Виды систематизации нормативных актов.

Содержание понятия «государство». Теории происхождения государства.

Государство – это основное средство осуществле­ния политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значе­ниях: в узком значении – как институт господства, как носитель го­сударственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватыва­ет и «государство» (в узком смысле), и «общество».

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА:

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение.

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Ее представители Гоббс, Локк, Ж Монтескье и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души.

5. Теория насилия. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права.

6. Психологическая теория. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества.

7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

8. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Типы и формы государства.

Государство характеризует политическую организацию общества с определенной формой организации государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форме государственного устройства и в виде политического режима. Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. В соответствии с этим все государства классифицируются на монархические и республиканские формы государственного правления.

Типы и формы государства.

Монархия представляет собой форму государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу (монарху), получающему власть в порядке наследия. Выделяют следующие разновидности монархий:
• абсолютная монархия (Оман, Катар, Бруней) - форма правления, при которой власть монарха никем и ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без какого-либо контроля со стороны политических институтов или общества;
• дуалистическая (двойственная) монархия (Кувейт, Марокко, Иордания) - форма правления, при которой монарх имеет широкие полномочия в исполнительной власти, но его законодательная функция ограничена;
• парламентская монархия (Великобритания, Бельгия, Швеция и др.), - форма правления, при которой монарх хотя и считается главой государства, но обладает только церемониальными функциями, выступает как символ государства.
Республика представляет собой форму государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным и периодически сменяемым органам - парламенту, президенту, наряду с которыми существует независимое правосудие и местное самоуправление. Выделяют следующие разновидности республик:
• президентская республика (США, Россия, Казахстан) - президент избирается народом, является главой государства и правительства, является верховным главнокомандующим, руководит внутренней и внешней политикой, имеет право отлагательного вето, в некоторых государствах может распускать парламент;
• парламентская республика (Италия, ФРГ, Израиль) - республиканская форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту, который самостоятельно выполняет ряд важных функций: формирование и контроль за правительством, утверждение бюджета, избрание президента и т.д.;
• смешанная республика (Франция) - республиканская форма правления, в которой сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за работой правительства, а правительство ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом.
По форме государственного устройства, которая характеризует способ территориального устройства государства, выделяют следующие разновидности государства:
• унитарное государство (Республика Беларусь, Франция) - политически целостное государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций и т.д.), не обладающих собственной государственностью, которое имеет одну конституцию, одно гражданство, единую систему высших органов;
• федерация - соединенное, союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов), объединенных на основе принципа верховенства общегосударственной власти и права при сохранении определенной политической самостоятельности членов федерации, которые имеют свои конституции, гражданство, высшие органы власти. Федерации могут формироваться на территориально-административной основе (США, Мексика) и на национально-территориальной (Российская Федерация);
• конфедерация (Объединенная Арабская Республика) - постоянный союз, как правило, весьма непрочный, самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных политических и экономических целей.
Конфедерация - Объединенная Арабская Республика.
При характеристике государства также правомерно выделять следующие его исторические типы: рабовладельческое государство, феодальное государство, капиталистическое (буржуазное) государство, социалистическое государство.

Соотношение права и морали.

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. Объективно существующая зависимость между правом и моралью, обусловленная их регулятивной природой и связанной с этим доминирующей ролью в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Это означает, что сфера действия права и морали в значительной мере пересекаются.

Общее в праве и морали вытекает из их принадлежности к единой системе нормативного регулирования (это общие правила, возникают в практической деятельности, соответствуют культуре и характеру социальной организации, обладают всеобщностью, наибольшим авторитетом, и др.).

Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт - закон, кодекс, постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений. Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы права, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. Виды нормативно-правовых актов. Делятся на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон обладает следующими признаками:
а) принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума;
б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;
в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;
г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;
д) должен отражать волю и интересы общества в целом;
е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь "вкрапления" индивидуально-властных предписаний).

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся:
а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны);
б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции;
в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией.

Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы законодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации.

Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить.
В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие:

а) указы Президента РФ;
б) нормативные акты Правительства РФ;
в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств).

Система права РФ.

Система права в РФ - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи на национальном уровне. В эту совокупность также входят международно-правовые аспекты, правовая культура и правоприменительная практика в РФ. Структурные элементы системы права в РФ

К структурным элементам системы права в РФ относится понятие "отрасль права". Отрасль права представляет собой группу правовых норм, регулирующих определенный род общественных отношений. Каждая отрасль права состоит из правовых институтов. Правовой институт - это группа правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений. Под предметом правового регулирования понимается совокупность однородных общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. К основным методам правового регулирования относятся императивный и диспозитивный, а к вспомогательным — поощрительный и рекомендательный.

· Императивный метод - это метод властных предписаний, основанный на обязываниях и запретах. Он используется в уголовном, административном и некоторых других отраслях права.

· Диспозитивный метод - это метод равенства и автономии воли субъектов права. Он дает участникам правоотношений возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Диспозитивный метод используется в основном в гражданском праве.

· Метод поощрения свойственен трудовому праву, где для выполнения трудовых обязанностей и повышения квалификации используется стимулирование работников.

· Метод рекомендаций нередко применяется в аграрном праве для управления сельскохозяйственными организациями.

Избирательная система в РФ.

Средством закрепления практики организации выборов на фактическом и нормативном уровне служит избирательная система.В широком смысле слова избирательная система представляет совокупность общественных отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Избирательная система строится на основе ряда принципов, главным из которых можно назвать: всеобщность, свободное участие в выборах, обязательный вотум, равенство граждан при выборах, состязательность избирательного процесса, равные возможности претендентов, гласность при подготовке и поведении выборов и другие. Термин «избирательная система» в узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов существует несколько и, что важно, применение каждого из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат. Наиболее распространенным способом определения результатов выборов является мажоритарная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов, а все остальные партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, непредставленными. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов - относительного, абсолютного или квалифицированного. Наиболее демократичным способом определения результатов выборов является пропорциональная система, при которой мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Однако этот факт может негативно отразиться на формировании правительства в парламентских республиках при условии, что ни одна партия на имела абсолютного большинства в парламенте. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Элементы избирательной системы. 1-я группа организационно-территориальная: Избирательные округа:

1) подразделяются по количеству мандатов; 2) по охвату территории3) производственные

Другим территориальным субъектом является избирательный участок – это часть избирательного округа, в пределах которого осуществляется голосование и первичный подсчет голосов. 2-я группа – непосредственные участники избирательных кампаний связана с выдвижением кандидатов на выборные должности:

1) сами кандидаты 2) субъекты выдвигающие кандидатов на выборные должности3) наблюдатели за ходом ИК и подведением итогов выборов.

Правительство России.

Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями.

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Правительство России состоит из Председателя Правительства России, заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров.

Судебная власть в РФ.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция.Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
2. Суды общей юрисдикции.Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и закономсубъектаРФ.
3. Арбитражные суды.В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного; гражданского; административного; уголовного.

Местное самоуправление.

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В РФ — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций: управление собственными делами в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах.

Конституция РФ

Статья 130.1.Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользованиераспоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131.Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и: на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется население самостоятельно

Объекты гражданского права.

Объекты гражданских прав - в праве - материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. В РФ объектами гражданских прав являются: вещи; имущественные права; работы и услуги; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага; иное имущество. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Содержание, основания возникновения и прекращения права собственности. Правомочия собственника.

Право собственности в субъективном смысле—собственность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения по осуществлению собственником своих правомочей. Осуществление собственником своих прав не зависит ни оот кого, кроме закона. Содержание прав собственности имеет 3 правомочия : Владение, Пользование, Распоряжение. Основание возникновения права собственности—определенные юридические факты (жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение права). Основания:Первоначальные— право собственности возникает либо впервые, либо независимо от воли предшествующего обственника.Производные—по воле предшествующего собственника или в порядке правоприемства. По Конституции выделяются следующие формы собственности:

• частная (собственность граждан и юридических лиц);

• государственная (публичная) (субъектами ее выступает Российская Федерация, субъекты РФ, а также города федерального значения Москва и Санкт-Петербург);

• муниципальная (субъектами ее являются муниципальные образования, в которых имеются органы самоуправления — города, поселки и т.д.).

Дисциплина труда и ответственность за ее нарушение.

Трудовая дисциплина (дисциплина труда) — обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с законами, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка и другими актами организации. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.За нарушение трудовой дисциплины, выражающемся в совершении дисциплинарного проступка, т. е. неисполнении или ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель в зависимости от проступка имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор;увольнение по соответствующим основаниям.

Содержание понятия «государство». Теории происхождения государства.

Государство – это основное средство осуществле­ния политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значе­ниях: в узком значении – как институт господства, как носитель го­сударственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватыва­ет и «государство» (в узком смысле), и «общество».

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА:

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение.

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Ее представители Гоббс, Локк, Ж Монтескье и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души.

5. Теория насилия. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права.

6. Психологическая теория. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества.

7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

8. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Типы и формы государства.

Государство характеризует политическую организацию общества с определенной формой организации государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форме государственного устройства и в виде политического режима. Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. В соответствии с этим все государства классифицируются на монархические и республиканские формы государственного правления.

Типы и формы государства.

Монархия представляет собой форму государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу (монарху), получающему власть в порядке наследия. Выделяют следующие разновидности монархий:
• абсолютная монархия (Оман, Катар, Бруней) - форма правления, при которой власть монарха никем и ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без какого-либо контроля со стороны политических институтов или общества;
• дуалистическая (двойственная) монархия (Кувейт, Марокко, Иордания) - форма правления, при которой монарх имеет широкие полномочия в исполнительной власти, но его законодательная функция ограничена;
• парламентская монархия (Великобритания, Бельгия, Швеция и др.), - форма правления, при которой монарх хотя и считается главой государства, но обладает только церемониальными функциями, выступает как символ государства.
Республика представляет собой форму государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным и периодически сменяемым органам - парламенту, президенту, наряду с которыми существует независимое правосудие и местное самоуправление. Выделяют следующие разновидности республик:
• президентская республика (США, Россия, Казахстан) - президент избирается народом, является главой государства и правительства, является верховным главнокомандующим, руководит внутренней и внешней политикой, имеет право отлагательного вето, в некоторых государствах может распускать парламент;
• парламентская республика (Италия, ФРГ, Израиль) - республиканская форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту, который самостоятельно выполняет ряд важных функций: формирование и контроль за правительством, утверждение бюджета, избрание президента и т.д.;
• смешанная республика (Франция) - республиканская форма правления, в которой сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за работой правительства, а правительство ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом.
По форме государственного устройства, которая характеризует способ территориального устройства государства, выделяют следующие разновидности государства:
• унитарное государство (Республика Беларусь, Франция) - политически целостное государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций и т.д.), не обладающих собственной государственностью, которое имеет одну конституцию, одно гражданство, единую систему высших органов;
• федерация - соединенное, союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов), объединенных на основе принципа верховенства общегосударственной власти и права при сохранении определенной политической самостоятельности членов федерации, которые имеют свои конституции, гражданство, высшие органы власти. Федерации могут формироваться на территориально-административной основе (США, Мексика) и на национально-территориальной (Российская Федерация);
• конфедерация (Объединенная Арабская Республика) - постоянный союз, как правило, весьма непрочный, самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных политических и экономических целей.
Конфедерация - Объединенная Арабская Республика.
При характеристике государства также правомерно выделять следующие его исторические типы: рабовладельческое государство, феодальное государство, капиталистическое (буржуазное) государство, социалистическое государство.

Соотношение права и морали.

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. Объективно существующая зависимость между правом и моралью, обусловленная их регулятивной природой и связанной с этим доминирующей ролью в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Это означает, что сфера действия права и морали в значительной мере пересекаются.

Общее в праве и морали вытекает из их принадлежности к единой системе нормативного регулирования (это общие правила, возникают в практической деятельности, соответствуют культуре и характеру социальной организации, обладают всеобщностью, наибольшим авторитетом, и др.).

Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт - закон, кодекс, постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений. Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы права, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. Виды нормативно-правовых актов. Делятся на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон обладает следующими признаками:
а) принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума;
б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;
в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;
г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;
д) должен отражать волю и интересы общества в целом;
е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь "вкрапления" индивидуально-властных предписаний).

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся:
а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны);
б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции;
в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией.

Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы законодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации.

Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить.
В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие:

а) указы Президента РФ;
б) нормативные акты Правительства РФ;
в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств).

Виды систематизации нормативных актов.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Виды:

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т. е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу).

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Наши рекомендации