Способы проверки сообщения о преступлении
Рассмотрение настоящего вопроса целесообразнее начать с уяснения сущности и оснований предварительной проверки информации о преступлениях. Необходимо, чтобы обучаемые усвоили, что основанием для начала процессуальной проверки заявлений и сообщений о преступлениях является отсутствие в поводе для возбуждения уголовного дела достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Если в поводе содержатся такие данные, то вопрос о возбуждении уголовного дела решается без производства каких-либо проверочных действий, хотя буквальное содержание ч. 1 ст. 144 УПК РФ предписывает проводить проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении.
В ходе проверки, уполномоченные на то государственные органы и должностные лица посредством осуществления процессуальных и иных действий в определенные законом сроки получают данные с целью установления наличия (отсутствия) в исследуемом событии признаков преступления и принятия одного из решений, предусмотренных на стадии возбуждения уголовного дела.
Характеристику средств проверки информации о преступлении можно рассматривать в соответствии с классификацией, предложенной в тезисах и сценарии лекции и опорном конспекте (фрагмент № 6).
Не исключается и проведение во время занятия некоторого сравнительно-правового анализа (хотя это потребует дополнительной подготовки со стороны преподавателя и курсантов. В частности, может быть подготовлен реферат). При этом важно отметить, что в период действия УПК РСФСР о правовых средствах предварительной проверки информации о преступлениях, направлениях их совершенствования в юридической литературе и практическими работниками высказывались различные, порой противоречивые суждения. Предлагалось, например, расширить перечень следственных действий, производство которых допускалось бы в целях более полной проверки заявлений и сообщений о преступлениях до принятия решения о возбуждении уголовного дела. В первую очередь речь идет о возможности производства экспертиз, без результатов которых иногда затруднительно или невозможно принять законное и обоснованное решение. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» в отдельных случаях и с согласия прокурора допускалось производство экспертизы до возбуждения уголовного дела.
Несмотря на это, с принятием УПК РФ не только не разрешены «старые проблемы», связанные с проверкой сообщений о преступлении, но и появились новые. С аудиторией необходимо обсудить вопросы: «Какие следственные действия можно проводить до возбуждения уголовного дела?»; «Можно ли в ходе проверки получать объяснения?»; «Вправе ли это сделать следователь ОВД?».
Рассматривая вопрос об истребовании предметов и документов, необходимо обсудить:
а) правовые основания и порядок истребования предметов и документов в стадии возбуждения уголовного дела.
б) обеспечивается ли истребование принуждением?
в) отличие истребования от добровольной выдачи, представления предметов и документов.
г) процессуальное оформление истребования материалов.
Обсуждение вопросов процессуального оформления истребования необходимых материалов целесообразно начать с характеристики различных способов закрепления ее результатов, встречающихся на практике (акт изъятия, протокол доставления, рапорт и т.д.). При этом следует обратить внимание на то, в каких случаях истребование материалов нужно оформлять рапортом.
Было бы полезным обсудить на занятии положительный опыт и предложения, встречающееся в специальной литературе, относительно составления протокола об истребовании предметов и документов[3].
В окончании рассмотрения вопроса о предварительной проверке сообщений о преступлениях необходимо акцентировать внимание на том, что уголовно-процессуальный закон крайне слабо регулирует вопрос о средствах проверки, в ее рамках возможно осуществление большого количества непроцессуальных действий, регулируемых другими отраслями права. Следует признать, что с точки зрения общей теории права данная ситуации не совсем верна, так как уголовно-процессуальные отношения должны быть урегулированы нормами уголовно-процессуального права. Средства предварительной проверки, предусмотренные УПК, явно не удовлетворяют потребности практики для принятия законного и обоснованного итогового решения в стадии возбуждения уголовного дела.
При рассмотрении вопроса или на заключительном этапе возможно обсуждение ситуаций, предложенных в задачах №№ 96-98.