Основные типы коллизионных привязок.
Привязка – указание на право или компетентный правопорядок, который подлежит применению в данной ситуации.
Типы коллизионных привязок:
1. lex personalis (личный закон):
а) lex nationalis – закон национальности, применяется право того гос-ва, гражданином которого является данное лицо;
б) lex patrie – закон гражданства, применяется право того гос-ва, гражданином которого является данное лицо;
в) lex domicile – закон места жительства, применяется право того гос-ва, где проживает участник данных правоотношений.
Вопросы, которые определяет:
- вопросы, связанные с правоспособностью лица;
- вопросы связанные с дееспособностью лица;
- вопросы личных прав;
- вопросы семейного права;
- вопросы наследования.
2. lex societalis – закон национальности юр. лица. Личный статут юр.лица – применимое право.
Вопросы, которые определяет:
- статус юр. лица;
- организационно-правовая форма;
- требования связанные с наименованием юр.лица;
- создание, реорганизация и ликвидация;
- правоспособность юр.лица;
- порядок приобретения прав и обязанностей;
- внутренние отношения юр лица, компетенция органов;
- как юр. лицо отвечает по своим обязательствам.
Привязки:
а) право оседлости – применяется право той страны, где находится административный центр юр.лица.
б) доктрина центра эксплуатации – по месту фактического осуществления своей деятельности.
в) доктрина инкорпорации – по месту регистрации юр.лица.
г) доктрина контроля – национальность той страны кому реально принадлежит это юр. лицо.
3. lex rei sitae – закон места нахождения вещи. Применяется право той страны, на территории которой находится вещь, которая является объектом данного правоотношения.
Вопросы, которые определяет:
- может ли эта вещь быть объектом собственности.
- юр. квалификации вещи.
- порядок возникновения, приобретения и прекращения права собственности.
- содержание вещных прав.
4. lex voluntatis – закон, избранный сторонами гр-пр отношений. Применимо право того гос-ва, которое выберут сами стороны правоотношений. Принцип автономии воли.
Вопросы, которые определяет:
- толкование норм договора.
- права и обязанности сторон.
- исполнение договора.
- случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения договора.
- прекращение договора.
- недействительность договоров.
5. lex loci contractus – закон места совершения договора. Применяется право той стороны, где заключен договор.
lex loci actus – юр. действия, которые лежат в основе договора (закон места совершения сделки, заключения брака и т.д.)
lex loci deficit commis – закон места совершения правонарушения.
6. lex fori – закон суда. Применимо право той страны, где происходит суд.
Проблема квалификации.
Толкование коллизионной нормы сопутствует ее применению. Для применения коллизионной нормы необходимо раскрыть содержание имеющихся в ней юридических понятий и соотнести их с фактическими обстоятельствами дела. Юридическая квалификация коллизионной нормы отличается от толкования других норм права. Основное отличие: фактические обстоятельства находятся в правовом поле разных государств. Коллизионная норма связывает национальное право с иностранным, поэтому проблема квалификации сводится к выявлению того, с точки зрения права какого государства необходимо толковать юридические категории, содержащиеся в самой коллизионной норме.
В международном частном праве существует теория конфликта квалификаций , основанная на проблеме квалификации коллизионных норм. Конфликт квалификаций связан с тем, что в праве разных государств текстуально одинаковые правовые понятия (дееспособность, форма сделки, личный закон, место заключения сделки, юридическое лицо) имеют принципиально различное содержание. При применении одинаковых терминологических понятий решение по одному и тому же делу в судах разных стран может быть прямо противоположным.
Существует несколько теорий разрешения конфликта квалификаций:
- Квалификация по закону суда (по национальному праву того государства, правоприменительный орган которого рассматривает дело). Это наиболее распространенный способ разрешения конфликта квалификаций. Коллизионная норма как норма национального права использует национальные юридические категории, свойственные именно данной правовой системе. Поскольку коллизионный вопрос решается на основе коллизионного права страны суда, то и квалификация коллизионных понятий должна производиться именно по закону суда.Основной недостаток данной квалификации — игнорирование факта, что правоотношение связано с территорией других государств и коллизионный вопрос может быть решен в пользу выбора иностранного права.
- Квалификация по праву того государства, с которым отношение наиболее тесно связано (по праву существа отношения). Этот способ позволяет избежать основных недостатков квалификации по закону суда — иностранные правовые понятия квалифицируются в «родных» для них правовых категориях. Наиболее сложной проблемой является необходимость применения иностранных коллизионных правовых понятий на стадии выбора права, еще до решения коллизионного вопроса. Возможность квалификации по иностранному праву — если все фактические обстоятельства связаны с правом одного государства. Кроме того, юридические понятия, требующие квалификации, могут быть неизвестны местному праву или известны в ином терминологическом обозначении и с иным содержанием (п. 2 ст. 1187 ГК РФ ).
- Теория «автономной» квалификации основана на том, что коллизионная норма, национальная по своей природе, связывает отечественное право с иностранным. Для выполнения роли связующего звена между правопорядками разных государств коллизионная норма должна использовать общие для всех правовых систем понятия. Идея создания коллизионных норм, состоящих из юридических понятий, общих для большинства правовых систем, имеет позитивный характер. Именно такие коллизионные нормы смогли бы выполнять свою функцию выбора компетентного права наилучшим образом. Проблема — где найти такие общие понятия и кто должен их устанавливать?
Судья в процессе правоприменительной деятельности вправе произвести сравнительный анализ права тех государств, с которым связано данное отношение, выделить общие для всех юридические категории и на их основе применить отечественную коллизионную норму. Но возможно ли обязать судью заниматься сравнительным правоведением? На сегодняшний день автономная квалификация как способ толкования коллизионных норм не может быть основой деятельности национальных правоприменительных органов. Однако с точки зрения будущего права этой теории следует уделить особое внимание, так как общие понятия, которые должны лежать в основе коллизионных норм, безусловно, существуют, и их необходимо устанавливать. Основной способ определения и создания подобных понятий — унификация и гармонизация коллизионного и материального права, формирование и развитие регионального и универсального МЧП.
С конфликтом квалификации тесно связаны проблемы определения, толкования и применения правовых норм. Если коллизионный вопрос решен в пользу применения иностранного закона, то действует правило: иностранное право необходимо толковать и применять так, как оно толкуется и применяется в его «родном» государстве «родным» судьей. Практическая реализация этого правила представляет собой, пожалуй, наибольшую сложность в МЧП: насколько суд одного государства, знающий и применяющий ex officio (по должности) только свое собственное национальное право, способен истолковать и применить иностранное право так, как применял бы его суд соответствующего иностранного государства?
Проблемы определения, толкования и применения иностранных правовых норм в российском законодательстве разрешаются в соответствии со ст. 1191 ГК РФ, ст. 166 СК РФ , ст. 14 АПК РФ . Содержание норм иностранного права устанавливается российским судом ex officio в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной соответствующего иностранного государства. Российское право закрепляет и механизм установления содержания иностранного права — обращение в Министерство юстиции Российской Федерации, иные компетентные органы в Российской Федерации и за границей, привлечение экспертов. Российский суд вправе пользоваться и помощью участвующих в деле лиц, которые могут оказать суду содействие в установлении содержания иностранного права. Содействие сторон — это их право, а не обязанность. Бремя доказывания содержания иностранного права может быть возложено на стороны только по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью. Если содержание норм иностранного права установить не удалось, суд применяет российское право (п. 3 ст. 1191 ГК РФ).