Дополнительные нормативные акты. судебная практика

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ

ФЗ от 15.11.97 г. № 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния” //СЗ РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.

ФЗ от 20.05.2002 N 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» //Российская газета. – 2002. – 23 мая - № 90.

ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" //СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.

Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. пост. Прав. РФ от 08.07.97 г. № 828) //СЗ РФ. -1997. - 2 28. - Ст. 3444.

Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу (утв. постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755) //СЗ РФ. - 2002. - № 41. - Ст. 3996.

Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве" //Вестник мэрии Москвы. - 1997. - N 25.

Постановление Правительства Москвы от 23.09.97 г. N 692 "Об утверждении положений "О порядке установления попечительства в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами в Москве" и "О специалисте по охране прав детей районной Управы г. Москвы" //Вестник мэрии Москвы. - 1997. - № 47.

Инструкция по определению момента смерти человека, отказу от применения или прекращению реанимационных мероприятий (утв. Минздравом РФ от 10 апреля 1997 г.)(текст официально не опубликован)

Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга (утв. приказом Минздрава РФ N 100, РАМН N 30 от 02.04.2001)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Амфитеатров Н.Г. Институт безвестного отсутствия в нашем праве. «Социалистическая законность», 1946, № 7-8

ТЕМА 5

Юридические лица как субъекты гражданского права

(общие положения).

Семинарское занятие – 2 часа

Вопросы к занятию:

1. Каковы признаки юридического лица? (Используйте в качестве иллюстрации знания об отдельных видах юридических лиц).

2. Чем объяснить, что конструкция юридического лица используется с целью уменьшения предпринимательского риска?

2. Каков порядок возникновения юридических лиц?

3. Прекращение юридических лиц: основания, порядок, последствия.

4. Каковы основные признаки классификации юридических лиц?

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Вопросы 1, 2.

Юридическое лицо - это организация, которой присущи совершенно определенные обязательные юридические признаки: наличие у организации обособленного имущества в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении; самостоятельная имущественная ответственность; выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени; организационное единство.

Существуют также дополнительные (формальные) признаки, производные от главных: наличие самостоятельного баланса или сметы, расчетного счета, печати.

Вопрос 3.

Способами создания юридического лица являются:

1) явочно-нормативный (юридическое лицо создается на основании волеизъявления учредителей);

2) разрешительный (необходимо получить предварительное разрешение от органов власти).

Несмотря на то, что юридические лица создаются по воле учредителей, государство контролирует данный процесс, требуя проведение обязательной государственной регистрации юридических лиц. В качестве учредителей могут быть любые физические и юридические лица.

В соответствии с ст. 51 ГК РФ государственная регистрация осуществляется налоговыми органами.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" определено, что моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

По общему правилу, для регистрации юридических лиц необходимы следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 №319 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Деятельность незарегистрированной предпринимательской организации запрещается, а полученные доходы от такой деятельности взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет. На основании ст. 171 УК РФ лицо (лица), осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Отказ в регистрации организации возможен только по следующим основаниям:

а) непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Никаких ссылок на «нецелесообразность» или на отсутствие каких-либо других документов (справок, гарантийных писем и т.п.) - быть не может.

Отказ в регистрации может быть обжалован в суд с требованием возмещения убытков, нанесенных в результате незаконного отказа в регистрации организации. Более того, за неправомерный отказ или уклонение от регистрации предпринимателя либо коммерческой организации наступает уголовная ответственность по ст. 169 УК РФ.

Вопрос 4:

Юридическое лицо прекращается на основании следующих способов:

1) Реорганизация юридического лица (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации);

2) Ликвидация юридического лица.

Порядок прекращения юридического лица зависит от оснований, по которым производятся эти процедуры, а также от организационно-правовой формы. Причем, следует обратить внимание на то, что Общие нормы прекращения юридического лица изложены в ГК РФ, а специальные - в специальных законах (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (гл. VIII), «Об акционерных обществах» (гл. II)).

Как указывают ст.ст. 57, 58 ГК РФ реорганизацияосуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Необходимо отметить, что при реорганизации происходит универсальное правопреемство, т.е. все права и обязанности реорганизуемого лица переходят новому юридическому лицу. Решение о реорганизации в любой из установленных форм вправе принять само юридическое лицо добровольно. Однако в формах слияния, присоединения, преобразования (п.3 ст. 57 ГК РФ) добровольная реорганизация возможна, но с предварительного согласия государственных органов только в предусмотренных законом случаях. И только две формы реорганизации (разделение и выделение) могут быть осуществлены против воли юридического лица на основании решения уполномоченных государственных органов (это касается в первую очередь ситуации, если субъект занимает доминирующее положение на рынке и существенно ограничивает конкуренцию) и решения суда.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации же юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Ст. 58 ГК РФ определяет документы, на основании которых осуществляется правопреемство при реорганизации:

передаточный акт - при слиянии, присоединении, преобразовании;

разделительный баланс - при разделении, выделении.

Процедуры, направленные на обеспечение прав кредиторов реорганизуемого юридического лица и гарантий их соблюдения предусмотрены ст. 60 ГК РФ. Кредиторов необходимо письменно уведомить о реорганизации юридического лица. При этом кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать:

* прекращения исполнения обязательства

* досрочного исполнения обязательства

* возмещения возникших убытков.

При процедуре ликвидации юридическое лицо прекращается без правопреемства (ст. 61 ГК РФ). Возможны два варианта ликвидации: добровольная и принудительная.

Добровольная ликвидация осуществляется на основании решения учредителей или уполномоченного на то органа юридического лица.

Принудительная ликвидация осуществляется на основании решения суда:

* при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

* при неоднократном или грубом нарушении закона или иных правовых актов;

* при осуществлении деятельности, которая не соответствует уставным целям (для общ. организаций и фондов);

* в результате признания юридического лица банкротом (ст. 65 ГК РФ), что это касается коммерческих организаций (кроме казенных предприятий) и потребительских кооперативов, фондов.

Причем, основания для принудительной ликвидации юридического лица могут быть установлены только самим Кодексом.

Порядок ликвидации приводится в ст. 62, 63 ГК РФ.

Юридическое лицо считается прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п.8 ст. 63 ГК РФ).

Прекращение юридического лица при банкротстве регулируется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Однако банкротство - это не обязательно ликвидация юридического лица, т.к. ликвидация в результате банкротства может привести и к неблагоприятным последствиям: рост безработицы, рост социальных выплат безработным и членам их семей, в конце концов, социальный взрыв. Поэтому прежде чем ликвидировать юридическое лицо, применяются предупредительные меры, предусмотренные законом.

Вопрос 5.

Наши рекомендации