Доставление: понятие, основание, сроки.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию работником милиции или в орган государственной власти и управления, осуществляющий надзор в подведомственной сфере его работником.

При совершении нарушений правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на транспорте, нарушитель может быть доставлен уполномоченным на то лицом в милицию, если у него нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем.

При совершении нарушений законодательства об охране и использовании животного мира для составления протокола, если личность нарушителя не может быть установлена на месте нарушения, он препровождается в милицию или в помещение органа, осуществляющего функции государственной или ведомственной лесной охраны, уполномоченными на то должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, охраны и использования животного мира, должностными лицами заповедников и других особо охраняемых территорий.

При совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое государственное или общественное имущество, нарушитель может быть доставлен работниками военизированной охраны в служебное помещение военизированной охраны или в милицию для пресечения правонарушений, установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении.

Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок. Нахождение в штабе добровольной народной дружины доставленного лица не может длиться более одного часа.

23. Административное задержание: понятие, основания, срок, органы правомочные осуществлять административное задержание, процессуальное оформление.

Статья 247. Административное задержание

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол, сведения о личности задержанного, время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

Статья 248. Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательством Приднестровской Молдавской Республики, а именно:

а) органами внутренних дел - при совершении мелкого хулиганства, умышленного нарушения порядка применения национальных государственных символов, нарушениях требований режима чрезвычайного положения, посягательствах на общественный порядок в условиях режима чрезвычайного положения, нарушениях порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, злостном невыполнении законного распоряжения или требования работника милиции, сопротивлении сотруднику милиции, оскорблении сотрудника милиции, уклонении от явки в правоохранительные органы, совершении ложного вызова милиции, незаконных операций с иностранной валютой и платежными документами, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в случаях, когда имеются основания полагать, что лицо занимается проституцией, при нарушении правил дорожного движения, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики;

б) органами пограничной охраны - при незаконном пересечении государственной границы Приднестровской Молдавской Республики, при нарушении пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу Приднестровской Молдавской Республики;

в) старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны - при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое государственное или общественное имущество;

г) должностными лицами военной автомобильной инспекции - при нарушении водителями или другими лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики, правил дорожного движения.

д) органами государственной власти и управления, осуществляющими надзор в подведомственной сфере, и их должностными лицами - при нарушении правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 249. Сроки административного задержания

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью, законодательными актами Приднестровской Молдавской Республике могут быть установлены иные сроки административного задержания.

Лица незаконно пересекшие (пытавшиеся незаконно пересечь) государственную границу Приднестровской Молдавской Республики, нарушившие пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу Приднестровской Молдавской Республики, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушений - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.

Лица, совершившие мелкое хулиганство, умышленно нарушившие порядок применения национально-государственных символов, нарушившие требования режима чрезвычайного положения, посягающие на общественный порядок в условиях режима чрезвычайного положения, злостно не выполняющие законные распоряжения или требования сотрудника милиции, оказавшие сопротивление сотруднику милиции, оскорбившие сотрудника милиции, осуществившие ложный вызов милиции, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстрации, торговлю с рук в не установленных местах, могут быть задержаны до рассмотрения дела судьей или начальником (заместителем начальника) органов внутренних дел.

Лица, нарушившие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстрации, могут быть задержаны до рассмотрения дела судьей.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе

Учитывая, что административное задержание может быть применено лишь в исключительных случаях, когда это действительно нужно для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу, в протоколе об административном задержании в обязательном порядке указываются мотивы задержания. Подчеркнем, что об административном задержании в обязательном порядке составляется свой, самостоятельный протокол. Отражать перечисленные сведения в протоколе об административном правонарушении недопустимо. Нельзя также отражать эти сведения в других протоколах об осуществлении мер обеспечения производства по данному делу. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Принуждать задержанного к подписанию протокола об административном задержании недопустимо. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

24. Личный досмотр: понятие, основание, органы, правомочные осуществлять личный досмотр, процедура проведения, процессуальное оформление.

Под личным досмотром следует понимать принудительное обследование тела человека и его одежды для обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, а также установления их личности.

Личный досмотр,производится в случаях: когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения; при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах; когда очевидцы прямо указывают на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение; когда имеются показания технических средств контроля и в некоторых других случаях.

Личный досмотр может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и пограничных войск, органов государственной власти и управления, осуществляющих надзор в подведомственной сфере, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, - также и других уполномоченных на то органов.

Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствия двух понятых того же пола.

При осуществлении личного досмотра необходимо обеспечить защиту безопасности досматриваемого лица, его здоровья, чести и достоинства. Ни в коем случае нельзя разглашать сведения, ставшие известными должностным лицам при осуществлении личного досмотра, которые компрометируют досмотренное лицо. Эти требования вытекают из положений Конституции, определяющих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, что достоинство личности охраняется государством и каждый имеет право на личную тайну, защиту своей чести и доброго имени.Факт осуществления личного досмотра,обязательно фиксируется в протоколе.

Протокол о личном досмотре подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Наши рекомендации