Источники конституционного права россии

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Самую многочисленную группу источников конституционного права составляют законы:

1) Конституция Российской Федерации – Основной Закон государства. Она является основным источником конституционного права России.

Наряду с Конституцией Российской Федерации, действуют конституции республик, входящих в состав Российской Федерации. Конституции республик Российской Федерации обладают высшей юридической силой на территории своей республики, но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации. Аналогичной Конституциям республик юридической силой на своей территории обладают Уставы других субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Так, на территории Ростовской области действует Устав Ростовской области[1], принятый Законодательным Собранием Ростовской области в виде Областного закона от 29 мая 1996 года № 19-ЗС. Устав Ростовской области играет роль Основного закона в законодательстве Ростовской области.

2) Законы о поправках к Конституции Российской Федерации. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация – в Федеральном законе от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в главы 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена по сравнению с принятием обычных федеральных законов, в связи с чем Конституцию Российской Федерации относят к жестким конституциям.

3) Федеральные конституционные законы (ФКЗ). Данный вариант законов появился в России только с принятием Конституции 1993 года. В отличие от федеральных законов: во-первых, федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 108). Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы (например, см. ч. 1 ст. 70; ч. 3 ст. 118 и др.). Они призваны регулировать важнейшие сферы общественных отношений: судебную систему страны, статус Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, режимы военного и чрезвычайного положения, порядок проведения референдума и т. д.; во-вторых, федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам ведения Российской Федерации (ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции РФ); в-третьих, федеральные конституционные законы отличаются от других законов большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам – ч. 3 ст. 76 Конституции РФ); в-четвертых, требуется более сложный порядок их принятия: одобрение квалифицированным большинством голосов членов и депутатов палат Федерального Собрания – не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ); в-пятых, если обычные законы Государственная Дума принимает, а Совет Федерации одобряет, то федеральный конституционный закон считается принятым, когда обе палаты его одобрят; в-шестых, в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент Российской Федерации не обладает правом вето.

4) Федеральные законы (ФЗ). Это самый многочисленный вид источников конституционного права, которые, однако, имеют свои особенности. Во-первых, в отличие от федеральных конституционных законов источниками конституционного права являются не все принимаемые в России федеральные законы, а только те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус депутата представительного органа власти и т. п.). Во-вторых, они могут приниматься как по предметам исключительного ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71 и 72; ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). В-третьих, принимаются федеральные законы по более простой по сравнению с федеральными конституционными законами процедуре: Государственная Дума простым большинством голосов принимает его, Совет Федерации простым большинством голосов одобряет, Президент Российской Федерации подписывает и обнародует (ст. 105-107 Конституции РФ). В-четвертых, Президент Российской Федерации имеет право отлагательного вето в отношении федеральных законов (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

5) Законы субъектов Российской Федерации. Данный вид источников конституционного права также является относительно новым. Конституция Российской Федерации 1993 года предоставила субъектам Российской Федерации достаточно широкие полномочия, включая право принятия собственных законов. Российские регионы весьма активно пользуются этим правом. Такие законы могут приниматься как по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции РФ), так и по предметам собственного ведения субъектов Российской Федерации (ст. 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). В первом случае приоритет имеет федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ), в последнем – региональный закон (закон субъекта) (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Многочисленную группу нормативных правовых актов – источников конституционного права – составляют подзаконные акты. При этом источниками конституционного права являются не все, а лишь те, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права. К ним относятся:

6) Постановления Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, имеющие нормативный характер (ч. 2 и 3 ст. 102; ч. 2 и 3 ст. 103 Конституции РФ). Этими актами палаты Федерального Собрания утверждают свои Регламенты (ч. 4 ст. 101 Конституции РФ), имеющие важное значение в регулировании порядка реализации полномочий палат парламента. Иногда Регламенты палат выделяются в качестве самостоятельной группы источников конституционного права.

7) Указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ). Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Следовательно, Указы Президента Российской Федерации относятся к числу подзаконных актов, т. е. могут быть отменены законом. Следует уточнить, что Указы главы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства конкретному лицу, о награждении государственными наградами, о помиловании и пр.), равно как и распоряжения Президента Российской Федерации, которые нормативный характер носят крайне редко, в качестве источников права рассматривать нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных правил поведения.

8) Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конституции РФ). Данные акты обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить не только Конституции Российской Федерации и федеральным законам, но и Указам Президента Российской Федерации, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы.

9) Акты других федеральных органов исполнительной власти (приказы, положения, инструкции, правила федеральных министерств, служб, агентств), изданные в пределах их компетенции. Данные акты не должны противоречить законам, Указам Президента Российской Федерации и Постановлениям Правительства Российской Федерации. Подобного рода актами могут быть, в частности, утверждены правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регистрационного учета граждан, регистрации политических партий и иных общественных объединений, особенности реализации отдельных конституционных прав (избирательных, на свободу передвижения, на труд и на отдых, на свободу переписки и т. д.).

10) Иные (кроме законов) нормативные правовые акты субъектов Федерации. К этой группе относятся акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе президентов республик, губернаторов, региональных правительств, администраций, их департаментов, управлений, отделов и т. п., регулирующие отношения в сфере конституционного права.

11) Муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в сфере конституционного права, (в частности, по вопросам взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов, реализации основных конституционных прав и др.) К ним относятся: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования (например, Устав города Новочеркасска, утвержденный решением Городской Думы от 21 марта 1996 года № 222) и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

12) Декларации устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. В них формулируются принципы, которые являются обязательными для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяется дальнейшее развитие государственности и т. д. Например, Декларация РСФСР о государственном суверенитете от 12 июня 1990 года № 22-1, принятая на Первом Съезде народных депутатов РСФСР.

13) Судебный прецедент в странах континентальной правовой системы, к которым относится и Россия, в качестве источника права не рассматривается. Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов в Российской Федерации источником права, по общему правилу, не являются, но правовая природа Постановлений (Определений) Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации принципиально иная: они носят по существу нормативный и прецедентный характер, обязательны не только для лиц, участвующих в деле, т. е. распространяются на неопределенный круг лиц; решения органов конституционной юстиции являются окончательными, их нельзя отменить в порядке апелляции, кассации, надзора, преодолеть путем повторного принятия. Следовательно, решения судебных органов конституционной юстиции в Российской Федерации нужно рассматривать в качестве источников конституционного права.

14) О правовом обычае как источнике конституционного права Российской Федерации можно говорить со значительной долей условности. Дело в том, что обычаи, прежде чем стать нормой, должны закрепиться в правилах поведения в течение достаточно длительного времени и быть санкционированы государством (хотя бы в форме молчаливого одобрения). Период же подлинно конституционного развития в России пока невелик. В то же время осторожно можно говорить о появлении в российской доктрине и практике отдельных конституционных обычаев, например: внесение Президентом Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации в Государственную Думу только после предварительных консультаций с лидерами парламентских фракций и депутатских групп; распределение руководящих постов в Государственной Думе и парламентских комитетах между фракциями пропорционально полученным мандатам; закрепление групп законопроектов в зависимости от предмета регулирования за определенными парламентскими комитетами и комиссиями, осуществление части конституционных полномочий главы государства (помилование, награждение государственными наградами, формирование судейского корпуса и др.) только по согласию с регионами и т. п.

15) В качестве источника конституционного права можно рассматривать договор. При этом международные договоры Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации объявлены составной частью правовой системы Российской Федерации и установлена их более высокая юридическая сила по отношению к федеральному закону. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» перечисленные в нем виды наиболее важных международных договоров подлежат ратификации (утверждению парламентом Российской Федерации). Свое согласие на обязательность для себя других договоров Российской Федерации выражает в других формах.

16) Договоры внутрифедеральные (внутригосударственные) – явление для российской действительности относительно новое. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией (ч. 3 ст. 11) и федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Этот закон устанавливает порядок заключения договора о разграничении полномочий и процедуру обязательного его утверждения федеральным законом. Договор подписывается главой субъекта РФ и Президентом РФ, затем утверждается федеральным законом. Имеет силу федерального закона.

17) Соглашения федеральных органов исполнительной власти с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части своих полномочий также предусмотрены Конституцией РФ (ч. 2 и 3 ст. 78) и федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Эти соглашения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам и, следовательно, имеют силу подзаконных актов. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), затем оно утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.

Доктрину конституционного права (исследования и труды ученых, исследовательских коллективов) источником права не признают. Тем не менее она играет достаточно важную роль в праве, предлагая законодателю обратить внимание на противоречия и пробелы в законодательстве и проблемы в практике правоприменения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Какие общественные отношения регулируются конституционным (государственным) правом Российской Федерации?

2. Почему конституционное (государственное) право Российской Федерации является ведущей отраслью права?

3. Что такое конституционные правоотношения и каковы их субъекты?

4. Перечислите и охарактеризуйте источники конституционного (государственного) права Российской Федерации.

Наши рекомендации