Принцип обязательности исполнения указаний прокурора.

Формула принципа: требования прокурора; вытекающие из его полномочий по осуществлению надзора за соблюдением Кон­ституции и исполнением законов, подлежат безусловному вы­полнению в установленный срок.

Содержание принципа выражается в том, что закон, наделяя прокурора широкими полномочиями по осуществлению над­зорных функций, предусматривает соответствующие правовые средства юридического принуждения в случаях, когда граж­данин или должностное лицо поднадзорного объекта отказы­вается подчиниться законным и обоснованным требованиям прокурора.

Прокурор имеет также право требовать от руководителей и других должностных лиц проведения различных проверок деятельности их организаций или подконтрольных учреждений. Прокурор имеет право вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов.

Умышленное неисполнение этих и других требований про­курора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой в со­ответствии со ст. 17.7 КоАП административную ответствен­ность

10. Система и структура органов и учреждений прокуратуры РФ.

Прокуратура в РФ- это единая феде­ральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Кон­ституции и исполнением законов, а также реализующая иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защи­ты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства

Систему прокуратуры РФ составляют

1. Генпроку­ратура РФ

2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.

3. научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юр. лицами.

4. Следственный комитет при прокуратуре РФ.

Система органов прокуратуры построена по принципу:

1) административно-территориального и национально-гос. устройства РФ;

2) постоянной дислокации воин­ских частей и подразделений;

3) отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности.

Например, территориальные прокуратуры образовываются в субъектах РФ, а также в районах, составляющих администра­тивную структуру этого субъекта. В некоторых субъектах РФ созданы межрайонные территориальные проку­ратуры.

Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских форми­рованиях, а также в некоторых иных гос. органах. Система этих прокуратур организована в соответствии с места­ми постоянной дислокации воинских частей и подразделений, а также видов Вооруженных Сил РФ.

В основе создания специализированных прокуратур ле­жит конкретный специфический вид деятельности или от­раслевая принадлежность. Например, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) создаются в связи с особым режимом деятельности на этих терри­ториях.

Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, запрещено за­коном.

Генпрокуратуру РФ возглавляет Генпрокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федера­ции РФ по представлению Генпрокурора РФ.

В Генпрокуратуре РФ образуется Коллегия в со­ставе Генпрокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурор­ских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Структуру Генпрокуратуры РФ составляют глав­ные управления, управления и отделы, Главная военная прокуратура, Главное следственное управление, Управление по надзору за расследо­ванием преступлений органами прокуратуры, Управление по надзору за следствием, дознанием и ОРД в ОВД, Управление по надзору за расследованием особо важных преступлений, Управление криминалистического обеспече­ния и др.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их за­местители и начальники отделов в составе управлений — по­мощниками Генпрокурора РФ.

Генпрокурор РФ имеет советников, старших по­мощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, а также помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальни­ков управлений.

Генпрокурор РФ руководит системой прокурату­ры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, рас­поряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок ре­ализации мер материального и социального обеспечения ука­занных работников. В пределах штатного расписания и фонда оплаты труда он устанавливает штаты и структуру Генпрокуратуры РФ, определяет полномочия структурных под­разделений, численность штатов и структуру подчиненных ор­ганов и учреждений прокуратуры. Генпрокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Законом о прокуратуре.

В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет - консультативный орган. Цель — науч­ное содействие органам прокуратуры РФ в выполнении возло­женных на них задач. Решения Совета носят рекомендательный характер и при­нимаются большинством голосов присутствующих.

Информационно-аналитический центр на основании приказа Генпрокурора РФ «Об образовании Информационно-аналитического центра Генпрокуратуры РФ» создан в целях обеспечения Генпрокурора РФ необходимой аналитической информа­цией для принятия оптимальных решений и мер по предупре­ждению и борьбе с преступностью.

На основании приказа Генпрокурора РФ «Об образовании управлений Генпрокуратуры РФ в федеральных округах» в 7 феде­ральных округах были созданы самостоятельные управления Генпрокуратуры РФ.

При выполнении возложенных функций управления Генпрокуратуры РФ не подменяют прокуратуры субъек­тов РФ, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта РФ недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства.

Территориальные прокуратуры

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют прокуроры, назначаемые на должность Генпрокуро­ром РФ по согласованию с органами власти субъекта. Ру­ководители прокуратур субъектов РФ имею первого замести­теля и заместителей, которые назначаются на должность Генпрокурором РФ.

В прокуратурах субъектов РФ создаются коллегии в составе прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников. В прокуратурах субъектов РФ образуются управления и от­делы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов РФ.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам, старших следо­вателей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов, иных административно-территориальных единиц и уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Они также могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах фонда оплаты труда, установленного Генпрокурором РФ.

Прокуратуры районоввозглавляют проку­роры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших по­мощников и помощников прокуроров, а также старших следо­вателей, следователей и их помощников.

По решению Генпрокурора РФ в прокурату­рах районов могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры спе­циализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генпрокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генпрокурору РФ.

Наши рекомендации