Разработан на основе Учебно - методического комплекса

Кафедры предпринимательского права, гражданского

И арбитражного процесса

Российской правовой академии Минюста России

Автор:

Л. Т. Первова, кандидат юридических наук,

доцент кафедры предпринимательского права,

гражданского и арбитражного процесса

РПА Минюста России

Рецензенты:

О. И. Баженова, кандидат юридических наук,

доцент кафедры предпринимательского права,

гражданского и арбитражного процесса

РПА Минюста России

Н. М. Коршунов, доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист России заведующий кафедрой Московского городского университета управления правительства Москвы

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030000.62 «СТЕПЕНЬ (квалификация) БАКАЛАВР юристПРУДЕНЦИИ»

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации. Рассчитан на студентов юридического факультета Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, обучающихся по программе подготовки специалиста по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также на студентов, получающих второе высшее образование.

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен

кафедрой гражданского права и процесса

Казанского юридического института (филиала)

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское процессуальное право» (гражданский процесс) – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

- целевую установку;

- содержание учебной дисциплины;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- требования к уровню освоения программы и формы промежуточного и итогового контроля.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Преподавание учебной дисциплины «Гражданское процессуальное право» (гражданский процесс) строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника РПА Минюста России.

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые универсальные и профессиональные качества и успешно работать в избранной сфере деятельности.

«Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» является одной из профилирующих юридических дисциплин в высших учебных заведениях.

Предметом данной дисциплины являются общественные отношения, возникающие при осуществлении правосудия по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции. Судебная и внесудебная формы защиты субъективных гражданских прав занимают в нем ведущее место.

Целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, публичных образований и других субъектов гражданских и иных правоотношений.

Задачами гражданского судопроизводства являются:

- правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел;

- укрепление законности и правопорядка;

- предупреждение правонарушений;

- формирование уважительного отношения к закону и суду.

Реализация задач судопроизводства осуществляется через специальные нормы, закрепленные в гражданском процессуальном законе (ГПК РФ).

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом типовых профессиональных образовательных программ. В программе учтены квалификационные требования к выпускникам вузов по специальности «юриспруденция».

В процессе преподавания и самостоятельного изучения юридической дисциплины достижение цели обучения по специальности «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» осуществляется посредством:

- изучения и уяснения норм процессуального права, регулирующих различные формы защиты субъективных прав граждан и организаций при осуществлении правосудия по гражданским делам;

- умения правильно применять полученные студентами теоретические знания в их повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности;

- привития навыков надлежащего составления необходимых процессуальных документов для разрешения конкретных вопросов;

- участия в научном исследовании, проводимом кафедрой;

- выступления на научно-практических конференциях, написания рефератов и др.

Юридический характер учебной дисциплины предопределяет тщательный анализ студентами нормативного материала – законов, регламентирующих как процессуальную форму, так и содержание гражданского судопроизводства (прежде всего – Конституции Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК), Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК), Гражданского кодекса РФ (ГК) и др.).

Следует учитывать, что в связи с принятым 14 ноября 2002 года ГПК РФ, а также с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами РФ и Постановлениями Конституционного Суда РФ, многие институты гражданского судопроизводства подверглись существенным изменениям и получили заметное развитие, что обуславливает необходимость их исследования с позиций как теоретического анализа, так и практики применения.

Этим объясняется целесообразность теоретического переосмысления и уточнения некоторых научных взглядов, изучения новых концепций и идей.

Кроме того, особенность дисциплины состоит в динамичности гражданского процессуального права, поэтому необходимо постоянно и внимательно следить за изменениями гражданского процессуального законодательства, изучать курс по учебникам наиболее поздних изданий, использовать научные комментарии к ГПК РФ, а также следить за публикациями в периодических изданиях.

Дисциплина «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» тесно взаимодействует с такими дисциплинами, как «Гражданское право», «Семейное право», «Трудовое право», «Арбитражный процесс», «Уголовный процесс», «Уголовное право», «Административное право», «Международное частное право», и с другими отраслями права, а также психологией и социологией. Смежные дисциплины помогают более глубоко уяснить сущность процессуальных отношений и особенностей правового регулирования гражданского и арбитражного процессуального права.

Профессионализм юриста выражается в его мышлении, знаниях, умениях и навыках, которые формируются в результате обучения и самообучения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации