Характеристика производства по делам о заявлениях, предложениях и жалобах граждан, поступающих в органы государственного управления.
Согласно Конституции ПМР граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Законом ПМР «Об обращениях граждан» от 5.11.03г.
Сроки рассмотрения обращений граждан указаны в статье 12 Закона ПМР «Об обращениях граждан». Общий срок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, как правило, не должен превышать одного месяца. В тех же случаях, когда поставленный в жалобе или заявлении вопрос требует дополнительного изучения, рассмотрение может быть продлено, но при условии разрешения на это руководителя или заместителя руководителя соответствующего органа. Общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для принятия решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях общий срок рассмотрения обращения продлевается на весь период судебного разбирательства.
Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в более короткие сроки – до 15 дней.
Обязанность рассматривать письменные или устные обращения граждан по вопросам, входящим в компетенцию того или иного государственного органа, либо общественного органа, возлагается на их руководителей (статьи 6,7 Закона ПМР «Об обращениях граждан»). Устные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к их должностным лицам, а также к руководителям юридических лиц поступают от граждан во время личного приема. Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личности обращающихся известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме. В отдельных случаях, ввиду сложного характера вопросов, поставленных в устных обращениях граждан, либо необходимости дополнительной проверки изложенных в них фактов, поступившее обращение должно быть оформлено в письменной форме. Обращения регистрируются в трехдневный срок и ставятся на контроль, результаты их рассмотрения доводятся до сведения заинтересованных лиц в соответствии со статьей 12 Закона ПМР «Об обращениях граждан» - в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения. Обращения, в которых отсутствуют сведения о личности, в том числе данные о фамилии, месте жительства (месте пребывания) или работы (учебы), а также личная подпись обратившегося лица, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению. Анонимное обращение, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, направляется для проверки в прокуратуру ПМР, а также в иные правоохранительные органы. Не рассматриваются обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.
Общий порядок производства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан состоит из четырех стадий.
Первая стадия. На этой стадии регистрируются поступившие в орган (учреждение, организацию и др.) письменные предложения, заявления, жалобы, или выслушиваются компетентным должностным лицом устные жалобы (например, в часы приема граждан в органе), которые затем могут быть оформлены письменно заявителем и также зарегистрированы. Зарегистрированная жалоба рассматривается руководителем органа, который поручает работу с жалобой конкретному исполнителю. Если жалоба поступила не по принадлежности, то дается указание о направлении ее в компетентный орган (учреждение, организацию и др.) с уведомлением об этом заявителя.
Вторая стадия. На данной стадии осуществляется проверка фактов и обстоятельств, изложенных в жалобе. Руководители и другие должностные лица при рассмотрении жалобы обязаны внимательно разобраться в ее существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки и принимать другие меры для объективного решения вопроса. Полученная информация анализируется, и делается заключение по результатам проверки. Заключение докладывается должностному лицу (руководителю органа), уполномоченному , принимать решение по жалобе.
Третья стадия. Она состоит в принятии решения по жалобе и сообщении о принятом решении заявителю. Ответ по жалобе может быть письменным или устным. В случае отклонения предложения, заявления или жалобы дается мотивированное и юридически обоснованное объяснение. Принятое решение своевременно сообщается заявителю.
Четвертая стадия. Она состоит из действий по исполнению принятого решения. Эта стадия факультативна, она существует, если жалоба полностью или частично удовлетворяется. В этом случае орган (должностное лицо), который принял решение, обеспечивает своевременное и правильное исполнение решения.
Гражданин, не согласный с решением, принятым по его предложению, заявлению, жалобе, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены государственный орган, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение или в суд.
Законодательством предусмотрена юридическая ответственность за нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.
54. Характеристика производства по делам о поощрениях и о дисциплинарных проступках.
Производство по делам о дисциплинарных проступках (дисциплинарное производство)— это установленный нормами права порядок привлечения виновного к дисциплинарной ответственности и наложения взыскания, предусмотренного законодательством.
Дисциплинарное производство имеет своей задачей обеспечение правильного и объективного разрешения дела о дисциплинарном проступке в целях укрепления государственной и служебной дисциплины, охраны прав незаконных интересов служащих (рабочих), а также интересов государственных органов, предприятий, объединений, учреждений и организаций. Нормы, регламентирующие дисциплинарное производство, содержатся в законодательстве о труде, дисциплинарных уставах, правилах внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций и других нормативных актах, регулирующих прохождение государственной службы.
Дисциплинарное производство состоит из следующих стадий:
- возбуждение дела о дисциплинарном проступке;
- служебное расследование;
- рассмотрение дела о дисциплинарном проступке и принятие решения по делу;
- обжалование решения по делу о дисциплинарном проступке;
- исполнение решения о наложении дисциплинарного взыскания.
Возбуждение дела о дисциплинарном проступке.Дело возбуждается по факту совершения дисциплинарного проступка уполномоченным на то лицом. Однако оно не возбуждается, если с момента обнаружения проступка прошло более одного месяца или более шести месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни, работника или пребывания его в отпуске. Дело о привлечении к дисциплинарной ответственности может не возбуждаться, а материалы по факту совершения проступка могут направляться на рассмотрение общественной организации (суда чести).
Служебное расследование состоит в получении от лица, привлекаемого к ответственности, объяснений, сборе и анализе, информации о дисциплинарном проступке, производстве проверки имеющихся сведений, в составлении заключения по материалам дела о дисциплинарном проступке.
Рассмотрение дела о дисциплинарном проступке и принятие по делу решения. Дело рассматривается уполномоченными на то должностными лицами, где работает привлекаемый к дисциплинарной ответственности. Дело о дисциплинарном проступке может рассматриваться в установленных законодательством случаях коллегиальным органом. При рассмотрении дела, уполномоченные должностные лица (органы)знакомятся с его материалами, заслушивают объяснения привлекаемого к ответственности, в случае необходимости истребуют дополнительные сведения, доказательства и т.п. После оценки доказательств о виновности или отсутствии вины принимается решение по делу.
При установлении факта совершения дисциплинарного проступка уполномоченное должностное лицо (орган) принимает решение о наложении дисциплинарного взыскания.
Решение о наложении взыскания оформляется приказом. Письменный приказ о наложении дисциплинарного взыскания под расписку сообщается лицу, подвергнутому взысканию, и объявляется по предприятию, учреждению, организации. За малозначительные дисциплинарные проступки взыскание может быть объявлено устно.
Обжалование решения по делу о дисциплинарном проступке. Эта стадия производства является факультативной. При обжаловании дисциплинарного взыскания жалоба в установленные законодательством сроки подается вышестоящему должностному лицу или в орган, который уполномочен принимать по ней решение, либо в суд. Последствия обжалования, могут быть следующими: жалоба оставлена без удовлетворения, изменена мера взыскания в сторону снижения ее тяжести, дело производством прекращено. Кроме того, орган, рассматривающий жалобу, в установленных законом случаях может отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания и принять по делу свое решение.
Исполнение решения о наложении дисциплинарного взыскания.Вступившее в законную силу решение (приказ) о наложении взыскания подлежит исполнению, которое состоит в объявлении под расписку приказа о наложении взыскания или в совершении исполнительных действий соответствующего должностного лица.
55. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении.
Законность в государственном управлении - режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.
Общие черты законности:
1. является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;
2. выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;
3. является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;
4. основывается на действующем российском законодательстве;
5. представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного управления.
Принципы законности следующие.
Верховенство закона - состоит в требовании точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормативные правовые акты, действующие на территории государства; требовании соблюдать иерархию нормативных правовых актов; требовании соответствия нормативных правовых актов меньшей юридической силы тем, которые обладают большей юридической силой.
Равенство перед законом - перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к религии, других обстоятельств и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, а в случае их нарушения несут равную юридическую ответственность.
Единство законности - действие законов, подзаконных нормативных правовых актов на территории всего государства единообразно, их толкование и применение не должны отличаться в зависимости от территориального масштаба действия; это прежде всего единство нормативной основы законности для всего государства.
Всеобщность и непререкаемость законности - требования законности распространяются на деятельность как органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, так и граждан, общественных объединений; никто из субъектов управленческих отношений не может быть исключен из сферы законности.
Гарантированность прав и свобод личности - состоит в конституционном закреплении основополагающих прав и свобод человека и гражданина, создании условий для их реализации.
Неотвратимость ответственности за нарушения законности - каждый факт нарушения законности должен получить должную государственно-правовую оценку, которая выражается в обязанности виновных лиц нести установленные ограничения.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности - заключается в том, что субъектам управленческих отношений предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах определенных юридических норм; в случае противоречия между законностью и целесообразностью приоритет отдается законности с учетом последующего изменения нормативной правовой базы.
Сущность, законности состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, прежде всего на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, в том числе высших должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей передзаконом.
Верховенство закона - важная, но все же внешняя, формальная сторона правового государства. Внутреннее, содержательное свойство правового государства есть важное качество, сущность самого закона. Государство и право должны находиться в тесном взаимодействии. Государство несет ответственность перед гражданами за состояние правопорядка и те законы, которые принимаются им.
Законность и правопорядок составляют основу нормальной жизни общества, всех граждан ПМР. Неукоснительное исполнение законов, обеспечение и реализация субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями составляют режим законности и правопорядка, без которых немыслимо развитие демократии.
Режим законности в государственном управлении является частью общего режима законности в государстве. Поэтому ему присущи все общие черты и признаки последнего. Вместе с тем особенности государственного управления как отдельного и самостоятельного вида государственной деятельности (по отношению к другим видам государственной деятельности) не могут не повлиять на характер, формы и методы реализации принципа законности в управлении.
Характер соблюдения режима законности в государственном управлении определяется тем, что он распространяется на исполнительную и распорядительную деятельность всей системы органов исполнительной власти. Эти органы реализуют законы и иные нормативные акты в различных областях хозяйственной, социально-культурной и социально-политической жизни, реально соприкасаясь с гражданами, принимая решения, затрагивающие непосредственно их права, личные интересы. Поэтому законодательство четко определяет объем предоставляемых органам государственного управления и их должностным лицам полномочий (обязанностей и прав), регламентирует порядок их применения; гарантирует гражданам осуществление их субъективных прав и, в частности, права вносить в государственные и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, а также обжаловать в суде неправомерные действия должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Обеспечение законности немыслимо без строгого соблюдения государственной дисциплины, предполагающей точное соблюдение всеми организациями, государственными службами и гражданами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций по выполнению возложенных на них обязанностей и реализации предоставленных прав.
Одним из важнейших принципов законности является ее неразрывная связь с государственной дисциплиной. Дисциплина и законность не только связаны друг с другом, но и взаимообусловлены. Строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных нормативных актов -- важнейшее требование как законности, так и государственной дисциплины, что и послужило основанием считать законность и государственную дисциплину однопорядковыми социальными явлениями.
Поскольку законы и другие правовые акты устанавливают задачи, компетенцию, права и обязанности различных звеньев государственного аппарата и его работников, порядок их деятельности, постольку и сущность государственной дисциплины состоит, прежде всего, в соблюдении этого порядка, в точном исполнении предписаний законодательства относительно прав и обязанностей государственных органов и занятых в них работников государственного аппарата. Следовательно, законность -- основная составная часть государственной дисциплины. Это объясняется тем, что основные требования государственной дисциплины оформляются в виде правовых норм и содержатся в законах, указах, актах органов исполнительной власти ПМР и других правовых актах. В соответствии с принципами законности эти акты должны неукоснительно соблюдаться.
При всей близости законности и государственной дисциплины они не тождественны. Различие между ними состоит в том, что дисциплина охватывает порядок поведения людей не только в сфере правовой регламентации общественных отношений (трудовая, финансовая, служебная, воинская дисциплина и т.д.), но и в сфере действия иных норм, функционирующих в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и т.д.). Ее содержание шире содержания понятия «законность», ибо включает исполнение прав и обязанностей, основанных на требованиях, как правовых, так и иных социальных норм. Законность же требует соблюдения и исполнения только правовых норм. Кроме того, в содержание дисциплины включаются такие элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к делу, эффективность и качество работы. Поэтому дисциплина значительно глубже, чем законность, проникает в производственные отношения и теснее связана с экономическими категориями.
Реализуя требования законности и дисциплины, каждый орган управления, каждое должностное лицо и государственный служащий, общественные организации и граждане обязаны постоянно следить за соблюдением законности и государственной дисциплины.
Высокоорганизованному и подлинно демократическому обществу свойственна закономерность: чем выше организованность и дисциплина в нем, тем эффективнее функционирует система демократии, полнее и последовательнее реализуются права и свободы граждан. Люди могут реально пользоваться предоставленными им правами и свободами тогда, когда в обществе господствует обстановка уверенности, обеспечены порядок и строгое соблюдение законности.
Демократия строится на дисциплине и организованности граждан. В свою очередь дисциплина в обществе обеспечивается демократическими методами и невозможна без демократии.
Вместе с тем демократию, ее идеалы и принципы, многообразие форм необходимо также решительно отстаивать и защищать от авторитарных проявлений, гражданской безответственности, политического авантюризма. Должны быть созданы надежные гарантии недопущения любых форм тоталитаризма и деспотического единовластия. Подлинная демократия не имеет ничего общего со вседозволенностью, безответственностью, социальной демагогией. Защищая политические и социальные права человека, она одновременно служит коллективу и обществу в целом, отстаивает их интересы, способствует укреплению законности, дисциплины, утверждению в обществе нравственной атмосферы.