Аудио- и видеозаписи: их представление, исследование, оценка.

Лицо, представляющее аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи.

Носители аудио- и видеозаписей хранятся в суде. Суд принимает меры для сохранения их в неизменном состоянии.

В исключительных случаях после вступления решения суда в законную силу носители аудио- и видеозаписей могут быть возвращены лицу или организации, от которых они получены. По ходатайству лица, участвующего в деле, ему могут быть выданы изготовленные за его счет копии записей.

По вопросу возврата носителей аудио- и видеозаписей суд выносит определение, на которое может быть подана частная жалоба.

Общее между письменными, вещественными доказательствами и аудио-, видеозаписями состоит в том, что данные виды доказательств относятся к предметным доказательствам, т.е. в них информация (сведения о фактах) сохраняется, как правило, на объектах неживой природы, вещах, как бы статичном состоянии.

Различие между этими доказательствами состоит в том, что информацию с аудио- и видеозаписей участникам процесса нельзя снять с помощью органов слуха и зрения, как это имеет место при осмотре вещественных доказательств или при исследовании письменных доказательств.

Для восприятия сведений о фактах, хранящихся на электронном или ином носителе, всегда требуется специальная звуко- или видеовоспроизводящая аппаратура, преображающая информацию в письменный или иной воспринимаемый с помощью органов зрения и слуха вид.

Одним из аргументов против использования новых электронных носителей информации в качестве доказательств при рассмотрении и разрешении гражданских дел являлся довод, что в процессе их получения, исследования легко могут быть нарушены нормы морали, тайна личной жизни, неприкосновенность, иные конституционные права личности.

Их допуск в гражданский процесс может провоцировать такие отрицательные явления, как подслушивание, тайную запись, собирание компрометирующих человека сведений, а также сведений, составляющих охраняемые законом тайны.

В качестве гарантии, противодействующей возможным нарушениям Конституции РФ (ч. 2 ст. 50), других законов при собирании доказательств, в ст. 77 установлено, что лицо, ходатайствующее об истребовании аудио- и (или) видеозаписи, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялась запись. Эти данные необходимы для того, чтобы определить законность порядка собирания доказательственной информации и возможность вовлечения ее в гражданский процесс в качестве доказательства.

Слабое свойство доказательств, закрепленных в электронной форме, состоит в том, что аудио- и видеозаписи с помощью существующих технических приемов можно изменить, исказить их содержание. Это достигается путем стирания части информации на магнитной ленте или диске, переписи информации в ином режиме (замедленном или ускоренном), добавлении части записи и т.д. Искажение сведений на магнитных носителях бывает весьма профессиональным и трудно распознаваемым.

В качестве гарантии против изменения или уничтожения аудио- и видеозаписей, приобщенных к гражданскому делу в качестве судебных доказательств, установлена обязательность суда сохранять их в неизменном состоянии. Это означает, что электронные носители информации должны быть запечатаны и храниться в суде в таких условиях, которые исключали бы доступ к ним лиц, участвующих в деле, представителей, посторонних лиц до момента исследования доказательств в судебном заседании. Их нельзя возвращать до вступления решения в законную силу и после вступления решения в законную силу.

В ч. 2 ст. 78 предусмотрены исключения из общего правила, когда аудио- и видеозаписи могут быть возвращены лицу или организации, от которых они получены. Эти исключения касаются редких случаев, когда первоисточник необходим и незаменим для какой-либо деятельности. Предпочтительнее с помощью технических средств за счет лица, представившего и требующего аудио- и (или) видеозапись, с соблюдением гарантий неизменности первоисточника информации снимать с него копию.

Процессуальное оформление возврата из гражданского дела носителей аудио- и видеозаписей проводится вынесением судьей определения. Это определение может быть обжаловано любым лицом, участвующим в деле. В законе не указаны субъекты, имеющие право подать частную жалобу на определение судьи о возврате или отказе о возврате аудио- и видеозаписей. В связи с этим должно действовать общее правило, закрепляющее права лиц, участвующих в деле.

В суд могут представляться аудио-и видеозаписи на электронном или ином носителе. Это м.б. аудио- и видеокассеты, лазерные диски, записи, сохра­ненные в памяти мобильных телефонов, диктофонов, автоответчиков и др.На аудио- и видеозаписи распространяются общие правила представления, исследования и оценки доказательств. Кроме того, в отношении них установлены некоторые доп. правила. Лицо, представляющее в суд аудио- или видеозапись, обязано не только указать, какие обстоятельства дела м. б. подтверждены или опровергнуты ею (правило относимости), но также указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялась запись. Аудио- и видеозаписи прослушиваются и просматриваются судом.

Их воспроизведение осуществляется в зале заседания или в ином специ­ально оборудованном для этой цели помещении. После прослушивания или просмотра аудио- или видеозаписи суд за­слушивает лиц, участ-щих в деле, кот. могут дать свои объяснения относительно содержания воспроиз-ной звукозаписи или видеозапи­си, ее достоверности, доказательственного значения и подлинности самой записи. При воспроизведении аудио- или видеозаписи, содержащей сведения личного характера, а также при ее исследовании при меняются правила ст. 182 ГПК: записи, содержащие сведения личного ха­рактера, могут воспр-ся и исследоваться в открытом судебном за­седании только с согласия лиц, которых они касаются. При отсутствии такого согласия суд. заседание в этой части должно быть закрытым. Закон (ст. 78 ГПК) предусматривает, что носители аудио- и видео­записей должны храниться в суде. Лицам, их представившим, они, как правило, не возвращаются. Только в исключительных случаях после вступ­ления решения суда в законную силу носители аудио- и видеозаписей мо­гут быть возвращены гражданину или организации, от которых были полу­чены.


Наши рекомендации