Проблемы и пути совершенствования участия прокурора в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве.

В гражданском судопроизводстве:

1) закрепленная в ст. 45 гпк оценочные критерии «состояния здоровья» «возраст», которые явились основанием для обращения прокурора в суд в защиту прав и интересов гражданина носят оценочный характер.

2) нормативно не закреплено процессуальный статус прокурора. использование понятия «процессуальный истец», выработано практикой но не установлено законом.

В арбитражном процессе

1) сделки юридических лиц и ИП при отсутствии в их уставном капитале доли, участия РФ, суб РФ, местных органов могут прямо или косвенно затрагивать публичные интересы. Однако прокурор в этом случае лишен права на обращение в АС РФ.

2) АПК не предоставляет права на обращение в АС прокурором района или равным уровня, что влияет на оперативность, а иногда и актуальность обращения в суд.

3) понятие «процессуальный истец» также не закреплено в АПК.

В административном судопроизводстве:

1) ст. 17.7. КоАП .предусматривает ответственность за невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных законом, не относящиеся к числу тех, преследование за нарушение которых является прямой обязанностью прокурора ( ст.28.4 КоАП - дела об АПН которые вправе возбуждать прокурор)

2) в соответствии с УПК прокурор не вправе инициировать в АС РФ рассматривать дела об АПН . лишь постановления пленума ВАС РФ ориентирует АС все таки принимать такие заявления прокурора.
3) АПК не предусматривает прокурору права оспаривания незаконных постановлений органов, вынесенные в отношении юридических и физических лиц.
В целом основную проблему составляют вопросы о возможности и степени участия прокурора в судопроизводстве
КоАП РФ пошел по пути рассмотрения участия прокурора в административном производстве по сравнению с КоАП РСФСР : прокурор включен в число участников производства по делам об АПН ( ранее был исключительной надзорной фигурой, ему предоставлялось право возбуждать производство как в отношении должностных лиц так и граждан. юридических лиц ( ранее по закону о прокуратуре только в отношении должностных лиц), причем при определении условий прокурор может возбуждать дело по любому составу предусмот. КоАП.
В отношении участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе существует 2 точки зрения:

1) участие прокурора должно быть минимизированным и рассматриваемым как исключение, обусловленное либо необходимостью защиты публичного интереса либо невозможностью или крайней затруднительностью самостоятельного обращения лица в суд, следовательно, по мере устранения препятствий в доступности правосудия ( профессиональное, юридическое представительство) участие прокурора в частноправовых спорах должно сокращаться.
2) необходимо сохранить полномочия прокурора .которые были предусмотрены гпк РСФСР ,а в АПК расширить их до того же объема а также наделить его особым процессуальным статусом В настоящее время превалирует первый подход .что выражается в том что в гпк РФ исходя из принципа равноправия сторон основания участия прокурора в суде сужены а в АПК практически полностью устранены.

43. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Надзор за исполнением наказания (надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу) – это особый вид надзорной деятельности, осуществляемый генеральным прокурором и подчинёнными ему прокурорами, направленный на обеспечение точного и единообразного исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемых судом мер принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Предмет надзора (ст. 32 ФЗ «О прокуратуре»):

  1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  2. соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
  3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Здесь нужно обратить внимание на следующее – до 1992 года законодательно регулировались порядок и условия содержания, но в полномочия прокурора не включался надзор за ними. Учитывая тенденции вхождения в Совет Европы и деятельность Европейского Суда по правам человека, начиная с 1992 года они были включены в полномочия прокурора.

Под законностью нахождения лиц в учреждениях, исполняющих наказание, понимается правомерность их помещения в эти учреждения, содержания в них, включая меры по обеспечению безопасности осужденных, режима отбывания наказания, соблюдение сроков содержания, установленный порядок освобождения. В указанные учреждения могут помещаться лица при наличии соответствующих документов, причем лица различных категорий помещаются вучреждение, определенное законом для содержания конкретной категории осужденных. Основанием исполнения и отбывания уголовного наказания является обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу.

Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы определяется основными средствами исправления осужденных, к которым закон (ст. 9 УИК) относит: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Под условиями содержания осужденных в исправительных учреждениях понимаются нормы и порядок материально-бытового и медико-санитарного обеспечения. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы зависят от вида исправительного учреждения.

Объект надзора

  1. Изоляторы временного содержания (ИВС есть в каждом отделении полиции), следственные изоляторы (их где-то четыре на Воронежскую область – на Среднемосковской СИЗО есть, там содержатся мужчины; есть следственный изолятор, где содержатся женщины – где-то в Юго-западном районе; есть СИЗО также в Борисоглебске и в Россоши)
  2. Исправительные и исправительно-трудовые и иные органы и учреждения. Речь идёт об учреждениях – исправительных колониях. В Воронеже на Среднемосковской, с особым режимом
  3. Тюрьмы.
  4. Колонии-поселения.
  5. Медицинские учреждения, осуществляющие принудительные меры медицинского характера. (В Воронеже на 9 января). Там содержатся лица, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера.
  6. Судебные приставы
  7. Уголовно-исполнительные инспекции.
  8. Учреждения, где осуществляют исправительные работы осуждённые, тоже могут быть объектом данной отрасли надзора.

Реализуя указанные выше направления деятельности, органы прокуратуры решают широкий круг задач, предусматривающий осуществление надзора за:

-обоснованностью назначения судом осужденному соответствующего вида исправительного учреждения (в целях реализации требования закона о раздельном содержании различных категорий осужденных);

-соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства об основных средствах исправления осужденных, обеспечении их прав, свобод и законных интересов;

-законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества;

-законностью и своевременностью освобождения осужденных от отбывания наказания.

В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2007 N 19 прокурорам необходимо при проверках состояния законности в указанных учреждениях особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны сотрудников УИС, необоснованного водворения в штрафные помещения, на обеспечение гуманных условий содержания.

Генпрокурор РФ требует организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией учреждений и органов УИС предписаний прокуратуры. Администрация органов и учреждений УИС обязана исполнять постановления и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания, предусмотренных УИК и иными законодательными актами. Нарушения законов подлежат немедленному устранению.

На органы прокуратуры ложится важная задача - своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы. Прокурорский надзор является в данном случае одной из важнейших правовых гарантий. Среди общих задач прокурорского надзора следует выделить борьбу с преступностью и охрану общества от преступных посягательств. К специальным задачам - не только надзор за исполнением срока наказания, но и наблюдение за тем, чтобы приговор был реализован в точном соответствии с назначенным наказанием, требованиями законов.

44. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Прокурор должен принять в пределах, определенных законом, исчерпывающие меры, чтобы обеспечить устранение выявленных нарушений законности. По возможности они принимаются в ходе проверки, а если требуется подготовка актов прокурорского реагирования, - в короткий период после ее окончания.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

- посещать в любое время органы и учреждения, являющиеся объектами надзора;

- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, являющихся объектами надзора;

- требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Прокурор наделен властными полномочиями. Пункт 5 – отменяет дисциплинарные взыскания, немедленно освобождает своим постановлением незаконно содержащихся в таковых учреждениях лиц.

Акты реагирования:

Представлениепо материалам проверки вносится начальнику СИЗО или территориального органа УИС, когда в деятельности администрации СИЗО выявлены нарушения законности, требующие вмешательства данного органа. В представлении ставится вопрос о принятии конкретных мер, направленных на устранение нарушений и привлечение каждого сотрудника УИС, виновного в допущенных нарушениях, к дисциплинарной ответственности (с учетом соответствующих сроков давности). Дисциплинарная ответственность должностных лиц и сотрудников СИЗО определяется нормативными актами, регулирующими порядок прохождения службы в правоохранительных органах.

Административно-юрисдикционные и исковые полномочия прокурора следует использовать в случаях, когда традиционные формы реагирования не привели к фактическому устранению нарушений.

В том случае, если аналогичные нарушения закона совершаются в течение длительного времени, при этом принятие мер по их устранению находится в компетенции центрального органа УИС и прокуратурой субъекта РФ приняты все возможные меры для их устранения, прокурор субъекта РФ должен рассмотреть вопрос о направлении проекта представления директору ФСИН России в Генпрокуратуру РФ.

На не соответствующие закону приказы, распоряжения и постановления администрации мест содержания под стражей приносятся протесты, а незаконные постановления о привлечении к дисциплинарной ответственности прокурором отменяются путем вынесения постановления.

Получив в ходе проверки сведения о готовящихся противоправных деяниях, прокурор в целях предупреждения правонарушения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Если нарушение законности образует состав уголовно наказуемого деяния, прокурор направляет материалы по подследственности для оценки выявленного факта в порядке ст. 144, 145 УПК.

Наши рекомендации