Допрос подсудимого. Оглашение его показаний.
По общему правилу допрос подсудимого состоит из двух частей - свободного рассказа подсудимого и постановки ему вопросов. Допрос начинается с предложения допрашивающего дать показания по поводу обвинения и известных подсудимому обстоятельств дела. Подсудимый излагает свои показания в форме свободного рассказа. В этой части допроса нежелательно прерывать показания подсудимого, за исключением случаев, когда показания даются об обстоятельствах, не имеющих отношения к делу. Свободный рассказ подсудимого позволяет судить о его личности, степени его осведомленности об обстоятельствах дела, получить представление о правдивости даваемых показаний, выявить неизвестные ранее факты. После свободного рассказа подсудимому задаются вопросы. Эти вопросы могут быть дополнительными, т.е. направленными на получение новой информации; уточняющими, т.е. призванными оказывать помощь допрашиваемому в припоминании забытого, и контрольными, т.е. задаваемыми с целью проверки полученных показаний. Вопросы задаются в очередности, указанной законом: защитник, участники разбирательства со стороны защиты, обвинитель, участники разбирательства со стороны обвинения. Последним вопросы задает суд. Председательствующий имеет право отводить вопросы. Отводу подлежат наводящие вопросы и вопросы, не имеющие отношения к делу. Отвод вопросов по иным мотивам недопустим, например, по причине того, что поставленный вопрос уже задавался другим участником разбирательства. Более того, перекрестный допрос, характерный для судебного следствия, предполагает постановку одного и того же вопроса разными участниками разбирательства. Специфичными для судебного следствия являются перекрестная и шахматная формы допроса. Перекрестным допросом именуется допрос одного подсудимого сразу несколькими участниками разбирательства по поводу одного и того же обстоятельства. В соответствии с шахматной формой допроса допрашиваются сразу несколько подсудимых об одном и том же обстоятельстве, причем в показаниях лиц может и не быть противоречий. Тактика допроса подсудимого схожа с допросом обвиняемого, но у нее есть и свои отличия. Следует учитывать, что допрос в суде происходит спустя продолжительное время после события преступления и допроса на предварительном расследовании. Ко времени судебного следствия подсудимый уже полностью ориентируется в материалах дела и вырабатывает выгодную для себя линию поведения. Нельзя отбрасывать и то обстоятельство, что подсудимый, какие бы искренние показания он ни давал, старается выставить происходящее в выгодном для себя свете и, таким образом, может невольно исказить действительность. В судебном заседании сложно установить психологический контакт с подсудимым, обстановка здесь из-за своей специфики быстро меняется.
Признание подсудимым своей вины не должно вести к свертыванию следствия, поскольку оно не освобождает стороны от необходимости исследования и проверки доказательств, имеющихся в деле. В соответствии с законом признание подсудимым своей вины может быть положено в основу приговора только лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по делу доказательств. Так, отрицание подсудимым своей вины не может быть положено в основу оправдательного приговора, если виновность установлена другими материалами дела. Не следует забывать, что цель допроса состоит не в том, чтобы подсудимый признался в совершении преступления, а в том, чтобы он дал правдивые, исчерпывающие показания по существу предъявленного обвинения.
Подсудимый вправе отказаться от дачи показаний полностью или в какой-то части. Указанное обстоятельство само по себе не должно быть обращено против подсудимого. Наряду с этим председательствующему целесообразно разъяснить подсудимому, что дача им показаний является средством его защиты от обвинения.
Допрос подсудимого в отсутствие другого подсудимого является исключительным случаем. Суд может принять такое решение, если присутствие другого подсудимого может повлиять на показания допрашиваемого или если необходимо провести подробный допрос подсудимого об отдельных обстоятельствах дела при наличии фактов, свидетельствующих о том, что подсудимые пытались договориться давать определенные показания или при выдвижении ими в суде новых версий об обстоятельствах совершения преступления.
Статья 276 УПК РФ
Закон ограничивает возможность оглашения показаний подсудимого, данных им на предварительном расследовании судебном следствии, тремя случаями. Оглашение показаний возможно только при наличии ходатайства стороны. Председательствующий оглашает показания подсудимого путем зачитывания соответствующего протокола и воспроизведения приложенных к протоколу допроса материалов фотографирования, аудио- и видеозаписи, а также киносъемки допроса. Применение данного правила обусловливает наличие не любых, а только существенных противоречий. К существенным относятся противоречия, затрагивающие суть дела, например: цель и мотив деяния, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность за содеянное или ставящие под сомнение допустимость доказательств, и т.д. Расхождение показаний подсудимого в незначительных деталях нельзя отнести к существенным противоречиям. После оглашения показаний подсудимому должна быть предоставлена возможность объяснения причины противоречий в его показаниях. Допустимо выборочное оглашение показаний, если это не влияет на объективность изложения сведений, в них содержащихся. Подобным образом поступают и с воспроизведением аудио- и видеозаписи показаний подсудимого. Показания подсудимого оглашаются полностью, если судебное следствие проходит в отсутствие подсудимого в соответствии с ч. 4 ст. 247 УПК или в случае его отказа от дачи показаний при соблюдении требований п. 3 ч. 4 ст. 47 УПК. Воспроизведению аудио- и видеозаписи предшествует оглашение соответствующего протокола допроса подсудимого, протокола судебного заседания. Об оглашении показаний подсудимого делается отметка в протоколе судебного заседания.