Вопрос Нематериальные блага как объекты гражданских прав.
Среди объектов гражданских прав особое положение занимают нематериальные блага, к которым относятся также неимущественные права. Нематериальные блага характеризуются своей внеэкономической природой, они нематериальны, не являются объектами природы и имеют идеальную сущность. Иными словами нематериальные блага характеризуются непосредственной связью с личностью, подчеркивая уникальность и неповторимость человека. Возникают эти гражданские права в силу рождения или в силу закона, но никогда - по договору. Жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, отнесенные к нематериальным благам, связаны с физическим состоянием человека и принадлежат ему с рождения. Рождение ребенка (жизнь человека) возникает в силу биологических причин. Невозможно представить себе, чтобы подобные отношения возникали в силу гражданско-правового договора. Право свободного передвижения, выбора места жительства и места проживания, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права возникают у человека в силу закона. Другие нематериальные блага связаны с пребыванием человека в обществе и принадлежат ему в силу закона. Это честь и достоинство, личная и семейная тайна и др. Иногда говорят, что такие понятия как честь, совесть, достоинство нельзя измерить и определить. Однако всем понятно, что молодой человек или девушка представляют интерес для других теми качествами, которыми они обладают, степенью выполнения гражданского долга. Чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, сострадание - это те качества по которым оценивают человека. Чем выше они развиты, том более высокую оценку он получает у окружающих с помощью таких этических категорий, как честь, достоинство, деловая репутация. Человеческое достоинство - это оценка обществом конкретного человека, а честь - это положительная социальная оценка человека или отражение его достоинства в сознании других людей. В условиях рынка и конкуренции в деловых отношениях высоко ценится деловая репутация, которая принадлежит не только физическому, но и юридическому лицу. Деловая репутация складывается в процессе работы, посреднической, торговой или иной деятельности. Понятия честь, достоинство, репутация по существу совпадают, определяя моральный статус личности, ее самооценку и положение в обществе. Особенностью нематериальных благ является и то, что посягательства на нематериальные блага возможны не только со стороны других граждан и организаций, но и самого обладателя блага. Употребляя наркотики, алкоголь, гражданин может лишить себя жизни. Особые способы защиты нематериальных благ, присущи только данной группе объектов. Специальными, присущими только для данного вида объектов, способами защиты права являются способы защиты чести, достоинства и деловой репутации, предусмотренные статьей 152 Гражданского кодекса РФ. В то же время наряду с ними могут применяться и общегражданские способы, предусмотренные статьей 12 Гражданского кодекса. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. Распространение порочащих сведений - это сообщение их широкой аудитории, нескольким или хотя бы одному лицу. Сообщение может быть публичным или частным, произведено в письменной или устной форме, с использованием средств массовой информации, а также путем рисунка или фотомонтажа. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. Деловая репутация юридического лица защищается по тем же правилам, что и деловая репутация гражданина. Юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения, имеет право на опубликование своего ответа в средствах массовой информации и т.д. По требованию заинтересованных лиц допускается защита деловой репутации юридического лица после его ликвидации. Вместе с тем не решен вопрос о компенсации морального вреда опороченному юридическому лицу.