Административная жалоба: понятие, признаки, виды. Производство по административной жалобе.

Административная жалоба- обращение гражданина в государственные или иные публичные органы, их должностным лицам, в судебные органы по поводу нарушения его прав и законных интересов, рассматриваемая в административном порядке.

Виды:

§ Общая [ Субъект подачи – любой гражданин. Срок подачи – неограничен. Форма – устная/письменная. Адресат жалобы – Гос.органы, ОМС. Срок рассмотрения – 30 дней + 30дней. Ответ – письменный/устный]

§ Специальная [ Субъект подачи – только те, кто внесен в перечень спец. НА; Срок подачи – 10 суток. Форма – только письменная. Адресат – тот, который указан спец.НА. Срок рассмотрения – 10 дней. Ответ – только письменный]

Производство по административной жалобе.

Первая — стадия первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет работать с нею, дать ему определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию.

Вторая стадия — проверка жалобы (анализ ситуации). К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

Третья стадия — принятие решения по жалобе.

Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц.Однако естьтри исключения:

1. Заявления и жалобы, не требующие доп. изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц (в итоге – 60дней)

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных — семидневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы: со дня ее поступления в организацию, обязанную решить вопрос по существу.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

1) о полном удовлетворении жалобы;

2) о частичном удовлетворении жалобы;

3) об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д. ).

По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам неподведомственности.

Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, то ее еще на стадии первичной обработки следует направить в компетентную организацию. Автору жалобы должно быть сообщено о том, что она направлена по подведомственности. Но если дело подведомственно суду, об этом сообщается гражданину, а жалоба никуда не пересылается;

Четвертая стадия — исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Субъект власти обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина.

Судебный порядок обжалования гражданами нарушенных прав и свобод: общая характеристика административной юстиции.

Речь идет о судебном порядке разрешения жалоб граждан и особенно в тех случаях этот порядок является надежным, когда права и интересы граждан нарушаются неправомерными деяниями субъектов власти.

Нормативная основа – Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с этим законом, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными деяниями, либо решениями гос.органов, ОМС, нарушены его права и свободы.

Условия подачи: если гражданину отказали в удовлетворении административной жалобы, либо он не получил ответа в течение 1 месяца, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба направляется либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина вправе приостановить исполнение того деяние или решения, по поводу которого написана жалоба.

Сроки:

1.Три месяца, со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.

2. Один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы/ либо отсутствия ответа

Наши рекомендации