Экономические способы, используемые государством
— Планирование и финансирование природоохранных мероприятий.
— Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов исбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.
—Введение экологического нормирования —закреплённых в нормативных правовых документах экологических критериев (нормативов) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.
Нормативы качества —это нормативы предельно допустимыхконцентраций вредных веществ и предельно допустимых уровнейвредных физических воздействий.
Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающуюсреду.
— Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредноговоздействия.
Предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающихтехнологий, нетрадиционных видов энергии.
— Возмещение вреда, причинённого окружающей природной среде и здоровью человека.
Международное гуманитарное право(международная защита прав человекав условиях мирного и военного времени)
Международное гуманитарное право — совокупностьнорм, определяющих единые для международного сообществаправа и свободы человека, устанавливающих обязательствагосударств по закреплению, обеспечению и охране этих прав исвобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.
Источники современного международного гуманитарного права
•Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.
•Международный пакт 1966 г. о гражданских и политических правах.
•Международный пакт 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах.
•Конвенция 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношенииженщин.
•Международная конвенция 1965 г. о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
•Конвенция Содружества Независимых Государств 1995 г. о правах и основных свободах человека.
•Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны.
•Другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие изкоторых ратифицированы РФ
Принципы международного гуманитарного права
•Равноправие и самоопределение народов.
•Суверенное равенство государств.
•Уважение прав человека.
•Невмешательство во внутренние дела.
•Обязанность государства при всех обстоятельствах разрешать любыеразногласия мирными средствами.
•Ответственность государства за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовая дискриминация, апартеид и др.).
Международная уголовная ответственность индивидов.
Основные положениямеждународного гуманитарного права
•Защита лиц, которые прекратили принимать участие в вооружённомконфликте: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные.
•Предоставление защиты людям, которые непосредственно не являлисьучастниками военных действий: гражданское население, медицинский и духовный персонал.
•Предоставление защиты объектам, которые не используются в военныхцелях: жилые дома, школы, места отправления культа и др.
•Запрещение применения средств и методов ведения военных действий,при использовании которых не проводятся различия между гражданскимии военными лицами и объектами, и которые причиняют им значительныеповреждения и страдания.
Основные нормы международного гуманитарного права,применяемого в период вооружённых конфликтов
•Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно непринимают участия в военных действиях (гражданское население), имеютправо на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.
•Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия.Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено толькопротив военных объектов.
•Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался вплен или прекратил принимать участие в военных действиях.
•Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.
•Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не можетподвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.
•Ограничивается право сторон в конфликте и их вооружённых сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие иметоды ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.
Органы, уполномоченные рассматривать вопросы о нарушении прав человека:
•Генеральная Ассамблея ООН.
•Третий комитет ООН (готовит проекты резолюций по гуманитарным вопросам).
•Комиссия по павам человека при Экономическом и социальном советеООН (ЭКОСОС).
•Комитет по конвенциям и рекомендациям ЮНЕСКО.
•Комитет по правам человека.
•Комитет по ликвидации расовой дискриминации.
•Комитет против пыток.
•Комитет по правам ребёнка.
•Верховный комиссар ООН по правам человека.
Европейский суд по правам человека —основной орган по защите этих прав в мирное время.
•Комитет министров Совета Европы.
•КомиссарСовета Европы по правам человека.
Основные механизмы, используемые международными органами,осуществляющими контроль за соблюдением прав человека:
Рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии;затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующеегосударство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедурыдля этого не существует.
Судебные дела. В мире только три постоянных суда являются органами,осуществляющими контроль за соблюдением прав человека:
—Европейский суд по правам человека(в него может обратиться любойчеловек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. С 1998 г. его защита распространяется на граждан РФ);
—Межамериканский суд по правам человека;
—Международный уголовный суд(рассматривает преступления противчеловечества)
Процедура представления докладовсамими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальномуровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельносоставляют свои альтернативныедоклады.