Виды административных производств и их характеристика.

Административное производство является частью административного процесса. В частности административное производство - это процедура разрешение административных споров. Выделяются следующие виды административных производств: по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам, заявлениям, обращениям граждан. Признавая административное производство частью административного процесса, Д.Н. Бахрах определяет его как «особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории, на основе общих и специальных процессуальных норм».

Д.Н. Бахрах выделяет три вида административных процессов:

1. административно-правотворческий процесс – деятельность государственной администрации по принятию нормативных административных актов в порядке, установленном административно-процессуальной формой;

2. административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс – деятельность субъектов государственной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов, направленных на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме;

3. административно-юрисдикционный процесс – деятельность субъектов государственно-исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

В классификации В.Д. Сорокина выделяются следующие виды административных производств:
1. производство по принятию нормативных актов государственного управления;
2. производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;
3. производство по административно-правовым жалобам и спорам;
4. производство по организационным делам в аппарате государственного управления;
5. производство по делам о поощрениях в сфере государственного управления;
6. производство по делам о применении принудительных мер в сфере государственного управления.
В качестве основания своей классификации В.Д. Сорокин использовал характер индивидуально-конкретных дел, то есть комплекс наиболее существенных свойств, присущих данной группе дел и требующих в связи с этим специфической процедуры их разрешения

Являясь сторонником трактовки административного процесса как юрисдикционной деятельности, М.Я. Масленников выделяет три вида производств в сфере административной юрисдикции: производство в органах административной юрисдикции первой инстанции; ускоренное; в органах административной юрисдикции второй инстанции. Эти производства он называет общими, дополнительно уточняя, что они осуществляются в отношении граждан (физических и должностных лиц) по правилам КоАП. Кроме того, М.Я. Масленниковым выделяются особые виды производств. К ним он относит производства в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляемые на основе специальных нормативных правовых актов по делам о нарушениях: 1) таможенных правил; 2) земельного законодательства (осуществляется органами по земельным ресурсам и землеустройству); 3) земельного законодательства (осуществляется органами охраны природных ресурсов); 4) земельного законодательства (осуществляется органами Госстроя); 5) лицензионной деятельности на транспорте 6) правил дорожного движения (осуществляется органами ГАИ);7) санитарных правил; 8) в области строительства; 9) антимонопольного законодательства; 10) прав потребителей; 11) законодательства о рекламе; 12) правил сертификации и стандартизации; 13) правил рыбоохраны; 14) прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг; 15) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;16) в отношении юридических лиц за нарушения законодательства о выборах и референдумах и, наконец, 17) производство по делам о нарушении налогового законодательства.

В.Д. Сорокин отмечает, что среди производств в административном процессе производство по делам об административных правонарушениях занимает своеоб­разное место. Это объясняется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, оно неразрывно связано с реализацией такой формы государственного принуждения, как административная ответственность. Следовательно, всегда существовала потребность в надлежа­щем правовом регулировании всех этапов и сторон этой процедуры, юридический результат которой представляет собой реальную меру админи­стративного наказания.

Во-вторых, отмеченная практическая потребность, со своей сто­роны, заметно стимулировала активизацию научных исследовании, как материальных аспектов института административной ответст­венности, так и проблем процессуального обеспечения регулятив­ных функций этого института. Не будет преувеличением сказать, что активные и плодотворные теоретические исследования отечест­венных административистов в значительной степени были обуслов­лены, так сказать, «юридической» природой самого института адми­нистративной ответственности. Достаточно напомнить, что отрасли публичного права, к числу которых относится и административное право естественно и неизбежно, хотя и в разной степени, являются политизированными. На этом фоне среди всех институтов Общей части материально­го административного права институт административной ответст­венности является «наиболее юридическим», хотя и он, судя по со­временному законодательству, в известной мере содержит элементы политизации.

В третьих, обеспечивая материально-юридическую природу ин­ститута административной ответственности, производство по делам об административных правонарушениях приобретает необходимую стабильность, упорядоченность и стройность в отправлении данной процедуры. Упомянутые качества процедуры данного производства вовсе не означают, что оно не подвергается изменениям, не воспри­нимает необходимые новации, вызванные потребностями данного этапа общественного развития. Напротив, различные стадии осуществления производства по делам об административных правонару­шениях, те или иные процессуальные действия участников произ­водства, сам круг участников производства по делам об административных правонарушениях и т. д. определенным образом изменяются. Но главные составляющие остаются достаточно стабильными.

В-четвертых, с чисто научной точки зрения данный вид произ­водства в административном процессе также примечателен. Дело в том, что, пожалуй, это единственное производство, существование которого, его сущность и иные составляющие не вызывают сомне­ний ни у представителей «юрисдикционной» концепции админист­ративного процесса, для которых производство по делам об админи­стративных правонарушениях, по сути дела, является главным в структуре этой концепции, выступает как своего рода «свет в окош­ке», ни у представителей «управленческой» концепции администра­тивного процесса, для которых существование данного вида произ­водства воспринимается как естественная и необходимая часть административного процесса, являющаяся производной от функции государственного принуждения, осуществляемого органами испол­нительной власти, а также иными правомочными субъектами, прежде все­го судами.

По мнению И.В. Тимошенко, производство по делам об административных правонарушениями является разновидностью административно-юрисдикционного производства и представляет собой жестко регламентированную КоАП, совокупность процессуальных действий, уполномоченных на это субъектов по возбуждению, рассмотрению, обжалованию и исполнению решения по делу, вытекающему из административного правонарушения. Производства по делам об административных правонарушениях является самостоятельной процессуальной формой осуществления административной ответственности. Его сущность (специфика) проявляется в следующем:

1. является разновидностью юрисдикционной деятельностью;

2. является деятельностью правоприменительной и имеет место тогда когда возникает необходимость разрешения спора о праве;

3, Оно (производство) жестко регламентировано с законом и включает в себя ряд совокупностей процессуальных действий, именуемых стадиями производства по делам об административных правонарушениях;

4. Оно осуществляется специальными субъектами – субъектами административной юрисдикции и в зависимости от вида конкретного административного правонарушения может осуществляться как в судебном, так и в во внесудебном порядке, причем полномочия субъектов административной юрисдикции на различных стадиях производства не одинаковы.

Наши рекомендации