Гарантии местного самоуправления в России

Гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность условий, средств и факторов, позитивно влияющих на обеспечение и защиту прав граждан в сфере местного самоуправления.

Общие гарантиивыражаются в сложившихся в нашей стране объективных экономических, политических, социальных и культурных предпосылках, в которых реформируется и будет развиваться местное самоуправление.

Специальные гарантииместного самоуправления представляют собой совокупность юридических, организационных, процессуальных механизмов, направленных на эффективное развитие местного самоуправления в России.

В качестве конституционной гарантии выступает организационная обособленность местного самоуправления, означающая, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 чт. 130 Конституции РФ; Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»), направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы местного самоуправления, так и путем прямого волеизъявления). Имеющее место в Конституции РФ пра-по граждан самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления Федеральным законом от 6 октября 2003 г. ограничено, поскольку им установлен перечень обязательных органов местного самоуправления.

Поддержка местного самоуправления со стороны государства И создание условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований должны быть ориентированы на эффективное и согласованное функционирование федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных и гражданских институтов в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан России, повышения жизненного уровня и благосостояния многонационального народа Российской Федерации.

В качестве гарантии местного самоуправления можно рассматривать межмуниципальное сотрудничество. Оно выражается в форме советов муниципальных образований субъектов РФ,организация и деятельность которых осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 годи № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям. Установлено, что совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность. Советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований,которое считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее 2/3 субъектов Федерации. Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, действующих на основе Гражданского кодекса РФ, Федерального закона о некоммерческих организациях, иных федеральных законов.

Представительными органами муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут приниматься решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Государственная регистрация межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Гарантией местного самоуправления является его право на судебную защиту. Например, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. установлено, что закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу; глава муниципального образования или глава местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. В обоих случаях суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее, чем через 10 дней со дня ее подачи.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Органы государственной власти должны не только создавать правовую и экономическую основы деятельности муниципальной власти, но и способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения. Резюмируя сказанное, считаем уместным привести ч. 5 ст. 2 Декларации «О принципах местного самоуправления в государствах-участниках СНГ»: «Государство осуществляет контроль за законностью деятельности местного самоуправления и не вмешивается в деятельность этих органов, если она осуществляется в соответствии с законодательством.

Наши рекомендации