Разработан на основе Учебно - методического комплекса
Кафедры предпринимательского права, гражданского
И арбитражного процесса
Российской правовой академии Минюста России
Автор:
Л. Т. Первова, кандидат юридических наук,
доцент кафедры предпринимательского права,
гражданского и арбитражного процесса
РПА Минюста России
Рецензенты:
О. И. Баженова, кандидат юридических наук,
доцент кафедры предпринимательского права,
гражданского и арбитражного процесса
РПА Минюста России
Н. М. Коршунов, доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист России заведующий кафедрой Московского городского университета управления правительства Москвы
Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030000.62 «СТЕПЕНЬ (квалификация) БАКАЛАВР юристПРУДЕНЦИИ»
УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации. Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки специалиста по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также на студентов, получающих второе высшее образование.
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен
кафедрой гражданского права и процесса
Казанского юридического института (филиала)
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское процессуальное право» (гражданский процесс) – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.
Рабочая программа включает в себя:
- целевую установку;
- содержание учебной дисциплины;
- учебно-методическое обеспечение дисциплины;
- требования к уровню освоения программы и формы промежуточного и итогового контроля.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Преподавание учебной дисциплины «Гражданское процессуальное право» (гражданский процесс) строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника РПА Минюста России.
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые универсальные и профессиональные качества и успешно работать в избранной сфере деятельности.
«Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» является одной из профилирующих юридических дисциплин в высших учебных заведениях.
Предметом данной дисциплины являются общественные отношения, возникающие при осуществлении правосудия по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции. Судебная и внесудебная формы защиты субъективных гражданских прав занимают в нем ведущее место.
Целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, публичных образований и других субъектов гражданских и иных правоотношений.
Задачами гражданского судопроизводства являются:
- правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел;
- укрепление законности и правопорядка;
- предупреждение правонарушений;
- формирование уважительного отношения к закону и суду.
Реализация задач судопроизводства осуществляется через специальные нормы, закрепленные в гражданском процессуальном законе (ГПК РФ).
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом типовых профессиональных образовательных программ. В программе учтены квалификационные требования к выпускникам вузов по специальности «юриспруденция».
В процессе преподавания и самостоятельного изучения юридической дисциплины достижение цели обучения по специальности «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» осуществляется посредством:
- изучения и уяснения норм процессуального права, регулирующих различные формы защиты субъективных прав граждан и организаций при осуществлении правосудия по гражданским делам;
- умения правильно применять полученные студентами теоретические знания в их повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности;
- привития навыков надлежащего составления необходимых процессуальных документов для разрешения конкретных вопросов;
- участия в научном исследовании, проводимом кафедрой;
- выступления на научно-практических конференциях, написания рефератов и др.
Юридический характер учебной дисциплины предопределяет тщательный анализ студентами нормативного материала – законов, регламентирующих как процессуальную форму, так и содержание гражданского судопроизводства (прежде всего – Конституции Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК), Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК), Гражданского кодекса РФ (ГК) и др.).
Следует учитывать, что в связи с принятым 14 ноября 2002 года ГПК РФ, а также с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами РФ и Постановлениями Конституционного Суда РФ, многие институты гражданского судопроизводства подверглись существенным изменениям и получили заметное развитие, что обуславливает необходимость их исследования с позиций как теоретического анализа, так и практики применения.
Этим объясняется целесообразность теоретического переосмысления и уточнения некоторых научных взглядов, изучения новых концепций и идей.
Кроме того, особенность дисциплины состоит в динамичности гражданского процессуального права, поэтому необходимо постоянно и внимательно следить за изменениями гражданского процессуального законодательства, изучать курс по учебникам наиболее поздних изданий, использовать научные комментарии к ГПК РФ, а также следить за публикациями в периодических изданиях.
Дисциплина «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» тесно взаимодействует с такими дисциплинами, как «Гражданское право», «Семейное право», «Трудовое право», «Арбитражный процесс», «Уголовный процесс», «Уголовное право», «Административное право», «Международное частное право», и с другими отраслями права, а также психологией и социологией. Смежные дисциплины помогают более глубоко уяснить сущность процессуальных отношений и особенностей правового регулирования гражданского и арбитражного процессуального права.
Профессионализм юриста выражается в его мышлении, знаниях, умениях и навыках, которые формируются в результате обучения и самообучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ