Финансовый контроль в Российской Федерации
Одной из разновидностей существующего в нашей стране контроля является финансовый, который свойствен всем финансово-правовым институтам и охватывает финансовую деятельность государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан.
Сущность финансового контролявыражается в проверке государством законности и целесообразности формирования, распределения и использования денежных фондов государства (федеральных и региональных) и субъектов местного самоуправления.
В задачифинансового контроля входит проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и другими субъектами финансовых правоотношений; проверка правильности использования предприятиями, организациями и учреждениями бюджетных и собственных средств, банковских ссуд и внебюджетных средств; проверка правильности совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями и учреждениями; устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины, которая предполагает жесткое соблюдение установленного порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
Правовую основу финансового контроля составляют Конституция РФ, Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, федеральные законы (например, от 11 января 1995г. № 4-ФЗ «ОСчетной палате Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с последующими изменениями и дополнениями), от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями)), указы Президента РФ (например, от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», от 12 мая 1997 г. № 477 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета»), постановления 11равительства РФ и др.
Финансовый контроль осуществляется различными уполномоченными органами. В этой связи различают общегосударственный и ведомственный финансовый контроль, а также аудит.
Общегосударственный контрольосуществляется:
Президентом РФ, в Администрации которого создано самостоятельное специальное подразделение — Контрольное управление Президента;
Федеральным Собранием РФ, палаты которого образуют Счетную палату — постоянно действующий орган государственного финансового контроля; задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и др.
В структуре палат Федерального Собрания РФ созданы соответствующие комитеты и комиссии (например, Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению; Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации; Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам);
Правительством РФ, осуществляющим руководство деятельностью Федерального казначейства (федеральная служба), Федеральной службой по финансовым рынкам. В системе Министерства финансов РФ создана Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу;
Центральным банком РФ;
Органами местного самоуправления (контроль за исполнением соответствующего бюджета, например, бюджета поселения, бюджета муниципального района).
Ведомственный контроль осуществляют федеральные службы — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Аудит— предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей — проводится лицами (юридическими и физическими) на основании лицензии, выдаваемой соответствующими федеральными службами Министерства финансов РФ и Центральным банком РФ. Целью аудита является выражение мнения о достоверности (степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности) финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
В зависимости от сроков проведения финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
Основным методом финансового контроля признают ревизию. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера(бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
Различают документальную и фактическую, плановую и внеплановую,сплошную и частичную, комплексную и тематическую ревизии.
Глава 14 – Налоговое право
14.1. Понятие и предмет налогового права. Понятие и виды налогов и сборов в Российской Федерации
Налоговое право является достаточно новым явлением в современной финансово-правовой науке. Известно, что одним из проявлений государства является установление и взимание налогов — основных источников доходов государственного бюджета.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Названным законодательством регулируются властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Налоговым Кодексом определены также основные начала законодательства о налогах и сборах, которые опосредованы положениями Конституции РФ. Так, конституционное положение ст. 58 о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, в несколько расширительной редакции воспроизведено в Налоговом кодексе РФ (ч. 1 ст. 3): в последнем речь идет о лице (физическом и юридическом).
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, что соответствует ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.
Налоговым кодексом РФ установлен запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот и зависимости от формы собственности (отметим ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, согласно которой в РФ признаются и защищаются равным образом различные формы собственности), гражданства физических лиц (отметим ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением ряда законодательно установленных случаев) или места происхождения капитала.
Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара, согласно налоговому и таможенному законодательству РФ.
Основополагающим принципом можно признать положение о том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и споры, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Следуя основам конституционного строя Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), Налоговый кодекс РФ не допускает установление налогов и сборов, нарушающих единство экономического пространства России. Запрещается вводить такие; налоги и сборы, которые прямо или косвенно ограничивают (свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной ин коном экономической деятельности физических лиц и организаций.
Принципиальным для российского федеративного государства следует признать положение о том, что федеральные налоги и споры устанавливаются, изменяются или отменяются исключительно Налоговым кодексом РФ; налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются, соответственно, законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Налоговый кодекс от 31 июля 1998 г. установил систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений;
порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Налоговый кодекс РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Отметим, что налог обеспечивается государственным принуждением, но не является при этом наказанием.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является из условии совершения в отношении плательщиков и боров государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Согласно Налоговому кодексу РФ, налог считается установившим лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база; налоговый период;
налоговая ставка порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться, и налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Совокупность всех платежей в виде налогов, пошлин и сборов представляет собой налоговую систему.
Налоги можно классифицировать по различным основаниям:
по субъектам (плательщикам) — налоги с юридических лиц (например, налог на прибыль, единый социальный налог), налоги с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц), налоги с юридических и физических лиц (например, земельный на /юг, налог с владельцев транспортных средств);
по характеру использования — налоги общего значения (например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц); целевые налоги (например, земельный налог);
по форме возложения налогового бремени — прямые налоги (например, налог на доходы физических лиц, земельный налог) и косвенные налоги (акцизы);
по территориальному уровню — федеральные (например, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы), налоги субъектов Российской Федерации (например, налог с продаж, транспортный налог, нами па игорный бизнес, налог на имущество организации), местные налоги и сборы (например, налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).