Объекты и субъекты права собственности. Проблема разграничения форм собственности.

Действующее законодательство (ГК РФ) исходит из того, что все имущество в Российской Федерации может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.

Согласно ст. 209 ГК объектом права собственности являются имущество, т.е. вещи, и имущественные права.

Субъектами права собственности, согласно ст.212 ГК РФ, являются:

1) Российская Федерация и ее субъекты в отношении государственной собственности;

2) муниципальные образования в отношении муниципальной собственности;

3) граждане и юридические лица в отношении частной собственности.

Правомочия субъектов права собственностиразличаются. В соответствии со ст.212 ГК РФ законом могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, особенности владения, пользования и распоряжения имуществом в зависимости от того, находится ли оно в частной, государственной или муниципальной собственности. Законом определяются также виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Принадлежность имущества гражданам и юридическим лицам означает нахождение этого имущества в частной собственности.

Субъектом права частной собственности выступают граждане и юридические лица. Статья 213 ГК РФ прямо предусматривает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам, а количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, могут быть ограничены только на основании закона.

Гражданский кодекс РФ признает множественность субъектов государственной собственности.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

Существует сложный порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ, предусмотренный действующим законодательством РФ. Разделение собственности между Российской Федерацией и ее субъектами получило свое правовое закрепление в связи с принятием постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют, в соответствии со ст.125 ГК РФ, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с действующим законодательством РФ права собственника в отношении федерального государственного имущества осуществляют правительство РФ, а также специально созданные органы, например Министерство имущественных отношений РФ.

Круг объектов права государственной собственности не ограничен, поскольку в собственности государства может находиться любое имущество. Согласно п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Некоторое имущество является объектом исключительно государственной собственности и может принадлежать только Российской Федерации.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством. Государственные предприятия и учреждения приобретают на переданную им государственную собственность право хозяйственного ведения и право оперативного управления, соответственно, и самостоятельно используют переданное им имущество в рамках предоставленных вещных прав. Правовой режим ограниченных вещных прав предприятий и учреждений будет рассмотрен далее.

Государственная собственность, несомненно, имеет свою специфику, потому что:

1) в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота;

2) некоторые способы возникновения права собственности присущи только государственной собственности, например взимание налогов, а кроме того, только государству предоставлено право осуществлять принудительное изъятие имущества у других собственников;

3) государство самостоятельно устанавливает правила использования своего имущества.

Муниципальной собственностью является, согласно п.1 ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В соответствии с п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Круг объектов муниципальной собственности намного уже круга объектов государственной собственности. Как правило, в муниципальную собственность закрепляются объекты непроизводственной сферы, социально-бытового и культурного назначения (жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры), а также производственного назначения, учреждения образования, здравоохранения, культуры. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые осуществляют владение, пользование и распоряжение имуществом в рамках переданных им вещных прав.

Преобразование форм собственности и управления объектами требует разграничения государственной федеральной, государственной субфедеральной (субъекта Федерации) и муниципальной собственности.

В России эта проблема остается во многом не решенной, разграничение объектов общественной собственности и вытекающих из него полномочий органов управления не доведено до состояния, когда ясно, кто чем владеет, распоряжается, пользуется и за что несет ответственность.

Реальное разделение собственности на объекты государственной федеральной собственности,государственной собственности субъектов Федерации в виде республик, краев, областей и муниципальной собственности городов, районов, поселков произошло в 1991 г.

Исключительно к федеральной собственности отнесены объекты:

1) составляющие основу национального богатства страны;

2) необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач;

3) оборонного производства;

4) отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

5) предприятия фармацевтической, медико-биологической, ликероводочной продукции.

Были определены группы объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Федерации, конкретный состав объектов федеральной, субфедеральной и муниципальной собственности устанавливался согласно перечням, составляемым в соответствии с Положением, утвержденным в 1992 г. распоряжением Президента РФ.

Постановлением о разграничении государственной собственности предусмотрена возможность передачи объектов федеральной собственности в субфедеральную, а объектов субфедеральной собственности — в муниципальную.

Передача собственности не связывалась с денежным или иным возмещением.

Однако принятые законодательные акты, обеспечив чисто перечневое, списочное, по состоянию на период принятия актов разделение объектов собственности на федеральную, субфедеральную и муниципальную, не заложили принципы дальнейшего разграничения и взаимной передачи объектов собственности. Остались неясными и финансовые отношения по поводу возможного перехода из одной формы в другую между Федерацией и субъектами Федерации.

Гражданский кодекс (ст. 214) закрепил разделение государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, принадлежащую на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации. Кодексом (ст. 125) определено, что права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Федерации приобретают и осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Правовым основанием разграничения объектов собственности и передачи их из федеральной собственности в субфедеральную частично стали служить соглашения о разделении и передаче объектов между Правительством Федерации и Администрацией (Правительством) субъекта Федерации.

Особую проблему представляет управление собственностью общественных организаций, кооперации, религиозных организаций. Указанные организации частично распоряжаются и используют государственную собственность. Указами Президента РФ узаконено право собственности отдельных общественных организаций

— творческих союзов на находящееся в их ведении государственное имущество.

Передачу объектов федеральной собственности в субфедеральную и собственности субъектов Федерации в муниципальную целесообразно осуществлять как на компенсационной, так и на безвозмездной основе. При этом желательно сохранить неизменным принцип передачи объектов социального и культурно-бытового назначения, инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъекта Федерации или муниципальную собственность на безвозмездной основе.

Лекции Сафроновой

В юридической литературе признано, что формы собственности – экономическая контракция. С точки зрения права нужно выделять субъекта правособственности, поэтому в ст. 212 единожды воспроизводится терминология конституции про формы собственности, в дальнейших нормах – субъект правособственности.

Формы собственности

Частная Государственная Муниципальная Иные

Проблемный вопрос

Правовое

Физ. лиц Юр. Лиц (кроме унитарных предприятий и всех учреждений) Правособственности РФ и субъектов РФ Правособственности различных видов муниципальных образований. Нет субъектов для этой конструкции

Различия в отношениях собственности в зависимости от субъекта:

• Различается круг объектов, которые могут находится на праве собственности (по закону есть имущество, которое может находится только в гос. Собственности)

• Основания приобретения правособственности (большинство оснований изъятия – переход из физ. И юр лиц в государственную, а приватизация – наоборот)

• Порядок осуществления правособственности – распоряжение между органами, для юр лица – определение органов.

• Закон не допускает различия в защите (!!!) – одинаковый набор исков, одинаковые сроки исковой давности для всех истцов.

Наши рекомендации