление определялось как "действие, которым начинается приведение злого умысла в исполнение", и наказывалось только в случаях, предусмотренных в законе. Свод законов не делил покушения на стадии, но настаивал на уменьшении наказания за покушение в сравнении с законченным преступлением. Уложение 1885 г. подразделяет покушение на законченное и незаконченное и ставит наказание в зависимость от стадии покушения. В проекте нового Уложения (1903 г.) предусматривался добровольный отказ от преступления. Виды соучастия по Уложени<

Наши рекомендации